Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 февраля 2000 года N 54

О Республиканской целевой программе Развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 16.03.2003 N 134

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства РС(Я) от 07.06.2002 N 289)

Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17.04.99 N 746 "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)" и решения I съезда сельских семейных хозяйств Республики Саха (Якутия) от 11.12.99 "О Программе развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы", в целях реализации одного из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии республики - семейной экономики, повышения доходности семейных хозяйств и занятости населения Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы (далее по тексту - Программа) с финансированием за счет средств республиканского бюджета по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", фондов поддержки предпринимательства и занятости.

2. Определить:

государственным заказчиком Программы - Правительство Республики Саха (Якутия);

координатором-исполнителем - Исполнительную дирекцию по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия);

исполнителями мероприятий Программы - Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), Комитет по статистике Республики Саха (Якутия), администрации улусов и городов, ЯСПО "Холбос".

3. Исполнительной дирекции при Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (Аммосов В.Д.), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.), Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) (Борисов Е.А.), Министерству малого предпринимательства и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.), Комитету по статистике Республики Саха (Якутия) (Торговкина Т.А.) обеспечить организацию выполнения программных мероприятий и постоянный контроль.

4. Исполнительной дирекции по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) обеспечить ежеквартальное, а по итогам года комплексное подведение итогов выполнения мероприятий с предоставлением отчета о проделанной работе и подготовкой рассмотрения его на заседаниях Правительства республики.

5. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству малого предпринимательства и занятости Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия):

включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета и фондов занятости и предпринимательства;

предусматривать ежегодное финансирование лизинговых поставок техники и оборудования, товарного кредитования скороспелых отраслей сельского хозяйства и других ее мероприятий.

6. Исполнительной дирекции по государственной поддержке развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), ФАПК "Туймаада" произвести распределение квот по улусам и получателям всех программных мероприятий и внести его на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) совместно с механизмом исполнения в срок до 1 марта 2000 года.

7. Главам администрации улусов и городов разработать улусные Программы по развитию экономики семьи, обращая особое внимание на снижение уровня безработицы, развитие новых производств на селе, обеспечение нуждающихся земельными участками, площадями для выращивания сельскохозяйственной продукции и для ее переработки

8. Департаменту по печати и средствам массовой информации при Правительстве Саха (Якутия), НВК "Саха":

обеспечить освещение республиканской целевой Программы развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 годы;

ввести регулярную рубрику в средствах массовой информации о ходе ее реализации.

9. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объем финансирования мероприятий корректироваться с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета и других источников.

10. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Долинина И.Н.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

В.ВЛАСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 5 февраля 2000 г. N 54

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ НА СЕЛЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2000-2004 ГОДЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Данная Программа разработана во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17.04.99 N 746 "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)", постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.05.99 N 236 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17.04.99 N 746 "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)"", с учетом Рекомендаций республиканской научно-практической конференции "Развитие семейной экономики в условиях формирования рыночной модели экономики" от 04.11.99 и на основе решений I съезда сельских семейных хозяйств Республики Саха (Якутия) от 11.12.99.

Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на включение семьи в процесс развития экономики как равноправного субъекта наряду с юридическими и физическими лицами. Это позволит задействовать механизм самозанятости населения и повышения доходности семейных хозяйств через различные формы их взаимодействия с органами власти и всеми другими участниками социально-экономического комплекса.

2. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ


Целями настоящей Программы являются:

повышение уровня жизни и благосостояния семей;

обеспечение более полной занятости и самозанятости населения;

наполнение внутреннего рынка республики продовольствием и потребительскими товарами, изделиями художественных промыслов и ремесленничества через увеличение товарности семейных хозяйств.

Основными направлениями развития сельской семейной экономики на основе государственной поддержки являются:

развитие скороспелых и традиционных отраслей животноводства и растениеводства, рыборазведения и звероводства на основе товарного кредитования;

улучшение селекционно-племенной работы и семеноводства;

укрепление материально-технической базы хозяйств через лизинговые поставки техники, оборудования, малой механизации;

микрокредитование хозяйств, организация торговли материалами и инвентарем для проведения весенне-полевых и сезонных работ;

возрождение традиционных отраслей, народных промыслов, ремесленничества через льготное кредитование, субсидирование и прочие виды государственного регулирования.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ СЕМЬИ


Современное состояние экономики семьи (домашнего хозяйства) свидетельствует о необходимости повышения роли государства в регулировании механизмов самозанятости и самообеспечения семьи, особенно сельской, со стороны Правительства Республики Саха (Якутия).

