ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2005 года N 474
О республиканской целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)" на 2006-2008 годы
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241
В целях реализации статьи 21 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10.12.95 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.02.2003 N 96 "Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)" и необходимостью дальнейшего осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение положения граждан пожилого возраста, Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)" на 2006-2008 годы.
2. Определить государственным заказчиком и координатором Программы Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.), Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.) при формировании проектов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2006-2008 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию, с учетом возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Рекомендовать главам муниципальных образований при формировании проектов муниципальных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать средства на оказание единовременной материальной помощи на ремонт неблагоустроенного и частично благоустроенного жилья одиноким и одиноко проживающим ветеранам тыла, вдовам участников ВОВ.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В.Власова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Республиканская целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)" на 2006-2008 годы
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)" на 2006-2008 годы |
Дата утверждения Программы | Постановлением Правительства РС(Я) от 18.08.2005 N 474 |
Сроки и этапы реализации Программы | 2006-2008 годы |
Государственный заказчик, основной разработчик | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Цели Программы | Реализация основных направлений государственной политики в области социальной поддержки граждан пожилого возраста, создание условий для повышения качества жизни и уровня адаптации пожилых людей в современных условиях, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества, создание в республике научно-практической, методологической и информационной базы по вопросам геронтологии. |
Основные задачи Программы | Продление активного долголетия и повышение качества жизни граждан старшего поколения. |
Исполнители основных мероприятий | Министерство труда и социального развития Респуб-лики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Институт здоровья АН Республики Саха (Якутия), Госкомитет Республики Саха (Якутия) по торговле и маттехресурсам, Администрации муниципальных образований, предприятия и организации, общественные объединения. |
Объем и источники финансирования | Всего по Программе - 107 530,8 тыс.рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Усиление координации деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений по защите прав и законных интересов пожилых людей, улучшение социального положения граждан старшего поколения в современных условиях. |
Важнейшие целевые показатели | Повышение качества жизни граждан пожилого возраста - комплексный показатель, выражающий состояние физического и духовного здоровья, а также материального благополучия пожилых людей в современных условиях. |
Организация контроля за исполнением Программы | Министерство труда и социального развития РС(Я). |
Введение
Анализ социально-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) за последние годы показывает, что в республике, как и в России в целом, отмечается устойчивая тенденция к увеличению численности лиц пожилого возраста. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, усиление их правовой защиты, предоставление социальных услуг и адресной помощи, способствующих обеспечению нормальной жизнедеятельности, остаются одними из основных целей государственной социальной политики.
Республиканская целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)" на 2006-2008 годы (далее именуется - Программа) разработана в целях дальнейшего проведения мероприятий, направленных на реализацию основных направлений государственной политики в области социальной поддержки граждан старшего поколения.
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную поддержку и улучшение положения пожилых людей в Республике Саха (Якутия), учитывается, что средний возраст населения республики устойчиво увеличивается. Так, по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) средний возраст населения республики в динамике последних лет составлял:
на начало 2003 года - 31,5 лет;
на начало 2004 года - 31,7 лет;
на начало 2005 года - 31,95 лет.
На фоне уменьшения общей численности населения республики, увеличивается доля людей пожилого возраста, что обуславливает дальнейшее развитие процесса старения населения. Количество граждан пожилого (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) возраста в Республике Саха (Якутия) составляло:
2001 год - 103885 человек (10,6% от общей численности населения);
2002 год - 104947 человек (10,7% от общей численности населения);
2003 год - 105009 человек (10,8% от общей численности населения);
2004 год - 105125 человек (11% от общей численности населения).
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. При этом, ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Неблагоприятная тенденция наблюдается и в системе стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан старшего поколения. За последние годы число стационарных учреждений социального обслуживания практически не увеличилось, при сохраняющейся очередности на поступление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
На начало 2005 года в Республике Саха (Якутия) функционирует 25 стационарных учреждений социального обслуживания общего типа (за исключением психоневрологических домов-интернатов) на 1146 койко-мест. Кроме стационарного социального обслуживания, одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются социальные услуги в надомных условиях. Развернутая сеть отделений социального обслуживания на дому составляет в настоящее время 39 отделений (по одному в каждом улусе и 5 отделений в г.Якутске). При этом, обеспеченность учреждениями социального обслуживания в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день составляет 45% от необходимого нормативного количества данных учреждений (в среднем по Российской Федерации - 70 %). Поэтому в настоящее время потребность граждан пожилого возраста в предоставлении как стационарного, так и надомного социального обслуживания, в республике сохраняется и ежегодно увеличивается. Так, численность лиц, состоящих на очереди на поступление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также для принятия на надомное обслуживание составляла:
В дома-интернаты | На надомное обслуживание | |
2002 год | 89 человек | 548 человек |
2003 год | 96 человек | 550 человек |
2004 год | 118 человек | 559 человек |
В связи с этим, актуальным остается вопрос дальнейшего развития сети учреждений, предоставляющих социальные услуги гражданам старшего поколения, укрепление и обновление материально-технической базы учреждений. Большой износ зданий и оборудования стационарных учреждений, недостаточное текущее бюджетное финансирование отрицательно сказываются на организации качественной медико-социальной помощи и реабилитации проживающих в учреждениях. Анализ фактического финансирования республиканских домов-интернатов по статье "Приобретение предметов длительного пользования" за последние годы показывает, что финансирование осуществляется не в полном объеме и не отвечает реальным потребностям учреждений:
2002 год |
2003 год |
2004 год |
При этом, в настоящее время в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, предоставление высококачественных услуг реабилитационной и социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни.
Хотя в последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач. С принятием в 2004 году федерального закона от 22.08.04г N 122-ФЗ (статья 65), разработка и финансирование целевых программ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Финансирование из средств федеральных целевых программ в области социального обслуживания населения осуществляться не будет.
Таким образом, необходима разработка и принятие республиканской целевой программы в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения. Реализация мероприятий Программы позволит скоординировать деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций и общественных объединений по реализации государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2006-2008 годы.
Основной целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе: развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, социальных, юридических, психологических, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных и социально ориентированных услуг;
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, организаций и предприятий, общественных объединений.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение N 1 к Программе).
Перечень мероприятий Программы формировался на основе приоритетности и необходимости тех или иных мероприятий, с учетом финансовых затрат на их реализацию. Перечень мероприятий состоит из трех основных разделов:
1. Организационно-правовые и научно-методологические вопросы социальной поддержки граждан пожилого возраста.
2. Меры по улучшению положения граждан пожилого возраста.