Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы

Раздел 6. Решение актуальных проблем межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия)


Успех развития системы управления общественными финансами в значительной степени зависит от усилий, предпринимаемых муниципальными образованиями.

Введение в действие в 2006 году Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" существенно увеличило количество муниципальных образований в Республике Саха (Якутия). Если до 1 января 2006 года из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) получали финансовую помощь 40 муниципальных образований, то с 1 января 2006 года на территории Республики Саха (Якутия) образовалось 446 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 34 муниципальных района, 49 городских поселений и 361 сельское поселение.

Принятые в 2005 году Законы Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)"" и "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" стали основой для формирования местных бюджетов и создали базу для регулирования межбюджетных отношений между республикой, муниципальным районом и поселением.

Законом Республики Саха (Якутия) о бюджетном устройстве и бюджетном процессе установлено, что межбюджетные трансферты из государственного бюджета, предназначенные для бюджетов поселений, предоставляются бюджетам муниципальных районов для дальнейшего перечисления в бюджеты поселений. Такой подход оправдан в силу специфики территориальной удаленности муниципальных образований от административного центра - города Якутска, наличия большого количества сельскохозяйственных населенных пунктов с дисперсным проживанием населения.

Этим же Законом за бюджетами муниципальных образований в статусе муниципальных районов (городских округов), в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, были закреплены единые нормативы отчислений по федеральным и региональным налогам и сборам, а также налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами, подлежащим зачислению в бюджет субъекта РФ: налог на доходы с физических лиц - 10%, налог на игорный бизнес - 100%, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 100%, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 90%, единый сельскохозяйственный налог - 30%.

Муниципальные районы и расположенные на их территории муниципальные поселения имеют преимущественно сельскохозяйственную направленность. Для большинства муниципальных образований характерен низкий уровень налогооблагаемой базы. Так, в доходах бюджетов 356 муниципальных поселений (86,8% от числа всех муниципальных образований) налоговые и неналоговые доходы составляют лишь до 20%. Таким образом, 84% всех муниципальных образований могут исполнить собственные полномочия местного значения лишь на 20%. По муниципальным районам (городским округам) Республики Саха (Якутия) бюджетные доходы по итогам исполнения 2006 года на одного жителя в среднем составили 29478 рублей. При этом в разрезе районов, городских округов среднедушевой доход колеблется от 15559 рублей по Жатаю до 77709 рублей по Момскому району. Обеспеченность налоговыми и неналоговыми доходами в среднем составила 7356 рублей на одного жителя и колеблется от 17 рублей по Магану до 14831 рублей по Ленскому району.

По итогам первого полугодия 2007 года бюджетная обеспеченность общими доходами на одного жителя составила 16179 рублей (разброс от 8144 рублей по Жатаю до 41443 рублей по Момскому району), налоговыми и неналоговыми доходами 3894 рубля (от 520 рублей по Жиганскому району до 9326 рублей по Ленскому району).

Существенная дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных образований выводит на первый план задачу максимально эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований с тем, чтобы все жители республики получили равный доступ к бюджетным услугам.

На уровне республики образованы 3 фонда - Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и Республиканский фонд компенсаций, а также Фонд софинансирования расходов, действие которого реализуется с 2008 года. Кроме указанных фондов местным бюджетам из бюджета республики выделяются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, расходы на компенсацию дополнительных расходов, возникших в связи с принятием решений органами исполнительной власти субъекта РФ.

Распределение средств из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований (городских округов) производится по методикам, начиная с 2004 года. Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) состоит из трех частей, первая и вторая части являются выравнивающими частями, третья часть - компенсацией потерь бюджетов муниципальных районов (городских округов) в связи с переходом на новую методику, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". В Законе о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год предусмотрено (ст. 27) утверждение Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) для финансирования дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2008 год в сумме 7 910 351 тыс.рублей, в том числе: первая и вторая части - в размере 7 673 040 тыс.рублей; третья часть - в размере 237 311 тыс.рублей.