Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. Вместе с тем, антимонопольное законодательство не может являться единственным инструментом, направленным на развитие конкуренции на товарных рынках, поскольку ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не развитие конкуренции.
Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий.
Формирование, совершенствование антимонопольного законодательства является исключительной компетенцией Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). В этой связи у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют возможности по внесению изменений в те или иные положения. Единственной возможностью является внесение предложений в порядке законодательной инициативы субъекта Российской Федерации.
В настоящее время Российской Федерацией проводится достаточно серьезная работа, направленная на совершенствование антимонопольного законодательства, в частности, принятие второго антимонопольного пакета, внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации.
Таким образом, в значительной мере развитие антимонопольного законодательства будет осуществляться в рамках мероприятий, предусмотренных программой развития конкуренции в Российской Федерации.