Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы

Таблица 15

Бюджетная обеспеченность в разрезе муниципальных районов (городских округов) без учета и с учетом дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)

(руб./1 условного потребителя)

Муниципальные образования

Численность условных потребителей

Бюджетная обеспеченность
 без учета дотаций
 (до выравнивания бюджетной обеспеченности)

Бюджетная обеспеченность
 с учетом дотаций
 (после выравнивания бюджетной обеспеченности)

2006 год

2007 год

2006 год

2007 год

2006 год

2007 год

1. Абыйский

11 734

10 288

1 041

1 383

8 932

9 698

2. Алданский

38 148

37 955

3 836

5 603

8 932

9 698

3. Аллаиховский

7 631

6 981

1 329

1 554

8 932

9 698

4. Амгинский

21 762

21 211

1 156

1 403

8 932

9 698

5. Анабарский

9 203

9 114

4 311

5 567

8 932

9 698

6. Булунский

13 100

12 078

2 419

2 769

8 932

9 698

7. Верхневилюйский

28 599

27 372

1 423

1 712

8 932

9 698

8. Верхнеколымский

7 275

8 971

2 445

2 120

8 932

9 698

9. Верхоянский

27 216

27 887

1 078

1 231

8 932

9 698

10.Вилюйский

27 360

28 643

2 199

2 477

8 932

9 698

11.Горный

14 614

14 882

1 540

1 439

8 932

9 698

12.Жиганский

7 575

8 137

1 430

1 536

8 932

9 698

13.Кобяйский

19 184

20 989

1 273

1 352

8 932

9 698

14.Ленский

29 052

27 984

6 040

8 911

8 932

10 015

15.Мегино-
 Кангаласский

36 062

35 119

1 393

1 566

8 932

9 698

16.Мирнинский

53 043

54 116

13 552

14 237

13 552

14 237

17.Момский

12 872

12 996

821

935

8 932

9 698

18.Намский

24 721

25 238

1 156

1 445

8 932

9 698

19.Нерюнгринский

51 627

51 365

7 008

8 820

8 932

9 698

20.Нижнеколымский

12 912

11 853

1 062

1 445

8 932

9 698

21.Нюрбинский

31 812

33 963

3 053

3 263

8 932

9 698

22.Оймяконский

17 103

15 174

2 763

3 752

8 932

9 698

23.Олекминский

28 786

29 063

1 850

2 185

8 932

9 698

24.Оленекский

11 017

10 478

1 967

2 831

8 932

9 698

25.Среднеколымский

19 077

17 961

797

1 036

8 932

9 698

26.Сунтарский

36 453

34 781

1 396

1 749

8 932

9 698

27.Таттинский

19 240

19 051

1 416

1 730

8 932

9 698

28.Томпонский

16 827

15 007

2 547

3 200

8 932

9 698

29.Усть-Алданский

30 664

32 536

805

1 021

8 932

9 698

30.Усть-Майский

11 543

11 562

2 513

2 709

8 932

9 698

31.Усть-Янский

17 604

16 545

1 849

2 464

8 932

9 698

32.Хангаласский

29 510

29 390

1 861

2 630

8 932

9 698

33.Чурапчинский

24 107

25 224

1 197

1 554

8 932

9 698

34.Эвено-
 Бытантайский

7 735

8 556

720

706

8 932

9 698

35.Якутск

193 049

198 977

6 387

7 732

8 932

9 698

36.Жатай

5 582

7 440

3 094

3 301

8 932

9 698

37.Маган

1 192

1 511

8 932

В среднем по МР (ГО)

954 990

958 888

3 784

4 579

9 189

9 979

Однако показатель бюджетной обеспеченности муниципального образования в расчете на одного жителя не отражает реальной потребности муниципалитетов по исполнению собственных расходных обязательств. На практике наибольший объем ресурсов перераспределяется в пользу густонаселенных муниципалитетов, расположенных в основном в центральной, западной и южной Якутии. Муниципальные образования, расположенные в северных и труднодоступных зонах с низкой плотностью населения и высокой стоимостью оказания бюджетных услуг, получают существенно меньший объем помощи.

Кроме того, в Методике распределения финансовой помощи не учитывается обеспеченность муниципальных образований налоговыми и неналоговыми доходами. Соответственно, получателями финансовой помощи в равной степени являлись как высокообеспеченные поселения, так и низкообеспеченные поселения, что потребовало значительных финансовых затрат со стороны бюджета Республики.

Объем неналоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов в бюджетах муниципальных образований занимает в среднем 10 %. При этом в бюджетах городских поселений, административных центров муниципальных районов, а также в бюджетах муниципальных районов и городских округов данный вид доходов занимает от 20 до 50 %. Учет неналоговых доходов позволит осуществлять более корректное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и распределение финансовой помощи и сократить нагрузку на региональный бюджет.

Таким образом, принятые в течение 2005-2006 годов меры позволили создать для муниципальных образований Республики Саха (Якутия) систему бюджетных ограничений, включающую:

стабильные единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;

формализованный порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;

методику распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и фонда компенсаций;

мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

В то же время существующие подходы к организации межбюджетных отношений не отвечают требованиям управления по результатам. В частности, недостаточно проработаны методика оперативной и годовой оценки качества управления финансами муниципальных образований, порядок применения результатов мониторинга, оценки качества управления финансами муниципальных образований ; требуют решения такие вопросы как оценка финансовых возможностей муниципального образования при принятии новых расходных обязательств, порядок формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.

В этой связи возрастает роль республиканских органов власти в создании условий для перехода муниципальных образований к бюджетированию, основанному на результатах. Совершенствование межбюджетных отношений в текущем периоде связано с необходимостью повышения ответственности органов местного самоуправления за результаты своей деятельности, за качество управления муниципальными финансами.

Анализ ситуации позволяет выделить следующие проблемы, требующие решения в текущем периоде:

рост численности муниципальных служащих и бюджетных расходов в связи с формированием муниципальных образований на уровне поселений;

по-прежнему существенным остается разрыв в бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики;

необходимость законодательного установления порядка учета неналоговых доходов при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

низкая эффективность управления расходными обязательствами на уровне муниципальных образований;

организация бюджетного процесса на муниципальном уровне без учета требований бюджетирования, ориентированного на результат;

отсутствие методики перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.

В этой связи, в рамках данного направления предлагается реализовать следующие меры:

6.1. Мероприятия, позволяющие достичь поставленной задачи I этап (2008 год):

1. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) уточнить показатели эффективности и результативности работы органов местного самоуправления, выделить показатели качества финансового менеджмента муниципального образования.

2. По результатам мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований определить эффективно работающие органы МСУ, проанализировать их опыт и оценить возможность его применения в других муниципальных образованиях.

3. Разработать для органов местного самоуправления методические рекомендации по внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

4. Разработать методические рекомендации по преобразованию бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, в автономные учреждения.

5. Разработать Типовой порядок формирования муниципального задания на предоставление муниципальных услуг.