Бюджетная обеспеченность в разрезе муниципальных районов (городских округов) без учета и с учетом дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)
(руб./1 условного потребителя)
Муниципальные образования | Численность условных потребителей | Бюджетная обеспеченность | Бюджетная обеспеченность | |||
2006 год | 2007 год | 2006 год | 2007 год | 2006 год | 2007 год | |
1. Абыйский | 11 734 | 10 288 | 1 041 | 1 383 | 8 932 | 9 698 |
2. Алданский | 38 148 | 37 955 | 3 836 | 5 603 | 8 932 | 9 698 |
3. Аллаиховский | 7 631 | 6 981 | 1 329 | 1 554 | 8 932 | 9 698 |
4. Амгинский | 21 762 | 21 211 | 1 156 | 1 403 | 8 932 | 9 698 |
5. Анабарский | 9 203 | 9 114 | 4 311 | 5 567 | 8 932 | 9 698 |
6. Булунский | 13 100 | 12 078 | 2 419 | 2 769 | 8 932 | 9 698 |
7. Верхневилюйский | 28 599 | 27 372 | 1 423 | 1 712 | 8 932 | 9 698 |
8. Верхнеколымский | 7 275 | 8 971 | 2 445 | 2 120 | 8 932 | 9 698 |
9. Верхоянский | 27 216 | 27 887 | 1 078 | 1 231 | 8 932 | 9 698 |
10.Вилюйский | 27 360 | 28 643 | 2 199 | 2 477 | 8 932 | 9 698 |
11.Горный | 14 614 | 14 882 | 1 540 | 1 439 | 8 932 | 9 698 |
12.Жиганский | 7 575 | 8 137 | 1 430 | 1 536 | 8 932 | 9 698 |
13.Кобяйский | 19 184 | 20 989 | 1 273 | 1 352 | 8 932 | 9 698 |
14.Ленский | 29 052 | 27 984 | 6 040 | 8 911 | 8 932 | 10 015 |
15.Мегино- | 36 062 | 35 119 | 1 393 | 1 566 | 8 932 | 9 698 |
16.Мирнинский | 53 043 | 54 116 | 13 552 | 14 237 | 13 552 | 14 237 |
17.Момский | 12 872 | 12 996 | 821 | 935 | 8 932 | 9 698 |
18.Намский | 24 721 | 25 238 | 1 156 | 1 445 | 8 932 | 9 698 |
19.Нерюнгринский | 51 627 | 51 365 | 7 008 | 8 820 | 8 932 | 9 698 |
20.Нижнеколымский | 12 912 | 11 853 | 1 062 | 1 445 | 8 932 | 9 698 |
21.Нюрбинский | 31 812 | 33 963 | 3 053 | 3 263 | 8 932 | 9 698 |
22.Оймяконский | 17 103 | 15 174 | 2 763 | 3 752 | 8 932 | 9 698 |
23.Олекминский | 28 786 | 29 063 | 1 850 | 2 185 | 8 932 | 9 698 |
24.Оленекский | 11 017 | 10 478 | 1 967 | 2 831 | 8 932 | 9 698 |
25.Среднеколымский | 19 077 | 17 961 | 797 | 1 036 | 8 932 | 9 698 |
26.Сунтарский | 36 453 | 34 781 | 1 396 | 1 749 | 8 932 | 9 698 |
27.Таттинский | 19 240 | 19 051 | 1 416 | 1 730 | 8 932 | 9 698 |
28.Томпонский | 16 827 | 15 007 | 2 547 | 3 200 | 8 932 | 9 698 |
29.Усть-Алданский | 30 664 | 32 536 | 805 | 1 021 | 8 932 | 9 698 |
30.Усть-Майский | 11 543 | 11 562 | 2 513 | 2 709 | 8 932 | 9 698 |
31.Усть-Янский | 17 604 | 16 545 | 1 849 | 2 464 | 8 932 | 9 698 |
32.Хангаласский | 29 510 | 29 390 | 1 861 | 2 630 | 8 932 | 9 698 |
33.Чурапчинский | 24 107 | 25 224 | 1 197 | 1 554 | 8 932 | 9 698 |
34.Эвено- | 7 735 | 8 556 | 720 | 706 | 8 932 | 9 698 |
35.Якутск | 193 049 | 198 977 | 6 387 | 7 732 | 8 932 | 9 698 |
36.Жатай | 5 582 | 7 440 | 3 094 | 3 301 | 8 932 | 9 698 |
37.Маган | 1 192 | 1 511 | 8 932 | |||
В среднем по МР (ГО) | 954 990 | 958 888 | 3 784 | 4 579 | 9 189 | 9 979 |
Однако показатель бюджетной обеспеченности муниципального образования в расчете на одного жителя не отражает реальной потребности муниципалитетов по исполнению собственных расходных обязательств. На практике наибольший объем ресурсов перераспределяется в пользу густонаселенных муниципалитетов, расположенных в основном в центральной, западной и южной Якутии. Муниципальные образования, расположенные в северных и труднодоступных зонах с низкой плотностью населения и высокой стоимостью оказания бюджетных услуг, получают существенно меньший объем помощи.