В 1998 году в республике насчитывалось 307 тыс. домашних хозяйств, в том числе в сельской местности - 92,5 тысяч. По данным обследования, проводимого Комитетом Республики Саха (Якутия) по статистике, среднедушевой доход семей в месяц составил в 1998 году 1272 рубля, что обеспечивало только 1,2 прожиточного минимума. При этом наблюдается значительная дифференциация доходов между городским и сельским населением, особенно у низкодоходных групп населения. Доход городских жителей в высокообеспеченной группе в 1,5 раза превышает доходы сельских жителей в этой группе, в низкодоходной - в 3-4 раза. При этом в сельской местности денежный доход в среднем на одного члена домохозяйства составлял всего 83% от величины прожиточного минимума и только половину от денежных доходов горожан. Происходит углубление неравенства между доходами высокообеспеченных и низкодоходных групп населения, а также между доходами горожан и сельских жителей.

Разрыв в уровне среднедушевых доходов различных групп населения прежде всего определяется размером семьи и соотношением между числом работающих и неработающих в ней лиц. В сельской местности преобладают домохозяйства с большим числом их членов, чем в городской. Так, средний размер домохозяйства в селе составляет 4 человека, в городе - 3. При этом ежегодно снижается уровень занятости сельского населения, этот показатель в 1998 году для сельского населения в возрасте 15-72 лет составил в среднем 60% против 74% в городах. Поэтому в сельской местности выше демографическая нагрузка на одного работающего, чем частично и объясняются низкие среднедушевые доходы населения села

В настоящее время в сельской местности, где денежные доходы крайне низкие доходы от личного подсобного хозяйства играют важную роль. Во многом жизненный уровень сельских жителей поддерживается благодаря личному подсобному хозяйству. Объемы собственного производства продуктов питания в сельской местности позволяют не только стабильно потреблять мясо, молоко, картофель, овощи, но и продавать их на рынке.

В целях повышения уровня доходов своей семьи многие, в основном сельские жители республики, правильно оценив сложившуюся ситуацию, решили достичь улучшения своего положения через укрепление собственного хозяйства.

В результате этого ежегодное снижение поголовья скота в текущем году было не только остановлено, но и начало увеличиваться. Численность крупного рогатого скота по состоянию на 1 января 2000 года в целом по республике увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,7 тыс. голов или на 3,9%, лошадей соответственно на 5,8 тыс. голов или 4,8%, свиней - на 12,3 тыс. голов или 60,7% птицы - на 159,7 тыс. голов или 49,5%, в т.ч. в индивидуальном секторе (крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые общины и личные подсобные хозяйства населения): крупного рогатого скота - на 14,6 тыс. голов или 6,8%, лошадей - 5,5 тыс. голов или 8,6%, свиней - 10,3 тыс. голов или 72,5%, птицы - 77,6 тыс. голов или 73,1%.

При этом за счет перераспределения собственности в индивидуальном секторе находится 80,5% крупного рогатого скота, свиней - 75,1%, лошадей - 54,7% и птицы - 23,5%.

Увеличивается число сельскохозяйственных животных, приходящихся на 1 жителя сельской местности.

Наилучшие показатели по уровню численности крупного рогатого скота на 1 жителя достигнуты в Чурапчинском, Мегино-Кангаласском, Намском улусах. По поголовью лошадей - в Горном, Намском, Чурапчинском улусах, свиней - в Амгинском и Ленском улусах, птицы - в Чурапчинском улусе.

Достижение данных показателей стало возможно лишь при оказании населению существенной помощи со стороны Правительства республики, которое с начала текущего года определило одним из приоритетных своих направлений работу по поддержке развития семейной экономики.

Государственная политика семейной экономики на селе рассматривается как одна из составных частей проводимой социально-экономической политики, а также как целостная система мер экономического, социального, правового и финансового характера.

