В результате осуществления мероприятий данной Программы к концу 2004 года выходное поголовье крупного рогатого скота в семейных хозяйствах населения составило 209,3 тыс. голов, 410 выше текущего периода на 24,8 тыс. голов или на 13,5%.
На 7,3 тыс. голов возрастет поголовье лошадей и будет насчитывать 52,8 тыс. голов.
Улучшение селекционно-племенной работы позволит достичь небольшого увеличения оленей. К концу 2004 года их будет насчитываться 35,7 тыс. голов, что превышает текущий уровень на 5 тыс. голов.
Государственная поддержка развития скороспелых отраслей животноводства окажет значительную помощь хозяйствам населения в получении дополнительно 130 тонн мяса кур и 5,6 тыс. тонн свинины.
При этом структура поголовья данных видов животных не изменится. Выходное поголовье к концу 2004 года составит по свиньям и птице соответственно 42,6 и 424,3 тыс. голов. Увеличение численности данных животных составит 2,3 и 2,6 раз.
До 3 и 5,3 тыс. голов увеличится число коз и кроликов.
За счет увеличения поголовья коров, улучшения качественных показателей по удою молока предполагается, что к концу 2004 года семейные хозяйства смогут увеличить валовой объем молока на 2239 тыс. тонн, в т.ч. за счет коз - на 0,4 тыс. тонн
Одно решение организационных вопросов по содержанию пастухов в летний период позволит дополнительно получить ежегодно 10-13 тыс. тонн молока, 3-4 тыс. тонн мяса или 130-140 млн. рублей дохода.
Предоставление дополнительных сельскохозяйственных угодий позволит значительно улучшить показатели по продукции земледелия.
За счет увеличения площадей по картофелю с 4,3 до 5,2 тыс. га к концу этого же периода есть возможность получить дополнительно до 17 тыс. тонн продукции.
За счет дополнительных площадей под строительство теплиц к концу 2004 года на 200 тыс. кв. м можно получить 9,4 тыс. тонн овощей закрытого грунта. Внесение удобрений и проведение агрохимических и других работ позволят увеличить в 2 раза их валовой сбор.
То же самое и в отношении овощей открытого грунта.
В связи с этим к концу 2000 года намечается доведение товарности в семейных хозяйствах до 12%, при этом производство сельскохозяйственной продукции ориентировочно составит 1,8 млрд. рублей. Продолжение принятой политики по поддержке семейных хозяйств позволит уже к концу 2004 года довести этот объем до 3 млрд рублей, увеличив при этом товарность до 20%.
11. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Государственным заказчиком данной Программы является Правительство Республики Саха (Якутия). Для организации работы, координации и оперативного управления всеми процессами и участниками Программы должна быть создана Исполнительная дирекция по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).
Наряду с Исполнительной дирекцией основными исполнителями Программы также являются Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) с подведомственными предприятиями и организациями, Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), администрации улусов и городов, Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике, ЯСПО "Холбос" и другие структуры.
Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) совместно со своими структурными подразделениями является главным исполнителем данной Программы.
Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) с привлечением других заинтересованных министерств и ведомств обеспечивает разработку основных нормативно-правовых документов, проведение научных исследований в области развития семейной экономики, распространение и внедрение прогрессивных технологий по растениеводству и животноводству, новой техники и оборудования, издание рекомендаций по эффективному ведению и развитию семейных хозяйств.
Под его непосредственным руководством и контролем осуществляют свою деятельность и обеспечивают выполнение основных программных мероприятия ФАПК "Туймаада", Департамент животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Агентство по регулированию продовольственного рынка Республики Саха (Якутия), ФАПК "Якутия", ГУП "Республиканский агротехнический центр МТС", ЯНИИСХ и ЯГСХА.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) через Центр развития сел, обеспечивает своевременное финансирование Программы.
На Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия возлагается разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих социальную и правовую защиту безработных граждан, семейных хозяйств и работающих в них оказание материальной помощи незанятому населению, содействия и поддержки переселяющимся в сельскую местность, а также субсидирование организации собственного дела.
Политика семейной экономики является составной частью социально-экономического развития улусов и городов республики, в связи с чем именно на улусные и городские администрации возлагается организация и проведение работы, направленной на содействие самозанятости населения, создание условий для эффективной работы семейных хозяйств. Для чего администрациям необходимо провести учет и обследование семейных хозяйств с целью выявления особо нуждающихся в поддержке, а также разработать Программу улуса (города).
На уровне улусов и городов должны быть собраны заявки от семейных хозяйств, физических лиц на приобретение животных скороспелых отраслей и потребности в кормах для их выращивания, рассмотрены вопросы предоставления площадей как для выращивания сельскохозяйственной продукции, так и ее переработки. Необходимо обеспечить нуждающихся земельными участками, включая сельхозугодья В администрациях улусов и городов население должно найти поддержку в получении товарного кредита на улучшение и обустройство личного подворья, сайылычных хозяйств, строительство теплиц и проведение водопроводов для увеличения объемов продукции растениеводства, а также сбыте произведенной в них продукции за счет средств местных бюджетов.
Наряду с вышеперечисленными исполнителями и участниками немаловажное значение придается общественным организациям, цели и задачи которых во многом совпадают с программными. К числу таких относятся: общество женщин "Алаас Хотуна" и Региональное отделение общероссийского движения сельских женщин "Женщины села - за семейную экономику". Данными организациями продолжится идеологическая и разъяснительная работа, направленная на укрепление здорового образа жизни селян, трудовое воспитание детей, охрану окружающей среды. Будет оказана практическая помощь по вопросам занятости сельского населения, а также материально-технического обеспечения семей.
Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике на протяжении всего периода действия Программы будет проводить учет и мониторинг состояния семейной экономики, на основании которого будут подводиться итоги выполнения мероприятий и выработки решений о принятии мер по дальнейшему развитию семейной экономики.
Механизм реализации Программы развития семейной экономики Республики Саха (Якутия) на селе в 2000-2004 гг. показан в следующей схеме.
Изменения и дополнения к республиканской целевой программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы" на 2002 год
(ВНЕСЕНЫ постановлением Правительства РС(Я) от 07.06.2002 N 289)