Наименование Подпрограммы | Подпрограмма "Развитие платных услуг населению |
В Республике Саха (Якутия) в сфере услуг на начальном этапе переходного периода к рыночной экономике было характерно снижение доли расходов населения на оплату услуг в денежных расходах и сбережениях, что явилось последствием либерализации цен. Начиная с 1993 года, этот показатель начинает увеличиваться, причем его стабильный рост продолжался до 1998 года. В 1998 году доля расходов населения на оплату услуг составляла 23%. Финансовая нестабильность и вызванный ею рост цен в последующие периоды привели к переориентации покупательского спроса на услуги. В результате доля расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения начала снижаться. К 2001 году этот показатель в среднем составляет 22%.
В связи со снижением роста объемов реального производства в сфере товарного производства в 2001 году доля производства услуг в ВРП по сравнению с предыдущим годом повысилась и составила 42,5 %.
По итогам 2001 года общий объем платных услуг населению, оказанный населению республики, через все каналы реализации составил 7126,3 млн. рублей. Прирост физического объема платных услуг населению по сравнению с прошлым годом составляет 3,7%. Среднереспубликанский объем платных услуг на душу населения равен 7329 рублей.
По данным Госкомстата РС(Я), начиная с 1990 года сфера услуг, как и вся экономика страны находится в кризисном состоянии, наблюдается сокращение в 4 раза потребления населения платных услуг, усиление дифференциации жителей республики по уровню и набору потребляемых услуг в зависимости от материального достатка.
Преобладающую долю (72 %) в потребительских расходах занимает услуги обязательного характера. В структуре платных услуг наблюдается ежегодное увеличение расходов населения на услуги обязательного характера, при соответствующем снижении социально значимых услуг.
Наибольшее снижение расходов населения наблюдается в пользовании бытовых услуг. В общей сумме потребления платных услуг в 2001 году расходы населения на бытовые услуги составили 9,6 % против 13,5 % в 1998 году. Максимальное значение было отмечено в 1993 году - 28 %.
До 1991 года в республике во всех городах и районах работали "Дома быта", предприятия "Рембыттехники", "Промкомбинаты", которые оказывали комплекс бытовых услуг. Действовали учебно-курсовые комбинаты для подготовки и повышения квалификации специалистов сферы бытового обслуживания. Осуществлялась централизованная поставка сырья, материалов, оборудования, запчастей. После ликвидации Министерства бытового обслуживания все эти структуры распались.
В настоящее время бытовое обслуживание единственная отрасль, не имеющая какого-либо организующего начала на всех уровнях управления.
Вместе с тем в годы рыночных преобразований в сфере услуг появилась конкурентная среда, ей стало свойственно многообразие форм хозяйствования, активную роль на себя взял частный бизнес. Наметилась тенденция роста объемов реализации платных услуг населению в натуральном выражении, расширился спектр видов услуг.
Дальнейшее развитие сферы услуг будет зависеть от общей экономической ситуации в республике, так и своевременного решения следующих основных проблем:
при сохранении существующих сегодня государственных подходах к сфере услуг, например, в плане перенесения всех расходов по обязательным услугам на потребителя, продолжающемся росте цен на эти виды услуг, в незначительном росте денежных доходов, в последующие годы возможно резкое сокращение потребления социально значимых услуг, либо отказ от некоторых видов;
несовершенство нормативной, правовой базы, призванной помочь в развитии рынка социально значимых платных услуг;
дифференциация территориальной и ценовой доступности потребления услуг;
низкая квалификация, узкая специализация кадров бытового обслуживания, ориентированных на ограниченный ассортимент услуг;
наличие "нелегальных" производителей в сфере платных услуг. Несоблюдение предприятиями и индивидуальными предпринимателями условий лицензирования и сертификации;
значительное сокращение услуг бытового характера, чему способствовало свертывание предприятий бытового обслуживания государственной формы собственности, особенно в сельской местности;
устаревшее оборудование и отсутствие средств на его замену и модернизацию.
Целью Подпрограммы развития рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) является реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия), направленной на обеспечение потребностей населения и экономики республики платными услугами путем увеличение объемов производства и номенклатуры услуг, повышение их качества.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
предоставление предприятиям, специализирующимся на оказании социально значимых услуг, финансово-имущественной, организационно-методической и информационной поддержки;
осуществление мероприятий по снижению себестоимости услуг социального характера;
создание и совершенствование механизма государственной поддержки социально-значимых видов услуг;
повышение качества платных услуг и культуры обслуживания;
развитие локальных рынков платных услуг на основе возникающего спроса;
снятие административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию рынка услуг.