Недействующий

О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2011 год

Ситуация на рынке труда в монопрофильных населенных пунктах РС (Я) на 1 января 2011 года


Наименование монопрофильного населенного пункта

Численность населения, тыс. чел.

Численность занятого населения, тыс. чел.

Численность граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, чел.

Уровень регистрируемой безработицы, %

Коэффициент напряженности на рынке труда, ед.

по РС(Я)

949,2*

460,1*

11 703

2,3

2,7

1

г. Мирный

36,0

24,2

301

1,2

1,0

2

г. Ленск

24,4

9,6

442

2,7

16,6

3

г. Нерюнгри

62,3

36,7

399

1,1

0,2

4

п. Чернышевский

5,0

2,1

76

3,0

-

5

п. Мохсоголлох

6,8

2,7

85

2,9

17,7

6

п. Нижний Куранах

6,4

2,7

13

0,4

0,3

7

п. Витим

4,2

1,9

17

0,6

0,8

8

п. Депутатский

3,0

1,2

92

4,8

1,8

Всего:

148,1

81,5

1425

В Республике Саха (Якутия) утвержден перечень системообразующих предприятий (51 ед.) республиканского значения, подлежащих ежемесячному мониторингу. В целом по кругу системообразующих предприятий республики наблюдается стабилизация показателей состояния расчетов предприятий, а также снижение напряженности ситуации с сохранением рабочих мест и занятости работников.

Динамику ситуации в сфере занятости работников градо- и системообразующих предприятий отслеживает мониторинг увольнения работников. В настоящее время 9 системообразующих предприятий республики представили сведения о работниках, находящихся под риском увольнения.

По данным мониторинга на 11 января 2011 года в структурных подразделениях АК "АЛРОСА" в режиме неполной занятости находятся 1,3 тыс. чел., в т.ч. в вынужденном простое - 515 чел., из них в Удачнинском ГОКе – 187 чел., заняты неполный рабочий день – 518 чел. (в Айхальском ГОКе), в вынужденном отпуске – 281 чел. В ОАО ХК "Якутуголь" в вынужденном отпуске - 60 чел.

Количественные показатели, характеризующие ситуацию в сфере занятости на градо- и системообразующих предприятиях республики, а также мероприятий по поддержке занятости работников данных предприятий, находящихся под угрозой увольнения, предполагаемых к реализации в рамках Программы приведены в приложениях N N 16, 20, 21.

В республике имеются населенные пункты, перспективы которых связаны с диверсификацией производства или созданием новых производств на основе реализуемых стратегических документов развития. Развитие зон опережающего развития предполагает глубокую диверсификацию производств: создание новых для республики отраслей экономики с соответствующим перераспределением трудовых ресурсов на основе создания новых рабочих мест. В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года территория республики условно разделена на зоны опережающего развития: Южная Якутия - горнодобывающая отрасль, лесопереработка, гидроэнергетика; Западная Якутия – нефтегазовая промышленность, добыча алмазов, лесопереработка, Северо-Восточная Якутия – добыча цветных и редкоземельных металлов. В настоящее время реализация инвестиционных проектов находится в стадии проектирования.

Общее количество действующих рабочих мест в Республике Саха (Якутия) в 2011 году по предварительным данным составит 448,5 тыс. ед. без учета вакансий. По сравнению с 2010 годом оно увеличится на 0,2% или на 1,1 тыс. ед.

Общее количество временных рабочих мест, запланированных сохранить или создать в рамках организации общественных работ, а также создать в сфере малого бизнеса в рамках реализации Программы за счет субсидий из федерального бюджета, составит по целевому сценарию 2,4 тысячи рабочих мест. Количество рабочих мест, на которые планировалось привлекать иностранных работников и которые могут быть замещены российскими гражданами (анализ процессов сокращения потребности в иностранных работниках в условиях кризиса в разрезе видов экономической деятельности) приведено в приложении N 15 к Программе.

Прогнозные показатели баланса рабочих мест в Республике Саха (Якутия) в целом приведены в приложении N 1 к Программе.

Количество рабочих мест, которое запланировано сохранить или создать в рамках реализации Программы, должно компенсировать уменьшение количества рабочих мест в Республике Саха (Якутия), что позволит не допустить превышение запланированного уровня регистрируемой безработицы в Республике Саха (Якутия) и сохранить уровень занятости населения, запланированный на 2011 год.

Количественные показатели прогноза состояния баланса трудовых ресурсов на 2011 год приведены в приложении N 2 к Программе и представлены с учетом двух сценариев развития ситуации на рынке труда - оптимистического и пессимистического. Показатели целевого сценария определены на основе выбора показателей между оптимистическим и пессимистическим прогнозами с учетом принимаемых программных мер.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) реализуется республиканская целевая программа "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1781. Основные планируемые показатели данной программы на 2011 год в сравнении с основными показателями Программы дополнительных мер приведены в приложении N 1 к Программе и также способствуют снижению напряженности на рынке труда. В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" в 2011 году предусмотрено обеспечить временную занятость 5,0 тыс. чел. (численность участников программ временной занятости), направить на профессиональное обучение 3,5 тыс. чел.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом складывающейся ситуации на рынке труда численность привлеченных иностранных работников по квоте на 2011 год сокращена на 46,8% (с 31,5 тыс. чел. до 14,7 тыс. чел.). При этом уменьшение привлечения иностранной рабочей силы будет компенсировано за счет местных трудовых ресурсов путем их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства (4,7 тыс. чел.).

Программа включает дополнительные мероприятия по следующим направлениям:

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами.

2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

4. Профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия).

5. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке.

6. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта.

7. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

8. Содействие самозанятости безработных и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

9. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

При расчетах общего объема финансирования учтены только средства, необходимые на реализацию мероприятий Программы, предусматриваемые за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, и средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

2. Система мероприятий Программы