ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июня 2002 года N 289
О корректировке основных направлений республиканской целевой программы Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2002 год
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 16.03.2003 N 134
Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2000 года N 54 "О Республиканской целевой программе \"Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы\" и повышения эффективности проводимой государственной поддержки развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить изменения и дополнения к республиканской целевой программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы" на 2002 год (приложение N 1).
2. Возложить на Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) функции государственного заказчика и координатора Программы.
3. Утвердить План мероприятий по поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) на 2002 год (приложение N 2).
4. Всем исполнителям Программы совместно с главами администраций улусов в течение 2002 года провести работу по обеспечению поставок скороспелых отраслей животноводства из улусных и республиканских базовых хозяйств.
5. Установить, что финансирование Программы производится из республиканского бюджета по разделу 008 "Сельское хозяйство и рыболовство", по разделу 1100 "Развитие рыночной инфраструктуры" и других источников.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) И.Н. Долинина.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
С. НАЗАРОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 7 июня 2002 года N 289
Изменения и дополнения к республиканской целевой программе "Развитие семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы" на 2002 год
Современное состояние экономики сельской семьи
Рассматривая государственную политику семейной экономики на селе как одну из составных частей проводимой социально-экономической политики Республики Саха (Якутия) и как целостную систему мер экономического, социального, правового, информационно-пропагандистского и финансового характера, обеспечивающих повышение уровня занятости сельского населения и увеличивающих их доходы, исполнителями Программы развития семейной экономики проведена определенная работа. По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), на 1 января 2002 года в сельской местности численность населения составляет 352728 человек, насчитывается 121156 субъектов семейной экономики, в том числе 114835 постоянных домашних хозяйств, 3700 крестьянских (фермерских) хозяйств, 222 родовые общины, 1900 индивидуальных предпринимателей, 370 человек, занятых надомным трудом, 129 человек ремесленников.
В структуре поголовья по категориям хозяйств продолжает увеличиваться доля субъектов семейной экономики, у которых содержится 86% крупного рогатого скота,77% свиней, 59% лошадей, 47% оленей и 36% птицы. В общем объеме животноводческой продукции на долю субъектов семейной экономики (личные подсобные хозяйства, крестьянские хозяйства, родовые общины) приходится 83% производства мяса, 86% валового надоя молока и 32% яиц. На 1 января 2002 года по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) в субъектах семейной экономики содержится крупного рогатого скота 253092 голов (увеличение в 1,2 раза), лошадей 77234 головы (увеличение в 1,2 раза), свиней 43367 голов (увеличение в 3 раза), птиц 337746 штук (увеличение в 3,3 раза).
В хозяйствах населения стали держать новые виды скороспелой живности: козы и овцы - 1242 головы, кроликов - 7627 голов, перепелок - 33000, гусят - 15595 штук.
В соответствии с Программой развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы, 2000-2002 годы признаны I этапом в развитии скороспелых отраслей животноводства, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета в виде товарного кредитования семейных хозяйств. За это время государственную поддержку получили в виде:
поросят - 22944 хозяйства, в том числе базовые хозяйства;
птиц - 38610 хозяйств;
гусят - 8239 хозяйств;
индоуток - 1935 хозяйств;
перепелов - 272 хозяйства.
В физических объемах семейным хозяйствам за эти годы поставлено 85788 поросят, 649476 кур, 145185 гусят, 3856 кроликов, 673 козы, 1320 лисиц, 677 песцов, а также концентрированные корма на общую сумму 172557,9 тысяч рублей. В виде микрокредитования за 2000-2002 годы выделено наличных средств 305670 тысяч рублей (в том числе за 2001 год - 56600 тыс. рублей) более 37 тысячам семейных хозяйств, 923 крестьянским хозяйствам, 112 индивидуальным предпринимателям, 26 родовым общинам, 142 гражданам, занятым надомным трудом, 1352 безработным.
В целом возврат по товарному кредиту и денежных средств составляет 30% и 75% соответственно от графика возврата.
