Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Таблица 2.12

Связь


Всего

в том числе субъекты малого и среднего пред-принимательства

доля субъектов малого предпри-нимательства от общего оборота, %

Оборот хозяйствующих субъектов, (по хозяйственным видам экономической деятельности), млн. руб.

9661,2

299,8

3,1

Количество хозяйствующих субъектов, ед.

307

72

23,5

На рынке информационно-телекоммуникационных услуг Якутии крупными операторами и операторами, занимающими существенное положение, являются:

Управление федеральной почтовой связи по РС(Я) - филиал ФГУП "Почта России";

на рынке междугородной и международной телефонной связи: ОАО "Ростелеком", ОАО "Межрегиональный транзиттелеком" - ОАО "МТТ", ОАО "Компания Транстелеком" - ОАО "КТТК";

на рынке внутризоновой телефонной связи - ОАО "Сахателеком", ОАО "МТС", ОАО "Мегафон". Сотовой связью обеспечены г. Якутск и 18 улусов и районов, в том числе в 2008 году расширена зона охвата населенных пунктов в Ленском, Амгинском, Чурапчинском и Нерюнгринском улусах. Начато предоставление услуг сотовой связи компанией "Билайн". Количество абонентов превысило 850 тысяч человек;

на рынке местной телефонной связи - ОАО "Сахателеком";

на рынке предоставления услуг местной телефонной связи работают и другие операторы, такие как ООО "ЭсотелРусТел", НП "РТКС" и другие. Однако объемы услуг небольшие.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.

В сфере телекоммуникаций лицензии на вещание также выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подвергаются государственному регулированию тарифов Федеральной службой по тарифам.

Таким образом, услуги связи и телекоммуникаций в значительной степени подвержены государственному регулированию.

Операторы связи в основном оказывают услуги по крупным городам Якутии - это Якутск, Мирный и Нерюнгри. Основными задачами по развитию услуг связи и телекоммуникаций в настоящее время является не столько развитие конкуренции, а обеспечение доступности современных услуг и технологий во всех населенных пунктах.

На рынке услуг связи имеются значительные инфраструктурные и административные барьеры, к которым относятся:

требование сертификатов соответствия в области связи на оборудование связи, используемого для взаимоувязанной сети связи РФ;

требование сертификации оборудования узла связи;

оформление документов на выделение и использование радиочастот для радиоэлектронных средств;

наличие рабочих проектов сети связи, прошедших государственную экспертизу;

приемка объектов и сооружений связи комиссией с участием Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для юридических лиц, пожелавших стать операторами связи, требуются на начальном этапе значительные инвестиции в создание инфраструктуры, приобретение и монтаж оборудования, оформление разрешительных документов на радиочастоты. Это является сдерживающим фактором развития конкуренции.

Кроме того, на развитие конкуренции в сфере как транспорта, так и связи, безусловно, оказывают влияние такие региональные факторы как низкая плотность населения, малочисленность населения в сельских населенных пунктах, низкая платежеспособность населения в сельских населенных пунктах.