Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Оценка состояния конкурентной среды в сфере туристских и гостиничных услуг


По итогам 2008 года туристские услуги населению оказывались в 10 улусах и городах республики: г. Якутске, Нерюнгри, Алдане, Усть-Алданском, Хангаласском, Абыйском, Кобяйском, Сунтарском, в небольших объемах в Намском улусах и г. Мирном.

Наибольший удельный вес реализации туристских услуг приходится на г. Якутск, доля которого составляет 95% от общего объема.

За 2008 год всего в республике оказано туристских услуг на сумму 201617,7 тыс. рублей.

Гостиничные услуги оказываются почти во всех улусах и городах республики, за исключением 5 улусов: Абыйского, Аллаиховского, Горного, Жиганского, Эвено-Бытантайского.

Наибольший удельный вес реализации гостиничных услуг приходится на г. Якутск, доля которого составляет 59,2% от общего объема, г. Нерюнгри - 18,8%, г. Мирный – 14,9%, г. Олекминск – 2,4%, г. Ленск – 2,2%.

За 2008 год всего в республике оказано гостиничных услуг на сумму 636651,4 тыс. рублей.

Рынок туристских услуг в Республике Саха (Якутия) находится на стадии становления. По состоянию на 1 июля 2009 года в республике действует 37 туристских фирм, в том числе крупные и средние - 6, малых предприятий 25, индивидуальных предпринимателей - 6. Среди крупных и средних туристских фирм 3 туроператора, обеспечивающих формирование туров, 2 турагента, реализующих готовый турпродукт и 1 предприятие, занимающееся иной деятельностью по организации путешествий. Большинство субъектов малого предпринимательства на рынке туристских услуг (27) являются турагентами, то есть не создают свой турпродукт, а являются посредниками между туроператорами и потребителем.

Состояние конкурентоспособности якутских турфирм необходимо оценивать с двух позиций: первая - это конкуренция на рынке внутреннего туризма, вторая – конкуренция на внешнем рынке. Необходимо отметить, что развитие рынка туруслуг напрямую зависит от развития смежных отраслей экономики (инфраструктура, транспорт, развитие платных и бытовых услуг, объектов досуга).

Конкуренцию на рынке внутренних туристских услуг можно характеризовать как совершенную. Влияние каждого участника экономического процесса на рынке туристских услуг незначительно. Новым турфирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены практически одинаковы. Субъекты рынка туристских услуг не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком совершенной конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна. В настоящее время каждый субъект внутреннего туристского рынка при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Также индивидуальным остается качество предоставляемых туристских услуг. Единый стандарт качества на рынке внутренних туруслуг не выработан, слабое информационное сопровождение турпродукта, недостаточная информация о качестве и стоимости внутренних туристских услуг. Все это, а также слабая транспортная инфраструктура, отсутствие гостиничной сети на предлагаемых маршрутах внутреннего туризма препятствует развитию внутреннего туризма и, следовательно, развитию конкуренции.

Текущее состояние инфраструктуры и ограниченная транспортная доступность республики (авиасообщение) не позволяет якутским туристским фирмам стать конкурентом на международном рынке туристских услуг. Сегодня Якутия привлекает иностранных туристов в силу новизны и экзотической составляющей предлагаемого турпродукта. Однако, рекламно-маркетинговое составляющая в продвижении турпродукта является достаточно затратным как для субъектов туристской деятельности, так и для бюджета субъектов РФ, что минимизирует возможности масштабного позиционирования турпотенциала республики. Отсутствие прописанных государственных стандартов и требований к подготовке узкопрофильных специалистов туристской индустрии служит серьезным препятствием для развития конкурентоспособности якутских туристских фирм на внешнем рынке.