ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1993 года N 518
О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 12.04.2004 г. N 165
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491 "О мониторинге земель", Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге земель в Республике Саха (Якутия).
2. Установить, что мониторинг земель в Республике Саха (Якутия) ведется Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам и Министерством экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) по единой системе за счет ассигнований из республиканского бюджета Республики Саха (Якутия).
3. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам (Пахомов) и Министерству экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) (Чемезов) с участием заинтересованных министерств и ведомств:
разработать и представить до 1 февраля 1994 года в Правительство Республики Саха (Якутия) Государственную программу мониторинга земель на 1994-1997 годы, предусматривающую поэтапное введение мониторинга земель;
разработать и утвердить до 1 марта 1994 года порядок предоставления данных мониторинга земель заинтересованным юридическим и физическим лицам.
4. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам (Пахомов), Министерству экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) (Чемезов), главам администраций улусов и городов на основе материалов мониторинга земель обеспечивать своевременное принятие мер по предупреждению и устранению последствии негативных процессов, выявленных при наблюдении за состоянием земельного фонда.
В.ШТЫРОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В Республике Саха (Якутия) ведется мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
1.2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
1.3. Объектом мониторинга земель являются все земли Республики Саха (Якутия) независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
1.4. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
мониторинг земель населенных пунктов;
мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
мониторинг земель лесного фонда;
мониторинг земель водного фонда;
мониторинг земель запаса.
1.5. В зависимости от территориального охвата осуществляется региональный и локальный мониторинг земель.
Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.
Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
1.6. При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:
эволюционные (связанные с естественно историческими процессами развития);
цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);
антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и другое).
II. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
2.1. Основными задачами мониторинга земель являются:
своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
2.2. Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:
состояния землепользований угодий, полей, участков;
процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;
состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
2.3. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных) направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.
Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
2.4. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
III. ХАРАКТЕР ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
3.1. Мониторинг земель ведется Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам и Министерством экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) при участии Госстроя Республики Саха (Якутия), других заинтересованных министерств и ведомств.
Организация и координация деятельности указанных министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам и Министерством экологии и природопользования Республики Саха (Якутия).
3.2. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
3.3. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам и его органах на местах.
3.4. Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются:
дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.);
наземные съемки и наблюдения;
фондовые данные.
Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях.
Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.
Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.
3.5. В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:
базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);
периодические (через год и более);
оперативные (фиксирующие текущие изменения).
3.6. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, обобщаются по улусам, городам Республики Саха (Якутия) в целом, а также по отдельным природным комплексам. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам и Министерством экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) с участием заинтересованных министерств и ведомств обобщают полученные предложения, разрабатывают и представляют в Правительство Республики Саха (Якутия) программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно не позднее 1 ноября уточняют ее с учетом поступивших предложений.
3.7. Базовый и периодический мониторинг земель ведутся Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам, Министерством экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам улусов, городов с использованием данных базового и периодического мониторинга.
Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
3.8. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по земельной реформе и земельным ресурсам и Министерство экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и государственного земельного кадастра, и ежегодно не позднее 30 марта представляют в Правительство Республики Саха (Якутия) Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Республики Саха (Якутия).
3.9. Предприятия, организации и учреждения, граждане, международные организации и иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.
3.10. Финансирование республиканских программ мониторинга земель осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета.