Связь
Всего | в том числе субъекты малого и среднего пред-принимательства | доля субъектов малого предпри-нимательства от общего оборота, % | |
Оборот хозяйствующих субъектов, (по хозяйственным видам экономической деятельности), млн. руб. | 9661,2 | 299,8 | 3,1 |
Количество хозяйствующих субъектов, ед. | 307 | 72 | 23,5 |
На рынке информационно-телекоммуникационных услуг Якутии крупными операторами и операторами, занимающими существенное положение, являются:
Управление федеральной почтовой связи по РС(Я) - филиал ФГУП "Почта России";
на рынке междугородной и международной телефонной связи: ОАО "Ростелеком", ОАО "Межрегиональный транзиттелеком" - ОАО "МТТ", ОАО "Компания Транстелеком" - ОАО "КТТК";
на рынке внутризоновой телефонной связи - ОАО "Сахателеком", ОАО "МТС", ОАО "Мегафон". Сотовой связью обеспечены г. Якутск и 18 улусов и районов, в том числе в 2008 году расширена зона охвата населенных пунктов в Ленском, Амгинском, Чурапчинском и Нерюнгринском улусах. Начато предоставление услуг сотовой связи компанией "Билайн". Количество абонентов превысило 850 тысяч человек;
на рынке местной телефонной связи - ОАО "Сахателеком";
на рынке предоставления услуг местной телефонной связи работают и другие операторы, такие как ООО "ЭсотелРусТел", НП "РТКС" и другие. Однако объемы услуг небольшие.
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В сфере телекоммуникаций лицензии на вещание также выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подвергаются государственному регулированию тарифов Федеральной службой по тарифам.
Таким образом, услуги связи и телекоммуникаций в значительной степени подвержены государственному регулированию.
Операторы связи в основном оказывают услуги по крупным городам Якутии - это Якутск, Мирный и Нерюнгри. Основными задачами по развитию услуг связи и телекоммуникаций в настоящее время является не столько развитие конкуренции, а обеспечение доступности современных услуг и технологий во всех населенных пунктах.
На рынке услуг связи имеются значительные инфраструктурные и административные барьеры, к которым относятся:
требование сертификатов соответствия в области связи на оборудование связи, используемого для взаимоувязанной сети связи РФ;
требование сертификации оборудования узла связи;
оформление документов на выделение и использование радиочастот для радиоэлектронных средств;
наличие рабочих проектов сети связи, прошедших государственную экспертизу;
приемка объектов и сооружений связи комиссией с участием Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для юридических лиц, пожелавших стать операторами связи, требуются на начальном этапе значительные инвестиции в создание инфраструктуры, приобретение и монтаж оборудования, оформление разрешительных документов на радиочастоты. Это является сдерживающим фактором развития конкуренции.
Кроме того, на развитие конкуренции в сфере как транспорта, так и связи, безусловно, оказывают влияние такие региональные факторы как низкая плотность населения, малочисленность населения в сельских населенных пунктах, низкая платежеспособность населения в сельских населенных пунктах.