Практическая реализация данного направления началась после выхода Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 15.02.99 N 688 "О развитии скороспелых отраслей сельского хозяйства для увеличения доходности семьи". Через операторов-поставщиков, которыми явились ФАПК "Туймаада", Фонд поддержки сельских семей "Бигэ Ыал", ЗАО ТК "САПИ-Торг", Хатасский свинокомплекс, АО "Птицевод" и ГУП "Якутптицепром" за счет государственных средств было выделено и реализовано семьям 15,2 тыс. поросят, 208,5 тыс. кур-несушек и цыплят, 31,6 тыс. гусят, 1862 кролика, 200 коз, 419 лисиц, 270 песцов.

В результате этих мероприятий получили возможность заниматься свиноводством 2932 семьи. В среднем каждая семья получила 5,2 гол. свиней.

Пополнить свой рацион свежим яйцом и мясом птицы смогли 7629 семей, получившие в среднем по 26 голов кур и гусей.

Начали развиваться козо- и кролиководство, которые относились до недавнего времени к нетрадиционным видам животноводства в республике и приживаются с большим трудом.

Поставка домашних животных для скороспелых отраслей сельского хозяйства полностью контролировалась ветеринарной и санитарно - эпидемиологической службами. Только на лечение больных животных скороспелых отраслей в 1999 году было израсходовано 220 тыс. рублей.

Для обеспечения кормами сельхозживотных было предоставлено хозяйствам 3,4 тыс. тонн комбикорма и 0,7 тыс. тонн зернофуража на сумму 15,8 млн. рублей.

Кроме этого разработано Положение и выданы микрокредиты семейным хозяйствам за счет 10% от средств Фонда поддержки малого предпринимательства. Приняты меры, направленные на поддержку предпринимательской инициативы безработных граждан. Заключен договор между Департаментом занятости Министерства социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) и Комитетом Республики Саха (Якутия) по делам предпринимательства по созданию 100 рабочих мест на основе выделения микрокредитов из средств Фонда занятости в размере 2 млн. рублей. Проведены эксперименты по субсидированию безработных граждан в натуральной форме в виде молодняка сельскохозяйственных животных и комбикормов вместо выплаты пособий по безработице в Амгинском, Верхневилюйском, Вилюйском, Горном, Олекминском, Мирнинском, Верхоянском, Чурапчинском, Сунтарском улусах. В результате этого около 700 безработных получили работу и сняты с учета в органах службы занятости. Всего на реализацию мероприятий по развитию семейной экономики направлено 86,6 млн. рублей из республиканского бюджета, кроме того - 6,5 млн. рублей из средств Фонда занятости

Результаты проведенного выборочного обследования семейных хозяйств показали что в среднем на одно домохозяйство сумма государственной поддержки в виде товарного кредита составила в среднем 4715,7 рублей. Средний размер полученного обследованными семьями товарного кредита в виде молодняка составил: 2 поросенка, 14 кур и цыплят, 13 гусят, 25 кроликов. Примерный выход продукции от полученного товарного кредита на 1 домохозяйство составил: по свиньям - примерно 60 кг мяса и 20 кг субпродуктов, курам - около 5 кг мяса и 200 яиц, по гусям - около 6 кг мяса.

Подавляющее большинство семей (74,2%) положительно относятся к государственной поддержке населения в развитии семейной экономики. 42% считают, что господдержка позволила им повысить доходы. Из числа обследованных семей 64,6% хотели бы получить ее и в дальнейшем.

4. КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Под семейной экономикой на селе понимается экономика семейно-трудового хозяйства как часть системы рыночной экономики, основанная на частной, коллективной или совместной собственности, функционирующая на основе труда домашних хозяйств, направленная на повышение благосостояния семьи.

Конкретными объектами сельской семейной экономики могут быть крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые общины и личные подсобные хозяйства населения, малые и средние структуры и объединения, занимающиеся сельскохозяйственными, промышленными, транспортными, строительными и другими видами деятельности, включая художественные промыслы, кустарно-ремесленное дело, основанные на труде членов домашних хозяйств и наемных работников.

5. ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

5.1. Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению


В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предполагается принятие законов, определяющих правовой статус семейных хозяйств, их экономические основы.