Средняя доходность сельской семьи по итогам паспортизации семейных хозяйств за 2001 год составила 75458 рублей. По количеству семейных хозяйств с доходом более 100 тыс. рублей, по представленным данным паспортизации, лучшие показатели имеют Усть-Майский, Таттинский, Намский, Верхневилюйский и Верхоянский улусы.
Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 мая 1999 года N 236 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 1999 года "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)"" Госкомстат Республики Саха (Якутия) проводит мониторинг состояния семейной экономики. Первое обследование было проведено в августе 1999 года. Всего состоялось пять выборочных обследований домашних хозяйств, по данным последнего из них подготовлена экспресс-информация "О результатах выборочного обследования домашних хозяйств, получивших в 2001 году товарный кредит". В обследовании приняли участие 566 домохозяйств из 30 улусов республики, получивших в 2001 году товарный кредит в виде молодняка сельскохозяйственных животных и птиц.
Как показали итоги обследования, основными причинами, побудившими обследованные домохозяйства взять в 2001 году товарный кредит (каждое домохозяйство могло назвать две причины), были: желание иметь личное подсобное хозяйство (эту причину назвали 59,2% всех обследованных домохозяйств), надежда на получение в будущем прибыли (назвали 39,9%) и удобные условия доставки (39,8%). По сравнению с 2000 годом заметно снизилась значимость причины "отсутствие денег" при принятии решения о получении товарного кредита: если в 2000 году эту причину назвали почти треть всех обследованных домохозяйств, то в 2001 году - 4,8%. Одна из причин этого - рост денежных доходов населения. Так, в январе-августе 2001 года реальные (т.е. скорректированные на индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению) среднедушевые денежные доходы населения увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 5,3%.
На II этапе политики развития семейной экономики основное внимание Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнителей Программы развития семейной экономики должно быть направлено на диверсификацию производства и кооперацию семейных хозяйств.
Сравнительные показатели уровня благосостояния семей указывают на правильность избранного направления политики государства в отношении сельских семей. В целях дальнейшей реализации Программы основными задачами являются содействие повышению доходности (не менее 100-150 тысяч рублей в год) и товарности сельских семейных хозяйств. Приоритетными направлениями работы по развитию семейной экономики принято развитие кооперации семейных хозяйств, поддержка предпринимательства, усиление контроля за целевым использованием и возвратностью кредитных ресурсов. Особое место отводится реализации целевой программы "Обучение и консультирование населения основам семейной экономики". За 2001 год были созданы учебно-консультационные центры (УКЦ) в 15 улусах.
Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению
Предусматривается принятие следующих нормативно-правовых актов в 2002 году:
N | Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки |
1. | Указ Президента РС(Я) "О государственной поддержке традиционных отраслей народов Севера" | Правительство РС(Я), | II квартал |
2. | Целевая комплексная программа социально-экономического развития села на 2002-2006 годы | МСХ РС(Я), Комитет по делам семьи, Минпредпринимательства РС(Я), ЯСПО "Холбос" | II квартал |
3. | Постановление Правительства РС(Я) "О заготовительной деятельности в Республике Са ха (Якутия)" | МСХ РС(Я), | II квартал |
4. | Программа развития сельской промышленности | МСХ РС(Я), | II квартал |
5. | Распоряжение Правительства РС(Я) "О мерах социально-экономической поддержки сельской молодежи и развития молодежной семейной экономики" | Минмолодежи РС(Я) | II квартал |
6. | Закон РС(Я) "О ремесленной деятельности в РС(Я)" | Минпредпринимательства РС(Я) | III квартал |
7. | Закон РС(Я) "О внесении изменений и дополнений в пенсионный Закон Российской Федерации об условиях оплаты страховых взносов субъектам семейной экономики" | Отделение Пенсионного фонда РФ - ЕПС по РС(Я), | IV квартал |
В соответствии с Программой развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы, 2000-2002 годы признаны первым этапом в развитии скороспелых отраслей животноводства, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета в виде товарного кредитования семейных хозяйств.
