Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 сентября 1996 года N 362

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1996-2005 ГОДЫ

УТРАТИЛ СИЛУ - истечение срока действия

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

постановление Правительства РС(Я) от 23.05.1997 N 214)

В целях обеспечения условий становления в республике индустрии туризма, имеющей важное значение в структурной перестройке экономики, создания и сохранения рабочих мест, развития сферы услуг и сервиса на основе повышения потенциала и конкурентоспособности национального туристского продукта и привлечения инвестиций в туристский комплекс республики Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет :

1. Утвердить прилагаемую Программу развития международного и внутреннего туризма в Республике Саха (Якутия) на 1996-2005 годы.

Пункт 2 ОТМЕНЕН - постановление Правительства РС(Я) от 23.05.1997 N 214

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Ю. КАЙДЫШЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 6 сентября 1996 г. N 362

ПРОГРАММА развития международного и внутренного туризма в Республике Саха (Якутия)

1. Паспорт Программы


Наименование Программы

Развитие международного и внутреннеготуризма в Республике Саха (Якутия)

Основание для разработки Программы

Указ Президента, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) \"Об организацииновых производств и дополнительных рабочих мест в Республике Саха (Якутия)\" от 6 июня 1995 г. N 259

Государственный заказчик, директор Программы, разработчик Программы

Министерство по делам молодежи, туризма,
 физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия)

Це ль и факторы Программы, ожидаемые результаты:

Создание в республике современного , высоко эффективного, конкурентоспособного турисс-кого комплекса как новой отрасли экономики республики, характеризующейся такими факторами, как :
 возможность заработать населению путем создания новых предприятий;

 новые рынки сбыта местных товаров;

 поступление твердой валюты и дополнительных доходов;

 защита природного и культурного наследия, механизм сохранения окружающей среды и появление новых видов ресурсов экономичес-кого развития землепользования;

 модернизация и развитие социальной инфра-структуры;

 новые технологии и профессии;

 осознание местным обществом выгод туризма вустойчивом развитии республики.

Основные задачи Программы:

Взаимосвязь целевых задач становления инду-стрии туризма, обеспечивающих мобилизацию финансовых, трудовых, материальных, культу-рных ресурсов на основе туристского потен-циала самобытной природы, историко-этнографического наследия;

 создание условий для развития внутреннего и въездного туризма;

 формирование нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности;

 интеграция республики в систему мирового и российского туристского рынка и развитие международных связей;

 стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры путем привлечения отечественных ииностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства;

 реализация в республике принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;

 создание условий для возрождения народных промыслов, культуры и искусства;

 развитие крупных туристских центров в городах и освоение новых туристских пространств по принципу целесообразности;

 развитие отраслевой туристской науки;

 создание современной системы подготовки, переподготовки кадров в системе туризма;

 проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование спроса напосещение Республики Саха (Якутия);

 внедрение во внутренний туристский рынок новых технологий, программного туризма, развитие конкуренции.

Сроки и этапы реализации Программы (подпрограмм)

1996 - 2005 годы
 первый этап (1996 - 1998 годы) включает подготовку и начало реализации системы программных мероприятий, развитие матери-=альной базы в направлении приоритетных проектов, создание их технико-экономи-ческих обоснований и поиск инвесторов;

 второй этап(1999 - 2005 годы) предполагает даль-нейшее развитие материальной базы в соответствии с разработанной на первом этапе Генеральной схемой развития и размещения зон и объектов с учетом достигнутых результатов первого этапа.

Перечень основных мероприятий

система программн ых мероприятий охватывает следующие направления:
 развитие туристско-экскурсионного потенциала Республики Саха (Якутия) для приема и обслуживания;

 совершенствование туристской деятельности;

 комплекс налоговых и финансовых вопросов;

 создание благоприятного образа республики как региона с уникальным туристско-культурным потенциалом;

 благоустройство объектов, наиболее посещаемых туристами и гостями;

 подготовка кадров;

 культурное обслуживание туристов,
 организационные мероприятия.

Исполнители основных мероприятий

Министерства и ведомства Республики Саха (Якутия), администрации городов и улусов, научно-исследовательские институты.

1. Предпосылки разработки программы


Увеличение потребности человека к путешествиям привело к общемировой тенденции расширения сферы услуг. Во многих странах индустрия туризма стала одной из наиболее устойчивых и динамичных отраслей экономики.

На долю туризма приходится 10 % мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.

По прогнозам Всемирной Туристской Организации (ВТО) количество путешествующих людей в мире увеличится к 2010 году в два раза и составит 937 млн. поездок в год, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.

