Недействующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы

Транспортировка газа по трубопроводам


Согласно Государственной целевой программе "Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2007 - 2011 годах и основные направления газификации до 2020 года", утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2006 года 404-З N 823-III, поставки газа осуществляются для снабжения двух основных регионов республики: Центрального, где сосредоточены основные энергетические предприятия, практически все объекты агропромышленного комплекса, объекты стройиндустрии и столица республики - г. Якутск, а также Западного региона, где сосредоточены предприятия алмазодобывающей промышленности.

За 50 лет существования газовой отрасли в республике введено в эксплуатацию 5 месторождений: Усть-Вилюйское, Мастахское, Средневилюйское, Среднеботуобинское и Северо-Нелбинское.

В настоящее время добыча газа в республике осуществляется на Мастахском, Средневилюйском и Среднеботуобинском месторождениях. Лицензиями на разработку указанных месторождений владеют ОАО "Якутгазпром" и ОАО "АЛРОСА-Газ" соответственно.

Магистральные газопроводы и газовые сети городов, сел, поселков центрального промышленного региона Республики Саха (Якутия) обслуживаются ОАО "Сахатранснефтегаз", в Западном регионе - ОАО "АЛРОСА-Газ". Указанные хозяйствующие субъекты включены в Реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг транспортировки газа по трубопроводам.

ОАО "Сахатранснефтегаз" занимается транспортировкой и реализацией природного газа, добываемого ОАО "Якутгазпром" со Средневилюйского и Мастахского ГКМ (Вилюйский и Кобяйский улусы). Добываемый ОАО "Якутгазпром" природный газ транспортируется по магистральному газопроводу СВГКМ-Мастах-Берге-Якутск, состоящему из трех ниток, соответственно все потребители природного газа находятся в населенных пунктах, расположенных вдоль магистрального газопровода. По магистральному газопроводу природный газ подается на газораспределительные станции (ГРС, АГРС) населенных пунктов, в частности по г. Якутску: ГРС г. Якутска, ГРС-2, Якутский газоперерабатывающий завод, где происходит снижение давления, далее по газораспределительным сетям соответствующего населенного пункта газ подается потребителям. Основными потребителями природного газа в разрезе населенных пунктов Республики Саха (Якутия) являются г. Якутск, г. Вилюйск, г. Покровск, с. Мохсоголлох, с. Намцы, с. Кобяй. Кроме того, ОАО "Сахатранснефтегаз" занимается добычей природного газа со Среднетюнгского ГКМ, газ с которого подается в с. Усун, с. Кюбяинде, с. Тылгыны Вилюйского улуса.

Газоснабжение промышленных и коммунальных объектов г. Мирный и п. Светлый осуществляется со Среднеботуобинского газонефтяного месторождения. Годовое потребление природного газа составляет 210 - 220 млн. куб. м. Природный газ подается потребителям по однониточному магистральному газопроводу Таас-Юрях - Мирный - Чернышевский диаметром 530 мм, протяженностью 226,8 км, с проектной годовой производительностью 1 млрд. куб. м. С точки зрения промышленной безопасности однониточное исполнение газопровода Таас-Юрях - Мирный порождает проблему строительства резервной нитки. Предприятием, осуществляющим добычу и подготовку природного газа, транспортировку, распределение и реализацию природного газа в Западной Якутии, является ОАО "АЛРОСА-Газ".

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам, антимонопольными органами выявлялись факты дискриминационных условий деятельности, в частности доступа к соответствующим услугам. Поэтому перед антимонопольными органами стоит задача обеспечить недискриминационный доступ к соответствующим услугам.

На территории Республики Саха (Якутия) факты дискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по трубопроводам не выявлялись. Вместе с тем, отсутствие таких фактов не должно исключать осуществление соответствующего контроля. Таким образом, антимонопольный орган должен обеспечить государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам, антимонопольного законодательства и обеспечения недискриминационного доступа к соответствующим услугам.

Республикой Саха (Якутия) проводится государственная политика, направленная на обеспечение надежного газоснабжения населения. Органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) принимаются нормативные правовые акты, разрабатываются соответствующие программы, целью которых является газификация Республики Саха (Якутия) и развитие соответствующего товарного рынка.

Реализация соответствующих программ предусматривает публично-частное партнерство, участие хозяйствующих субъектов в реализации соответствующих мероприятий. В этом случае, органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), реализующие соответствующие программы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), как органы, осуществляющие государственный контроль в установленных сферах деятельности, должны обеспечить:

соблюдение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, при размещении заказов на выполнение соответствующих программ;

обеспечить соблюдение положений ст.15, 16, 17, 17.1, 19-21 Федерального закона "О защите конкуренции" при реализации мероприятий, направленных на газификацию Республики Саха (Якутия).

Как показал анализ товарного рынка поставки газа, проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), деятельность по транспортировке газа по трубопроводам непосредственно связана с деятельностью по продаже газа конечным потребителям. Совмещение естественно-монопольного вида деятельности с видом деятельности по продаже газа усиливает положение хозяйствующего субъекта (субъекта естественной монополии) на товарном рынке поставки газа. Связано это в первую очередь с отсутствием возможности выбора потребителем соответствующего продавца. Такое положение вещей ведет к доминированию на соответствующем товарном рынке (поставка газа), а также к возможным проявлениям злоупотребления доминирующим положением. В частности, навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, создание дискриминационных условий деятельности и т.д.

В целях пресечения подобных злоупотреблений от органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и антимонопольного органа требуется создавать условия для вхождения на товарный рынок (поставка газа) иных хозяйствующих субъектов, а также пресекать в порядке, установленном антимонопольным законодательством, соответствующие злоупотребления.