За предыдущие годы поставлено скороспелой живности населению и базовым хозяйствам всего:
Из них: | ||||||||
ВСЕГО | Местная поставка | Поставка извне республики | ||||||
Поросята | голов | 85788 | 50552,3 | 35236 | ||||
Куры | штук | 648476 | 481073 | 167403 | ||||
Гуси, утки | штук | 145185 | 145185 | - | ||||
Козы | голов | 673 | 273 | 400 | ||||
Кролики | голов | 1751 | 1751 | |||||
Лисицы | голов | 1320 | 1320 | - | ||||
Песцы | голов | 677 | 677 | - |
Поставщиками скороспелой живности за этот период были ГУП ФАПК "Туймаада" и Департамент животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
За первые годы реализации политики семейной экономики произведено продукции: свинины - 6129,9 тонн на сумму 350918 тысяч рублей, мяса птицы - 429 тонн на сумму 22139 тысяч рублей, яиц - 61380 тысяч штук на сумму 110484 тысячи рублей.
В соответствии с Программой развития семейной экономики в текущем году продолжится товарное кредитование населения скороспелыми видами животных.
Генеральным агентом по поставке животных скороспелых отраслей назначен ГУП "Сахаплемобъединение" Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
Объемы поставок животных скороспелых отраслей приведены в таблице.
N | Наименование живности | Поставлено (гол.) | План на 2002 г. | |
2000 г. | 2001 г. | голов, тонн | ||
1. | Поросята | 27854 | 47360 | 20000 |
2. | Куры | 188904 | 361146 | 115000 |
3. | Гуси, индоутки | 37855 | 77670 | 30000 |
4. | Кролики | 947 | 2105 | 2000 |
5. | Козы | 200 | 273 | 300 |
6. | Лисы | 755 | 70 | 50 |
7. | Песцы | 211 | 166 | 70 |
8. | Комбикорм | 5259 | 8817 | 9227,2 |
9. | Зернофураж | 8035 | 4230 | 3165,3 |
Объемы поставок животных скороспелых отраслей существенно снижены. Так, будет поставлено 20000 голов поросят в счет возврата. Почти в 3 раза, до 115000 голов, сокращается поставка кур. Основными поставщиками будут выступать ГУП "Птицепром", ГУП "Нерюнгринская птицефабрика", СХПК "Харбалахская птицефабрика", "Хатасский свинокомплекс" и другие базовые хозяйства. Гусят и индоуток будет роздано населению с базового хозяйства ООО "Птицевод" соответственно 20000 и 10000 штук. В течение 2002 года продолжится работа по расширению и укреплению улусных и республиканских базовых хозяйств для того, чтобы начиная с 2003 года объемы поставок скороспелых отраслей животноводства, кроме племенных животных, осуществлялись полностью республиканскими поставщиками. В течение года племенной работой в скороспелых отраслях будет заниматься ГУП "Сахаплемобъединение".
Как видно из приведенной таблицы, обеспечение концентрированными кормами из года в год увеличивается. Несмотря на снижение поставки поголовья на 2002 год объем поставки кормов не снижается. Это продиктовано тем, что из года в год завоз комбикормов осуществлялся в недостаточных объемах, что приводило к вынужденному забою скороспелых животных. На 2002 год недостающий объем комбикормов в количестве 11 тыс. тонн должен быть завезен по линии ЯСПО "Холбос", за счет оборотных и привлеченных банковских средств, с погашением процентных ставок из с бюджета республики.
Для увеличения объемов сельскохозяйственного производства в субъектах семейной экономики, повышения товарности и доходности большое значение имеет организация лизинговой поставки сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. В текущем году планируется расширение направления работы ГУП ФАПК "Туймаада". Кроме розничной продажи, поставки лизинговой техники и оборудования, запчастей, концентрированных кормов компания планирует организовать проведение сервисного обслуживания техники и оборудования через ДГУП "Туймаада-Лизинг", обеспечение 14 центральных улусов на коммерческой основе 12 тысячами тонн горюче-смазочных материалов через ДГУП "Туймаада-нефть" на сумму 120 млн. рублей и продажу 2500 тонн продовольственной муки через свои мукомольные заводы на сумму 25 млн. рублей.
В целях обеспечения деятельности субъектов семейной экономики ГУП ФАПК "Туймаада" планируется поставка следующих видов техники, кормов, ГСМ:
Поставка сельскохозяйственной техники, оборудования и кормов