Увеличение туристских потоков предполагает возникновение новых туристских регионов, зависящих от степени развитости в них индустрии гостеприимства.

Важнейшими факторами развития отрасли туризма являются природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области туризма.

Основными направлениями этой политики являются защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на мировой рынок, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.

На международном рынке туристских услуг Республика Саха (Якутия) занимает весьма скромное место. Территория республики до недавнего времени была закрыта для зарубежного туриста, а внутренний рынок ориентировал якутян на выездной туризм. Как следствие этого материально-техническая база туризма, сеть туристских организаций, маршрутов и объектов, профессионально-квалифицированная структура кадров не сложились.

В то же время республика обладает всеми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. Развитие туризма окажет стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и составит одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. Исходя из этого, весьма важным является разработка Программы развитие международного и внутреннего туризма в Республике Саха(Якутия).

2. Методы и этапы реализации Программы


Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.

Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Система мероприятий Программы сформирована с учетом выделения средств из республиканского бюджета в пределах ежегодных ассигнований.

Первый этап (1996-1998 гг) включает разработку и реализацию системы программных мероприятий, направленных на:

- нормативно-правовую область;

- организацию туристской деятельности и управление развитием туризма;

- содействие развитию материальной базы туризма;

- рекламно-информационное обеспечение.

На первом этапе особо важно подготовить инвестиционные проекты по международным стандартам, по приоритетным направлениям, для чего предусматриваются бюджетные ассигнования на НИОКР.

Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.

Наличие пакета инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения туристской инфраструктуры, определит механизм финансирования объектов за счет внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций.

В результате реализации первого этапа Программы ожидается стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма.

Второй этап (1999-2005 годы) предполагает реализацию туристских проектов согласно генеральной схеме, выработанной на первом этапе с учетом прогноза распределения туристских потоков и маркетинговых исследований, и будет представлена в Правительство Республики Саха (Якутия) не позднее I квартала 1998 года.

3. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование Программы производится за счет следующих источников:

внебюджетные средства , включая собственные средства организаций, сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства российских, зарубежных инвесторов, частного капитала;

средства республиканского инвестиционного бюджета, выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных кредитов.

Общий обьем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы, направляемых на НИОКР и рекламные, организационные мероприятия, составляет 3,295 млн. рублей.

4. Механизм реализации Программы


Разработка и осуществление программ по развитию туризма в Республике Саха (Якутия) требуют государственной поддержки. Объекты размещения являются системоформирующими для туризма, но для полноценного функционирования структуры необходима широкая сеть объектов дополнительного обслуживания. Это дает возможность утверждать о перспективах создания дополнительных рабочих мест.

Сопоставление тенденций развития международного и отечественного туризма, наличие туристско-рекреационных ресурсов, социально-экономических предпосылок и транспортно-географического положения показывает, что при последовательном решении ряда задач в республике возможно создать три-четыре крупных туристских центра, являющихся приемно-распределительными узлами, связанными с многочисленными туристскими предложениями. Каждый центр должен обладать гостиничной базой повышенной комфортности (1 уровень), это будет относительно крупный комплекс с круглогодичной эксплуатацией, что предполагает развитие делового туризма, научного, конгрессного, специализированного, культурного и т.д.

II уровень гостиницы находится в крупных улусных центрах, местах, отличающихся природным и культурным своеобразием, способных заполнить туристскую программу на 2-3 дня. Данные гостиницы класса две звезды должны быть рассчитаны на 10-15 человек, с годовой загрузкой на 70% для иностранных туристов и 30 % для внутреннего туризма. Добиться стопроцентной загрузки гостиниц возможно, развивая этнографический, программный, охотничий, социальный и детско-юношеский туризм.

Объекты III уровня располагаются на строго дифференцированных малочисленных радиальных или совмещенных маршрутах, и чаще всего это должны быть обустроенные туристские приюты - привалы, хозяйственные сооружения и т.д. Каждый маршрут должен иметь отдельный экологический паспорт с указанием объектов III уровня. Материальная база III уровня с учетом специфичности туристского продукта Якутии, больших расстояний и максимальной ориентированности на сохранение экологии должна быть мобильной, что позволит развить экологический, рыболовный, спортивный, элитарный, экзотический, приключенческий туризм.

Возможно реализовать две стратегии интенсивного развития туризма как сферы хозяйствования, характеризующейся максимальными параметрами эффективности.

Первая стратегия связана с развитием туризма на основе привлечения средств предприятий ( прежде всего фондов социального развития, занятости населения, будущих поколений) и частных средств.

Вторая стратегия предполагает привлечение иностранного капитала в развитие инфраструктуры туризма, в создание разветвленной сети гостиниц.

