Для достижения главной цели управления общественными финансами - предоставления общественных услуг высокого качества при повышении эффективности и результативности бюджетных расходов, необходимо последовательно реформировать все этапы бюджетного цикла путем внедрения современных процедур и процессов финансового менеджмента в общественный сектор.
Финансовый менеджмент в общественном секторе - это процессы и процедуры, обеспечивающие результативность использования ресурсов. Менеджеры общественного сектора, как и менеджеры частного сектора, при достижении поставленных целей должны использовать финансы с максимальной отдачей. Помимо этого, на менеджерах общественного сектора лежит социальная ответственность, т.к. они управляют ресурсами, принадлежащими обществу (деньгами налогоплательщиков) в целях удовлетворения общественных интересов.
План мероприятий по достижению главной цели управления общественными финансами базируется на оценке текущей ситуации и исходит из необходимости:
завершить начатое в 2005-2006 годах реформирование стадии подготовки бюджета Республики Саха (Якутия) с тем, чтобы среднесрочное бюджетное планирование стало основой процесса бюджетного планирования;
продолжить практику внедрения в систему управления общественными финансами инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
сделать мониторинг качества управления региональными и муниципальными финансами неотъемлемым элементом бюджетного процесса;
создать условия для успешной реализации реформ на региональном и местном уровне, в том числе разработать необходимые нормативные акты и методические рекомендации, обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в области финансового менеджмента.
Решение задач в сфере управления общественными финансами связано с выполнением следующих мероприятий:
1. Повышение качества среднесрочного бюджетного планирования
Повышение качества среднесрочного бюджетного планирования важно по нескольким причинам. Во-первых, среднесрочное бюджетное планирование позволяет учитывать параметры доходов, расходов, дефицита бюджета при разработке стратегии социально-экономического развития республики. Во-вторых, в сфере общественных финансов сложно ставить и достигать цели в пределах одного года. Среднесрочное бюджетное планирование является необходимым условием для реструктуризации бюджетного сектора и перехода на принципы бюджетирования, ориентированного на результат. В-третьих, среднесрочное бюджетное планирование повышает эффективность администрирования расходов за счет возможности заключения долгосрочных контрактов, обеспечения равномерности расходования средств.
Осуществленные в ходе бюджетной реформы 2005-2006 годов преобразования в сфере бюджетного планирования явились важным шагом на пути к эффективному и ответственному управлению общественными финансами.
Комплексное преобразование бюджетного процесса подразумевает применение новых правил, процессов и процедур исполнения бюджета, отчетности, подотчетности, мониторинга, оценки и аудита, а также учет накопленного опыта для планирования следующих бюджетов. В этой связи предлагается расширить сферу применения и обеспечить качество программно-целевых методов бюджетного планирования за счет реализации мер в следующих направлениях:
1. Подготовка ежегодных докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности.
2. Введение в широкую бюджетную практику ведомственных целевых программ.
3. Совершенствование методики бюджетного планирования по принципу "скользящей трехлетки".