Недействующий

О Республиканской целевой программе Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы

ПАСПОРТ Подпрограммы "Развитие платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы"


Наименование Подпрограммы
 Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Подпрограммы
 Заказчик-координатор Подпрограммы
 Основные разработчики проекта Подпрограммы
 Цель Подпрограммы
 Задачи Подпрограммы
 Основные мероприятия Подпрограммы
 Исполнители мероприятий Подпрограммы
 Сроки реализации Подпрограммы
 Объем и источники финансирования Программы
 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
 Система контроля
 за исполнением Подпрограммы

Подпрограмма "Развитие платных услуг населению
 в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы".
 Постановления Правительства РС(Я) "О первоочередных мерах по развитию рынка платных услуг населению в РС(Я) на 2000-2001 годы" от 10.06.2000 N 310, "Об итогах функционирования экономики республики в январе-июне 2000 года и задачах на 2-ое полугодие" от 28.07.2000 N 395, "Об упорядочении республиканских целевых программ" от 25.05.2002 N 256.
 Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я)
 Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Институт региональной экономики Академии наук РС(Я).
 Реализация политики Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), направленной на обеспечение потребностей населения и экономики республики платными услугами путем увеличения объемов производства и номенклатуры услуг, повышение их качества.
 Расширение номенклатуры и повышение качества услуг на региональном и локальных рынках республики.
 Расширение номенклатуры и повышения качества услуг на региональных и локальных рынках республики.
 Децентрализация рынка платных услуг.
 Стимулирование потребительского спроса на платные услуги.
 Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство экономического развития РС(Я), Министерство финансов РС(Я), ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства РС(Я)", ГУ "РИМЦ", администрации улусов и городов.
 2003-2006 годы.
 Объем финансового обеспечения мероприятий Подпрограммы на весь период реализации составляет -168,1 млн. рублей, в т.ч.:
 - республиканский бюджет РС(Я) - 67,71 млн. рублей;

 - инвестиционный бюджет - 29,0 млн. рублей;

 - местные бюджеты - 23,02 млн. рублей;

 - иные источники - 10,37 млн. рублей;

 - собственные средства предприятий - 8,0 млн. рублей;

 - средства рефинансирования - 34,0 млн. рублей.
 Повышение доли производства услуг в 2006 году до 55% в валовом региональном продукте, в т.ч. рыночных услуг до 40 %.
 Увеличение объема услуг населению до 13500 млн. рублей.
 Изменение структуры потребительских расходов семейных бюджетов в сторону увеличения на оплату услуг до 19%.
 Снижение безработицы населения за счет увеличения самозанятости населения в сфере платных услуг.
 Создание к 2006 году 2300 новых рабочих мест, в сфере платных услуг.
 Увеличение доли налоговых поступлений за счет регулярного поступления единого налога.

В Республике Саха (Якутия) в сфере услуг на начальном этапе переходного периода к рыночной экономике было характерно снижение доли расходов населения на оплату услуг в денежных расходах и сбережениях, что явилось последствием либерализации цен. Начиная с 1993 года, этот показатель начинает увеличиваться, причем его стабильный рост продолжался до 1998 года. В 1998 году доля расходов населения на оплату услуг составляла 23%. Финансовая нестабильность и вызванный ею рост цен в последующие периоды привели к переориентации покупательского спроса на услуги. В результате доля расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения начала снижаться. К 2001 году этот показатель в среднем составляет 22%.

В связи со снижением роста объемов реального производства в сфере товарного производства в 2001 году доля производства услуг в ВРП по сравнению с предыдущим годом повысилась и составила 42,5 %.

По итогам 2001 года общий объем платных услуг населению, оказанный населению республики, через все каналы реализации составил 7126,3 млн. рублей. Прирост физического объема платных услуг населению по сравнению с прошлым годом составляет 3,7%. Среднереспубликанский объем платных услуг на душу населения равен 7329 рублей.

По данным Госкомстата РС(Я), начиная с 1990 года сфера услуг, как и вся экономика страны находится в кризисном состоянии, наблюдается сокращение в 4 раза потребления населения платных услуг, усиление дифференциации жителей республики по уровню и набору потребляемых услуг в зависимости от материального достатка.

Преобладающую долю (72 %) в потребительских расходах занимает услуги обязательного характера. В структуре платных услуг наблюдается ежегодное увеличение расходов населения на услуги обязательного характера, при соответствующем снижении социально значимых услуг.

Наибольшее снижение расходов населения наблюдается в пользовании бытовых услуг. В общей сумме потребления платных услуг в 2001 году расходы населения на бытовые услуги составили 9,6 % против 13,5 % в 1998 году. Максимальное значение было отмечено в 1993 году - 28 %.

До 1991 года в республике во всех городах и районах работали "Дома быта", предприятия "Рембыттехники", "Промкомбинаты", которые оказывали комплекс бытовых услуг. Действовали учебно-курсовые комбинаты для подготовки и повышения квалификации специалистов сферы бытового обслуживания. Осуществлялась централизованная поставка сырья, материалов, оборудования, запчастей. После ликвидации Министерства бытового обслуживания все эти структуры распались.

В настоящее время бытовое обслуживание единственная отрасль, не имеющая какого-либо организующего начала на всех уровнях управления.

Вместе с тем в годы рыночных преобразований в сфере услуг появилась конкурентная среда, ей стало свойственно многообразие форм хозяйствования, активную роль на себя взял частный бизнес. Наметилась тенденция роста объемов реализации платных услуг населению в натуральном выражении, расширился спектр видов услуг.

Дальнейшее развитие сферы услуг будет зависеть от общей экономической ситуации в республике, так и своевременного решения следующих основных проблем:

при сохранении существующих сегодня государственных подходах к сфере услуг, например, в плане перенесения всех расходов по обязательным услугам на потребителя, продолжающемся росте цен на эти виды услуг, в незначительном росте денежных доходов, в последующие годы возможно резкое сокращение потребления социально значимых услуг, либо отказ от некоторых видов;

несовершенство нормативной, правовой базы, призванной помочь в развитии рынка социально значимых платных услуг;

дифференциация территориальной и ценовой доступности потребления услуг;

низкая квалификация, узкая специализация кадров бытового обслуживания, ориентированных на ограниченный ассортимент услуг;

наличие "нелегальных" производителей в сфере платных услуг. Несоблюдение предприятиями и индивидуальными предпринимателями условий лицензирования и сертификации;

значительное сокращение услуг бытового характера, чему способствовало свертывание предприятий бытового обслуживания государственной формы собственности, особенно в сельской местности;

устаревшее оборудование и отсутствие средств на его замену и модернизацию.

Целью Подпрограммы развития рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) является реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия), направленной на обеспечение потребностей населения и экономики республики платными услугами путем увеличение объемов производства и номенклатуры услуг, повышение их качества.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

предоставление предприятиям, специализирующимся на оказании социально значимых услуг, финансово-имущественной, организационно-методической и информационной поддержки;

осуществление мероприятий по снижению себестоимости услуг социального характера;

создание и совершенствование механизма государственной поддержки социально-значимых видов услуг;

повышение качества платных услуг и культуры обслуживания;

развитие локальных рынков платных услуг на основе возникающего спроса;

снятие административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию рынка услуг.