Очевидно, для республики выгодно реализовать обе стратегии путем создания национальной акционерной компании. Цель организации компании - централизация материальных и финансовых ресурсов для решения комплексных вопросов по созданию индустрии туризма, которые оказываются не под силу отдельным организациям. Статус \"национальная\" компания получает с целью реализации конкретных программ при координирующей поддержке Правительства республики и контроля с его стороны. В учредительство акционерной компании предлагаются коммерческие банки, акционерные компании, предприятия-смежники, фонды и т.д. Национальная туристская компания, аккумулировав средства, направит их на первоочередные меры по развитию туристских программ: строительство объектов, подготовку кадров, проведение рекламы.

В улусах должны создаваться структурные подразделения компании под полным патронажем местных администраций и головной организации. Привлечение в ряды компании акционеров, прямо заинтересованных в эффективной работе последней, будет способствовать созданию туристско-хозяйственного комплекса, который позволит развиваться и другим организационным формам туристских предприятий.

Национальная туристская компания на осуществление туристских программ привлекает и иностранные инвестиции путем создания совместных предприятий. В этом случае иностранный партнер заинтересован в постоянном увеличении прибыли и использует для этого весь свой опыт менеджмента и знаний международного рынка.

Кроме этого, чтобы исключить монопольный характер деятельности Национальной акционерной туристской компаний, ряд разработанных инвестиционных проектов государственный заказчик, в лице Министерства по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта, выставляет на открытых конкурсах для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.

Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, Правительство Республики Саха(Якутия) с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.

Будут активно привлекаться кредиты банков, средства фондов, зарубежных инвесторов.

Исполнителями Программы являются ведущие научно-исследовательские институты и другие организации, временные творческие группы, сформированные с целью выполнения ТЭО и проектных работ на приоритетных направлениях. К выполнению Программы предполагается также привлечь туристские фирмы и другие организации.

5. Организация управления Программой и контроль за ходом реализации


С целью организации работ по реализации Программы создается Координационный совет по развитию туризма при Правительстве Республики Саха(Якутия) . Координационный Совет осуществляет текущее управление, координацию и контроль за выполнением работ.

Министерство по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта ежегодно направляет в Государственное Собрание (Ил Тумэн) и в Правительство Республики Саха(Якутия) доклад о ходе реализации Программы и ее финансовом обеспечении.

6. Социально-экономическая эффективность реализации Программы


Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование в республике современного высокоэффективного туристского комплекса.

Социальный эффект Программы будет состоять в создании системы для организации активного и полноценного отдыха, укрепления здоровья, приобщения к культурным ценностям населения республики. При этом важный аспект должен быть уделен решению проблем отдыха и туризма для наименее социально защищенных слоев населения, молодежи и детей.

Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. Согласно прогнозу реализация программных мероприятий первого этапа создаст 630 мест одновременного размещения туристов по международным стандартам, что позволит осуществлять по различным туристским маршрутам ежегодный прием 11.340 туристов, прибывающих из-за пределов республики, и 16.200 туристов из числа местных жителей. Количество рабочих мест, занятых в сфере туризма, составит 1.722.

Развитие туристской сферы позволит обеспечить значительные поступления в республиканский бюджет прежде всего за счет увеличения доходов от услуг, предоставляемых туристам (транспорт, объекты размещения, местные и региональные авиалинии, местные торговые предприятия, объекты культуры, сфера услуг, сельхозпроизводители и т.д.)

По статистическим данным средний доход на одного иностранного гражданина, посетившего Российскую Федерацию, при средней продолжительности семь дней, оценивается в 430 долларов США.

Используя эти цифры, можно спрогнозировать, что ежегодно прямые доходы от реализации первого этапа составят почти 5 миллионов долларов США от въездного туризма и примерно 10 млрд.рублей от внутреннего.

Кроме этого, от степени развитости сферы услуг, расширения географии и многообразия туристских маршрутов, сервиса зависят и поступления косвенных доходов, то есть дополнительный доход от возрастающего потребления. Если взять коэффициент мультипликации за 2, то каждый турист дополнительно оставит в республике 430 долларов. Косвенные доходы также составят около 5 млн.долларов США.

В результате осуществления Программы должны быть сформированы финансовые механизмы для сохранения и возрождения главных туристских достопримечательностей республики, прежде всего в крупных центрах туризма, в первую очередь в г.Якутске.

Намеченные в Программе меры должны обеспечить ежегодный прирост туристского потока на 6-10 % за счет улучшения качества обслуживания, экономической и общей общественно-политической ситуации и, главное, растущего имиджа туристского рынка Якутии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»