ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2004 года N 378
Об утверждении Программы поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования между категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК "Якутскэнерго"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2022 N 354.
____________________________________________________________________
Во исполнение требований федерального законодательства о недопустимости установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на электрическую энергию за счет других потребителей, в целях соблюдения принципа реформирования электроэнергетики Российской Федерации о поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования различных групп потребителей электроэнергии и на основании протокола Экономического Совета Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2004 года Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования между категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК "Якутскэнерго".
2. Государственному Комитету по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия):
при регулировании тарифов на электрическую энергию принять к руководству утвержденную настоящим постановлением Программу;
обеспечить проведение разъяснительной работы среди населения и других категорий Потребителей по реализации данной Программы.
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия), отраслевым министерствам и ведомствам, органам местного самоуправления:
учитывать показатели Программы при разработке прогнозов социально-экономического развития, при формировании бюджета и прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности потребителей электрической энергии;
в целях недопущения резкого роста затрат на оплату электрической энергии ввести в подведомственных учреждениях и предприятиях режим строжайшей экономии энергоресурсов в соответствии с республиканской Программой энергоресурсосбережения.
4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) разработать порядок предоставления субсидий населению, проживающему в частных домах, не обслуживаемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
П Р О Г Р А М М А поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования между категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК "Якутскэнерго"
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ............................5
ВВЕДЕНИЕ...................................8
1. Динамика за последние 14 лет и действующая тарифная политика в сфере электроэнергетики Республики Саха (Якутия).................9
2. Существующие в настоящее время проблемы при принятии и реализации Программы и возможные пути их решения....................11
3. Сроки и этапы реализации Программы...................16
4. Система программных мероприятий.....................17
5. Влияние мероприятий Программы на социально-экономические показатели деятельности потребителей электрической энергии...............17
6. Ожидаемые результаты от реализации Программы..............19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................20
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТАБЛИЦЫ.........................22
Наименование Программы | Программа поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования между категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую АК "Якутскэнерго" |
Нормативное обоснование для разработки Программы | - ФЗ c:\content\ngr\RU0000R199501449.doc от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ"; |
Суть проблемы и необходимость ее решения программными методами | Реформа в отрасли электроэнергетики РФ предполагает свободное рыночное формирование тарифов в конкурентной среде. У крупных потребителей, присоединенных к единой сети (или имеющих другую альтернативу), появилась возможность выбора поставщика энергии. В этой ситуации вероятен незапланированный разовый ощутимый рост тарифов для потребителей, не имеющих возможности выбора. Для предотвращения этого необходимо поэтапное решение проблемы программными методами. |
Основная цель Программы | Подготовка поставщика и потребителей энергии к рыночным условиям функционирования отрасли энергетики. |
Задачи программы | Смягчить процесс перехода к рыночным взаимоотношениямдля субсидируемых категорий потребителей. |
Сроки и этапы реализации Программы | С 2006 года по 2013 год включительно. Этапы реализации - ежегодно равными темпами со сроками ликвидации перекрестного субсидирования по сельскохозяйственным,льготным и бюджетным категориям потребителей в 2009, 2010,2011 годах соответственно; |
Перечень основных программных мероприятий | - Ежегодное повышение тарифов для определенных категорий потребителей сверх уровня инфляции согласно принятых в Программе размеров. |
Объем и источники | Реализация Программы предполагает возникновение дополнительных расходов местных бюджетов (с учетом ЖКХ) в размере до 45 млн. рублей с НДС ежегодно до срока ликвидации перекрестного субсидирования (по республиканскому и федеральному бюджету ожидается положительный баланс за счет увеличения налогов на прибыль). |
Объем и источники | Установление тарифов на электрическую энергию к окончанию срока реализации Программы на уровне экономически обоснованных расходов на ее производство, транспорт и сбыт по уровням напряжения. Замедленный рост тарифов для прочих потребителей приведет к снижению уровня роста тарифов за весь период реализации Программы до 20%. |
Разработчик Программы | Государственный Комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я), рабочая группа по подготовке Программы прекращения перекрестного субсидирования между категориями потребителей электроэнергии, созданная по распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.03.2004 N 200-р |
Ответственные за исполнение основных программных мероприятий | Государственный Комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я), Министерство экономического развития РС(Я), Министерство финансов РС(Я), Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я), Министерство труда и социального развития РС(Я), отраслевые министерства и ведомства, АК "Якутскэнерго". |
Контроль за исполнением Программы | Председатель Правительства Республики Саха (Якутия). |
В Российской Федерации в настоящее время осуществляется переход, на рыночные условия функционирования во всех сферах жизнедеятельности страны, в том числе и в сфере электроэнергетики. Переход на рыночные условия в этой сфере происходит особо затруднительно и болезненно для потребителей в силу следующих обстоятельств:
Кардинальное отличие проводившейся в советское время тарифной политики в сфере электроэнергетики от требований рыночных условий. Так, в большинстве регионов РФ в настоящее время сложились такие условия, когда для населения действуют тарифы, не обеспечивающие реальные затраты на производство, передачу и сбыт энергии для него за счет установления заведомо завышенных тарифов для промышленных потребителей (перекрестное субсидирование тарифов между категориями потребителей). А в развитых странах мира тарифная политика построена по обратному принципу установления тарифов по реальной стоимости для каждой категории потребителей, в силу которого население практически везде оплачивает тарифы, превышающие тарифы для промышленных потребителей в несколько раз;
неоднородность развития системы элктроэнергетики в различных регионах страны и наличие многочисленных изолированных от единой сети энергосистем. То, что может быть приемлемо и выполнимо для центральных регионов, зачастую не. подходит для других, в особенности, для северных регионов. Например, в Республике Саха (Якутия) в системе малой энергетики, представленной дизельными электростанциями, кет реальной экономической необходимости разделения тарифов на генерацию, транспортировку и сбыт, основным принципом которого является введение конкуренции в сфере генерации;
непринятие населением и другими льготными категориями потребителей политики реформирования в сфере электроэнергетики в силу неизбежного опережающего роста тарифов для них. Доказать необходимость проводимых мероприятий по реформированию, включая изменения тарифной политики, населению, 75 лет проживавшему в советской системе, затруднительно. Это также усугубляется опытом реформирования отрасли ЖКХ, сопровождавшегося ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которое на данном этапе ощутимых результатов в сторону повышения качества услуг и ответственности поставщиков не показал.
Тем не менее, Правительством Российской федерации взят курс - на реформирование в сфере электроэнергетики, основным принципом которого является поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования между категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию, препятствующего разделению системы по видам деятельности: генерация, транспорт, сбыт. Целью этого процесса является, отмена государственного регулирования тарифов в сфере генерации для развития конкуренции среди поставщиков энергии, что, в конечном итоге, должно привести к снижению тарифов для потребителей. Разделение по видам деятельности также должно способствовать усилению ответственности поставщиков каждого вида услуг и, как следствие, повышению качества обслуживания потребителей.
В связи с этим, по заданию Правительства Республики Саха (Якутия) во исполнение требований федерального законодательства Государственным Комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Я) и рабочей группой по подготовке Программы прекращения перекрестного субсидирования между категориями потребителей электроэнергии, созданной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2004 года N 200-р разработана настоящая Программа.
1. Динамика за последние 14 лет и действующая тарифная политика в сфере электроэнергетики Республики Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) на электрическую энергию, вырабатываемую ОАО АК "Якутскэнерго" (включая ОАО "Сахаэнерго" и ранее функционировавшее ГУП "Сахасельхозэнерго"), в настоящее время действуют одноставочные тарифы по основным категориям потребителей в следующих размерах по отношению к тарифам для промышленных потребителей:
для городского населения с газовыми плитами в 1,8 раза ниже;
для городского населения с прочими плитами в 2,5 раза ниже. Это составляет 0,7 к тарифу для городского населения с газовыми плитами, что регламентировано постановлениями Правительства РФ;
для сельского населения в 3,5 раза ниже или 0,5 к тарифу для городского населения с газовыми плитами (постановлениями Правительства РФ регламентировано соотношение для сельского хозяйства и других льготных категорий потребителей (такие, как местная промышленность и бытовое обслуживание населения в сельской местности, торговля в арктических улусах и в системе "Холбос", улусные типографии, мебельные, швейные предприятия и т.д.) действуют тарифы в 1,37 раза ниже;
для бюджетных потребителей и ЖКХ в 1,45 раза ниже.
Такое соотношение сложилось не за один год. Если проследить изменение тарифов в динамике, то выясняется, что до перестройки общества проводилась политика опережающего роста тарифов для промышленных потребителей по сравнению с населением. В период кризиса 1993-1997 годов закономерности не наблюдается, решения принимались исходя из условий и приоритетов каждого года. Начиная с 1999 года наблюдается в целом равномерный рост тарифов для всех категорий потребителей. То есть, действующее на сегодня соотношение тарифов в основном обусловлено политикой советских времен и последствиями кризиса переходного периода.
Тем не менее, общая динамика по сравнению с 1990 годом поражает резкой дифференциацией роста тарифов по категориям потребителей. Так, по сельскому хозяйству рост тарифов составил 125300 раз, что объясняется опережающим ростом тарифов в кризисное время (но на сегодня тариф для сельского хозяйства не достиг среднего уровня тарифов). По сельскому населению также уровень роста тарифов значителен - 58000 раз. Следует отметить, что для сельского населения и сельского хозяйства в советское время действовали одинаковые тарифы, которые были ниже тарифов для городского населения в 4 раза и тарифов для промышленности в 10 раз. Постепенное приближение тарифов к общепринятым уровням и обеспечило такие резкие показатели роста тарифов для сельских категорий за 14 лет.
Низок показатель роста тарифов для бюджетных потребителей - 11830 раз. Объясняется это тем, что до 1994 года тарифы для бюджетных потребителей отдельно не устанавливались, на них распространялись тарифы для промышленных потребителей (такое положение дел сохранилось на сегодня практически во всех субъектах РФ). Но в 1994 и в 1999 годах принимались решения о резко сниженных темпах роста тарифов для бюджетных категорий по сравнению с другими, что и обусловило низкий уровень роста тарифов в целом для данной категории.
По федеральным нормативно-правовым документам тарифы на электрическую энергию должны формироваться по уровням напряжения энергии в сетях, то есть на низком напряжении (а это в основном население) тарифы должны быть выше, чем на высоком. По расчетам, на сегодня тариф на низком напряжении должен составлять 1,64 руб/кВт.ч., на среднем - 1,304 руб/кВт.ч. (потребителей на высоком напряжении у АК "Якутскэнерго" нет). С учетом этого суммы перекрестного субсидирования составляют 1120 млн. рублей, в том числе по населению на 857 млн. рублей (без учета НДС), по сельскому хозяйству 15 млн. рублей, по льготным потребителям (организациям) 8 млн. рублей и по бюджету и ЖКХ 240 млн. Рублей.
2. Существующие в настоящее время проблемы при принятии и реализации Программы и возможные пути их решения
При разработке Программы рабочая группа выявила ряд проблем, существующих в настоящее время в решении вопроса ликвидации перекрестного субсидирования между категориями потребителей в тарифах на электрическую энергию. Некоторые из них имеют масштаб, препятствующий принятию Программы и дальнейшей ее реализации в случае принятия. Некоторые требуют решения до принятия Программы. Таким образом, проблемы условно можно разделить на две части: разрешимые и неразрешимые на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) с точки зрения разработки Программы.
Неразрешимые на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) проблемы:
1. Неопределенность политики Правительства Российской Федерации в вопросе ликвидации перекрестного субсидирования а тарифах на электрическую энергию. Правительством Российской Федерации в 1995-1997 годах активно принимались нормативные акты по ликвидации перекрестного субсидирования, но они не были выполнены большинством субъектов по политическим мотивам и в связи с отсутствием в то время резкой необходимости в ликвидации субсидирования. В ноябре 2003 года Правительство РФ приняло постановление о праве вывода на свободный рынок до 15% объема установленной мощности энергии производителей и до 30% объема потребления потребителей. Крупные потребители энергии изъявили активное желание отказаться от своих поставщиков и выйти на свободный рынок с конкурентным формированием тарифов на генерацию. В результате у региональных энергетических комиссий возникли проблемы с тарифами для оставшихся потребителей, так как все промышленные потребители несли на себе груз перекрестного субсидирования. Оценив ситуацию невозможности ликвидации перекрестного субсидирования за такой короткий промежуток времени, Правительство РФ порекомендовало РЭКам включить надбавку за перекрестное субсидирование в тарифах на транспортировку энергии. В результате весь процесс затормозился, количество желающих выйти на конкурентный рынок энергии резко сократилось. Образовался правовой и экономический вакуум, усугубляющийся проводимой административной реформой в РФ.