Данными законами должны быть урегулированы взаимоотношения семейных хозяйств с органами исполнительной власти, а также другими структурами - участниками экономического процесса. Предполагается принятие ряда нормативно-правовых документов, обеспечивающих социальную и правовую защиту семейных хозяйств и работающих и них, регулирующих вопросы отнесения к категориям занятых и безработных, налогообложения, исчисления трудового стажа, пенсионного обеспечения и выплаты социальных пособии. Это потребует внесения предложений но изменению федерального пенсионного, трудового и страхового законодательства и т.д.

Возрождение традиций ремесленной деятельности, установление основ организации, работы ремесленников в республике будут урегулированы Законом "О ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия)".

После принятия законов должны быть разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, определяющие финансово-кредитную, инвестиционную и социальную политику органов исполнительной власти, раскрывающие механизм реализации данных законов.

Предусматривается принятие следующих нормативно-правовых актов:

Наименование мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

1.

Проект Закона РС(Я) "О личных
 подсобных хозяйствах граждан
 в РС(Я)"

Правительство

I квартал
 2000 года

2.

Проект Закона РС(Я) "О
 сельскохозяйственных
 кооперативах финансовой
 взаимопомощи"

Правительство

I квартал
 2000 года

3.

Проект Закона РС(Я) "О
 ремесленной деятельности"

Правительство

I квартал
 2000 года

4.

Проект Закона РС(Я) "О
 крестьянских хозяйствах"

Правительство

II квартал
 2000 года

5.

Проект Закона РС(Я) "О
 сайылычных хозяйствах"

Правительство

II квартал
 2000 года

6.

Проект Закона РС(Я) "Об
 едином сельскохозяйственном
 налоге"

Правительство

II квартал
 2000 года

7.

Проект Закона РФ "О внесении
 изменений и дополнений в
 Закон РФ "О государственных
 пенсиях в РФ"

Правительство

I квартал
 2000 года

8.

Проект Указа Президента РС(Я)
 "О государственной поддержке
 семейных хозяйств арктических
 и северных улусов РС(Я)"

Минсельхоз,
 Минсоцзащиты,
 Миннародов

I квартал
 2000 года

9.

Проект Указа Президента РС(Я)
 "О сельскохозяйственном банке
 РС(Я)"

Минсельхоз,
 Нацбанк РС(Я)

I квартал
 2000 года

10.

Проект постановления
 Правительства РС(Я) "Об
 ипотечном кредитовании
 строительства жилья и
 сайылычных баз на селе"

Минсельхоз

I квартал
 2000 года

11.

Проект постановления
 Правительства РС(Я) "О
 государственной поддержке
 реструктуризации
 сельскохозяйственных
 предприятий для финансового
 оздоровления экономики
 агропромышленного комплекса
 РС(Я)"

Минсельхоз

I квартал
 2000 года

12.

Проект постановления
 Правительства РС(Я) "Об
 утверждении Программы
 строительства жилья,
 социальных объектов,
 инфраструктуры на селе РС(Я)"

Минстрой,
 Минсельхоз

2000-2003
 годы

13.

Проект распоряжения
 Правительства РС(Я) "О
 технических условиях и
 требованиях на продукцию
 индивидуального производства"

Центр
 стандартизации
 ЯНИИСХ

II квартал
 2000 года

14.

Порядок оказания финансовой
 помощи работодателям на
 организацию дополнительных
 (новых) рабочих мест и
 поддержание действующих для
 обеспечения трудоустройства и
 занятости незанятых граждан
 (принятие на Коллегии
 Минсоцзащиты РС(Я))

Минсоцзащиты

I квартал
 2000 года

15.

Порядок предоставления
 безвозмездной субсидии
 безработным гражданам,
 желающим организовать
 собственное дело в сельской
 местности (принятие на
 Коллегии Минсоцзащиты РС(Я))

Минсоцзащиты

I квартал
 2000 года

16.

Порядок взаиморасчетов и
 механизм возврата товарного
 кредита населением за
 поставляемую живность

Минсельхоз,
 ФАПК
 "Туймаада"

I квартал
 2000 года

17.

Положение о базовых
 хозяйствах - репродукторах по
 свиноводству и звероводству

Минсельхоз,
 ФАПК
 "Туймаада",
 Сахабулт

I квартал
 2000 года

18.

Положение о грантах
 Президента РС(Я) -
 победителях семейных хозяйств
 по разным направлениям

Комитет по
 делам семьи и
 детства,
 Минсельхоз

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»