Кроме того, в Методике распределения финансовой помощи не учитывается обеспеченность муниципальных образований налоговыми и неналоговыми доходами. Соответственно, получателями финансовой помощи в равной степени являлись как высокообеспеченные поселения, так и низкообеспеченные поселения, что потребовало значительных финансовых затрат со стороны бюджета Республики.
Объем неналоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов в бюджетах муниципальных образований занимает в среднем 10 %. При этом в бюджетах городских поселений, административных центров муниципальных районов, а также в бюджетах муниципальных районов и городских округов данный вид доходов занимает от 20 до 50 %. Учет неналоговых доходов позволит осуществлять более корректное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и распределение финансовой помощи и сократить нагрузку на региональный бюджет.
Таким образом, принятые в течение 2005-2006 годов меры позволили создать для муниципальных образований Республики Саха (Якутия) систему бюджетных ограничений, включающую:
стабильные единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;
формализованный порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;
методику распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и фонда компенсаций;
мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.
В то же время существующие подходы к организации межбюджетных отношений не отвечают требованиям управления по результатам. В частности, недостаточно проработаны методика оперативной и годовой оценки качества управления финансами муниципальных образований, порядок применения результатов мониторинга, оценки качества управления финансами муниципальных образований ; требуют решения такие вопросы как оценка финансовых возможностей муниципального образования при принятии новых расходных обязательств, порядок формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.
В этой связи возрастает роль республиканских органов власти в создании условий для перехода муниципальных образований к бюджетированию, основанному на результатах. Совершенствование межбюджетных отношений в текущем периоде связано с необходимостью повышения ответственности органов местного самоуправления за результаты своей деятельности, за качество управления муниципальными финансами.
Анализ ситуации позволяет выделить следующие проблемы, требующие решения в текущем периоде:
рост численности муниципальных служащих и бюджетных расходов в связи с формированием муниципальных образований на уровне поселений;
по-прежнему существенным остается разрыв в бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики;
необходимость законодательного установления порядка учета неналоговых доходов при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
низкая эффективность управления расходными обязательствами на уровне муниципальных образований;
организация бюджетного процесса на муниципальном уровне без учета требований бюджетирования, ориентированного на результат;
отсутствие методики перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.
В этой связи, в рамках данного направления предлагается реализовать следующие меры:
6.1. Мероприятия, позволяющие достичь поставленной задачи I этап (2008 год):
1. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) уточнить показатели эффективности и результативности работы органов местного самоуправления, выделить показатели качества финансового менеджмента муниципального образования.
2. По результатам мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований определить эффективно работающие органы МСУ, проанализировать их опыт и оценить возможность его применения в других муниципальных образованиях.
3. Разработать для органов местного самоуправления методические рекомендации по внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
4. Разработать методические рекомендации по преобразованию бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, в автономные учреждения.
5. Разработать Типовой порядок формирования муниципального задания на предоставление муниципальных услуг.