2. Устарение действующих и отсутствие новых и специальных нормативных актов Правительства РФ, регламентирующих подходы к данному вопросу. В результате вышесказанного в настоящее время специального нормативного акта по ликвидации перекрестного субсидирования на уровне Правительства РФ не принято, действующие акты устарели, новые акты по реформе энергетики содержат в себе лишь по нескольку слов о перекрестном субсидировании. Тем не менее, при прогнозе предельных уровней тарифов на 2005-2006 годы Федеральная энергетическая комиссия направила всем РЭКам расчеты с максимальным уровнем тарифов по населению на 25% выше каждый год до полной ликвидации перекрестного субсидирования. Также в письме ФЭК ка запрос Госкомцен-РЭК РС(Я) указывается, что подготовлен проект постановления Правительства РФ о ликвидации перекрестного субсидирования до завершения переходкого периода реформирования электроэнергетики, т.е. до 2012 года. Вместе с тем, все указанные документы подписаны ФЭК, а не новой тарифной службой. Но при защите предельных уровней тарифов на 2005-2006 годы по Республике Саха (Якутия) руководством Федеральной службы по тарифам была высказана резкая критика в адрес Правительства РС(Я) из-за отставания от других субъектов РФ в вопросе ликвидации перекрестного субсидирования.
3. Отсутствие возможности развития рыночных отношений в сфере электроэнергетики Республики Саха (Якутия) в ближайшее время и, в связи с этим, отсутствие на данный момент необходимости установления тарифов по уровням напряжения. Изолированность энергосистемы Республики Саха (Якутия) от единых электрических сетей России не дает возможности развитию рыночных отношений в электроэнергетике. В республике нет потребителей с сетей высокого напряжения. Присоединенность сетей от одного потребителя только к одной станции сводит на нет целесообразность разделения тарифа на электроэнергию на поставки и услуги по транспортировке дифференцирование по уровням напряжения. У потребителей нет выбора между свободно конкурирующими станциями, кроме присоединенных к южноякутским сетям. При выходе на свободный рынок до 30% потребления АК "Алланзолото" и ГУП "Якутуголь" тариф для оставшихся потребителей может увеличиться до 2%. Кроме того, в связи с вводом ВГЭС-3 АК "АЛРОСА" изъявляет отказ от договорных отношений с АК "Якутскэнерго" на величину объема поставок ВГЭС-3. Это также может повлиять на рост тарифов до 4,5% в зависимости от объемов выработки ВГЭС-3. Если бы тарифы для промышленных потребителей были ниже тарифов для населения в разах, такого желания АК "АЛРОСА", возможно, не появилось бы. То есть, несмотря на удаленность от ЕЭС, реальная угроза ухода крупных потребителей от АК "Якутскэнерго" есть и в Республике Саха (Я), (в расчетах данные факторы не учтены, тарифы рассчитаны по группам потребителей по уровням напряжения согласно нормативных актов РФ).
4. Недостаточно четкие формулировки и противоречия в нормативных и ненормативных актах Правительства Российской Федерации по ликвидации перекрестного субсидирования, порядку формирования тарифов и т.д. Например, в Федеральном Законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" сказано, что при установлении льготных тарифов повышение для других не допускается. В тоже время ряд постановлений Правительства РФ и ФЭК регламентируют установление понижающего коэффициента 0,7 для городского населения со стационарными электроплитами и электроотопительными установками и для сельского населения, т.е. допускается наличие перекрестного субсидирования (расчеты по Сельскому населению выполнены с учетом указанного понижающего коэффициента за счёт увеличения тарифов для городского населения с газовыми плитами согласно постановлению ФЭК РФ; по городскому населению категории со стационарными плитами и электроотопительными установками не выделены, принята категория городского населения, проживающего в домах с прочими плитами; расчеты по домам с прочими плитами выполнены с коэффициентом 0,75 от домов с газовыми плитами исходя из достижения равного уровня расходов на электроэнергию с учетом природного газа).
5. Неопределенность ситуации с поставками электроэнергии на ФОРЭМ, вследствие этого неясность в подходе к расчетам - с учетом поставок на ФОРЭМ или без учета. На 2005 год РАО "ЕЭС России" довело план поставок на ФОРЭМ по АК "Якутскэнерго" 1 млрд. кВт.ч. вместо 1,5 млрд. кВт.ч. в 2004 году в связи с увеличением объемов поставок от Бурейской ГЭС. Это может повлиять на средний тариф для потребителей республики до 2,5%. Но вопрос в настоящее время окончательно не решен, также вызывает сомнение обязательность влияния на тариф для потребителей республики изменений поставок на ФОРЭМ (расчеты сделаны без учета влияния поставок на ФОРЭМ на тариф для собственных потребителей республики).