Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы

Таблица 16

Изменение порядка составления перспективного финансового плана


          Предлагается           

     Существует в настоящее время      

Составляется на 3 года           

Составляется на 3 года                 

Утверждается Правительством РС(Я)

Утверждается Правительством РС(Я)      

Бюджет - это первый год СФП      

Бюджет разрабатывается отдельно        

Формат: детальные показатели     
доходов и расходов бюджета РС(Я)

Формат: укрупненные показатели         
социально-экономического развития РС(Я)

Утверждение предельных объемов   
бюджетов ГРБС на 3 года          

Ведомственная структура расходов       
не применяется                         

Межбюджетные трансферты          
распределены                     

Межбюджетные трансферты                
не распределены                        

"Скользящая трехлетка"           

Каждый год - новый план                

Таким образом, в рамках данного направления предлагается реализовать следующие меры:

1. Определить требования к содержанию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Доклады, представляемые субъектами бюджетного планирования в Правительство Республики Саха (Якутия), должны характеризовать:

основные цели и задачи субъекта бюджетного планирования, их увязку с приоритетами государственной политики;

расходные обязательства в соответствующей сфере деятельности и оценку объема администрируемых доходов бюджета;

достигнутые в отчетном периоде и планируемые на среднесрочную перспективу (до 3-х лет) количественно измеримые результаты, а также ориентированные на их реализацию бюджетные программы;

распределение между целями, задачами и программами бюджетных расходов в отчетном и планируемом периоде;

оценку результативности бюджетных расходов, обоснование мер по ее повышению.

2. Утвердить постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) порядок разработки и использования в бюджетном процессе докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности.

3. Внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок разработки, реализации и оценки результативности ведомственных целевых программ.

4. Подготовить поправки в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 391 от 30 июня 2005 года "О порядке составления перспективного финансового плана и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" и в Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" в части, касающейся бюджетного процесса.

Реализация мер в данной сфере должна сопровождаться внедрением в бюджетную практику инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

2. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат

Программно-целевое управление государственными расходами и соответствующее ему бюджетирование способно существенно повысить эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на действительно важных для общества направлениях. Позитивный потенциал программно-целевого бюджетирования определяется не только тесной связью расходов государства с достижением конкретных результатов, но и активным участием в определении желаемых результатов и способов их достижения законодательных и представительных органов власти, а также активных слоев общества. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, как свидетельствует мировой опыт, представляет собой сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических вопросов. Поэтому осуществлять этот переход целесообразно поэтапно, вначале на базе отдельных пилотных министерств, постепенно распространяя позитивный опыт на другие министерства, ведомства и организации.

Дальнейшее внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс Республики Саха (Якутия) предлагается осуществлять по следующей схеме:

1. Подготовка концепции перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. В концепции должны содержаться описание сути предстоящей реформы, ее цели, задачи, основные этапы и мероприятия.

2. Подготовка Министерством финансов Республики Саха (Якутия) инструкций, содержащих стандарты процедур бюджетирования (планирования, определения стоимости предоставляемых услуг; управления закупками; контроля бюджета/ресурсов; финансовых отчетов и отчетов о результатах деятельности; управления активами; внутреннего аудита; использования элементов многолетнего бюджетирования, учета расходов по начислению).

4. Отбор и реализация пилотных проектов (на базе 3-5 министерств).

5. Анализ полученных результатов.

6. Корректировка первоначальных подходов к внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.

7. Распространение скорректированных подходов на остальные министерства и ведомства.

3. Формирование долгосрочной долговой политики

Принятие в 2005 году пакета документов, регулирующих отношения в сфере управления государственным долгом, позволило упорядочить механизм принятия долговых обязательств, их рефинансирования, регулирования просроченной кредиторской задолженности. С 2006 года в бюджетном процессе используется методика расчета предельного объема привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Республики Саха (Якутия). Отсутствие просроченных долговых обязательств отражает добросовестное (своевременное и в полном объеме) обслуживание и погашение долговых обязательств Республикой Саха (Якутия). Государственный долг Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2007 года составил 12454,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 249,2 млн. рублей (12205 млн. рублей). Весь долг урегулирован и профиль платежей распределен незначительными суммами по годам до 2016 года.

Вместе с тем в краткосрочной перспективе прогнозируется увеличение показателя "Отношение долга субъекта РФ к объему доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета" (с 41% в 2004 г. до 53% к 2008 г.), что свидетельствует о существенном повышении риска невыполнения долговых обязательств.