Изменение порядка составления перспективного финансового плана
Предлагается | Существует в настоящее время |
Составляется на 3 года | Составляется на 3 года |
Утверждается Правительством РС(Я) | Утверждается Правительством РС(Я) |
Бюджет - это первый год СФП | Бюджет разрабатывается отдельно |
Формат: детальные показатели | Формат: укрупненные показатели |
Утверждение предельных объемов | Ведомственная структура расходов |
Межбюджетные трансферты | Межбюджетные трансферты |
"Скользящая трехлетка" | Каждый год - новый план |
Таким образом, в рамках данного направления предлагается реализовать следующие меры:
1. Определить требования к содержанию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Доклады, представляемые субъектами бюджетного планирования в Правительство Республики Саха (Якутия), должны характеризовать:
основные цели и задачи субъекта бюджетного планирования, их увязку с приоритетами государственной политики;
расходные обязательства в соответствующей сфере деятельности и оценку объема администрируемых доходов бюджета;
достигнутые в отчетном периоде и планируемые на среднесрочную перспективу (до 3-х лет) количественно измеримые результаты, а также ориентированные на их реализацию бюджетные программы;
распределение между целями, задачами и программами бюджетных расходов в отчетном и планируемом периоде;
оценку результативности бюджетных расходов, обоснование мер по ее повышению.
2. Утвердить постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) порядок разработки и использования в бюджетном процессе докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности.
3. Внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок разработки, реализации и оценки результативности ведомственных целевых программ.
4. Подготовить поправки в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 391 от 30 июня 2005 года "О порядке составления перспективного финансового плана и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" и в Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" в части, касающейся бюджетного процесса.
Реализация мер в данной сфере должна сопровождаться внедрением в бюджетную практику инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
2. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат
Программно-целевое управление государственными расходами и соответствующее ему бюджетирование способно существенно повысить эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на действительно важных для общества направлениях. Позитивный потенциал программно-целевого бюджетирования определяется не только тесной связью расходов государства с достижением конкретных результатов, но и активным участием в определении желаемых результатов и способов их достижения законодательных и представительных органов власти, а также активных слоев общества. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, как свидетельствует мировой опыт, представляет собой сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических вопросов. Поэтому осуществлять этот переход целесообразно поэтапно, вначале на базе отдельных пилотных министерств, постепенно распространяя позитивный опыт на другие министерства, ведомства и организации.
Дальнейшее внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс Республики Саха (Якутия) предлагается осуществлять по следующей схеме:
1. Подготовка концепции перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. В концепции должны содержаться описание сути предстоящей реформы, ее цели, задачи, основные этапы и мероприятия.
2. Подготовка Министерством финансов Республики Саха (Якутия) инструкций, содержащих стандарты процедур бюджетирования (планирования, определения стоимости предоставляемых услуг; управления закупками; контроля бюджета/ресурсов; финансовых отчетов и отчетов о результатах деятельности; управления активами; внутреннего аудита; использования элементов многолетнего бюджетирования, учета расходов по начислению).
4. Отбор и реализация пилотных проектов (на базе 3-5 министерств).
5. Анализ полученных результатов.
6. Корректировка первоначальных подходов к внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.
7. Распространение скорректированных подходов на остальные министерства и ведомства.
3. Формирование долгосрочной долговой политики
Принятие в 2005 году пакета документов, регулирующих отношения в сфере управления государственным долгом, позволило упорядочить механизм принятия долговых обязательств, их рефинансирования, регулирования просроченной кредиторской задолженности. С 2006 года в бюджетном процессе используется методика расчета предельного объема привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Республики Саха (Якутия). Отсутствие просроченных долговых обязательств отражает добросовестное (своевременное и в полном объеме) обслуживание и погашение долговых обязательств Республикой Саха (Якутия). Государственный долг Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2007 года составил 12454,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 249,2 млн. рублей (12205 млн. рублей). Весь долг урегулирован и профиль платежей распределен незначительными суммами по годам до 2016 года.
Вместе с тем в краткосрочной перспективе прогнозируется увеличение показателя "Отношение долга субъекта РФ к объему доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета" (с 41% в 2004 г. до 53% к 2008 г.), что свидетельствует о существенном повышении риска невыполнения долговых обязательств.