Наименование | Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года |
Основание для разработки | Протокол совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина "О ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) от 21.08.2009 N ВП-П9-34Пр |
Государственные | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
заказчики - координаторы | |
Разработчики | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи | Основные цели: |
Основные задачи: | |
замещение локальной дизельной генерации централизованными энергоисточниками за счет строительства ЛЭП; | |
Важнейшие целевые | Ввод в эксплуатацию линий электропередач; |
индикаторы и показатели Программы: | ввод в эксплуатацию мощностей ТЭЦ; |
Сроки и этапы реализации | Программа рассчитана на период с 2 010 по 2015 год, ее реализация осуществляется в один этап |
Объемы и источники финансирования | Объем финансирования Программы (в ценах соответствующих лет с НДС) составляет 15,39 млрд.руб., |
в том числе, средства федерального бюджета составляют 15,39 млрд. рублей. | |
Ожидаемые конечные | С 2010 года снижение среднеотпускного тарифа |
результаты реализации | |
Программы и показатели соци ально-экономической | |
эффективности | |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года разработана в соответствии с пунктом 5 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 21.08.2009 N ВП-П9-34Пр и Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 14 ноября 2009 года N 927.
Программа разработана в соответствии с целями государственной политики в электроэнергетике, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Энергетической стратегии России на период до 2030 года, а также согласована с направлениями социально-экономического развития регионов ДФО, заданными Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.
Перспективы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) определены:
Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.02.2006 N Пр-154 и одобренной Правительством Российской Федерации протоколом N 5 от 8 февраля 2007 года.
И составлены с учетом Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р и Инвестиционных программ ОАО АК "Якутскэнерго" и ОАО "Сахаэнерго" на 2009-2011 годы, утвержденных распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.2009 N 713-р и от 07.09.2009 N 853-р.
Уровень развития и темпы экономического роста регионов Российской Федерации связаны, прежде всего, с созданием транспортной, энергетической и информационной инфраструктур, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения. Развитие электроэнергетики - это неотъемлемая и одна из важнейших задач развития экономики региона.
Энергосистема Республики Саха (Якутия) является важнейшей составной частью электроэнергетики Дальнего Востока России со значительной территорией децентрализованного электроснабжения. Ее доля в выработке электроэнергии по Дальнему Востоку составляет порядка 20%, площадь обслуживания - 3,1 млн. кв. км (вся территория республики или 1/5 часть России), из которой 40% находится за Полярным кругом. Централизованным энергоснабжением охвачено 36% территории, где проживает 85% населения республики. Зона локальной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. кв. км (64%) с 15% населения республики.
Значительные расстояния не позволяют обеспечить стопроцентный охват централизованным электроснабжением, отсутствие крупных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения Севера была создана сеть локальных дизельных электростанций.
Сегодня локальная энергетика включает в себя 126 дизельных электростанций общей установленной мощностью порядка 199,5 МВт. Оборудование дизельных электростанций состоит в основном из дизель-генераторов разных типов и модификаций и небольшого количества газотурбинных установок. Полезный отпуск электроэнергии складывается на уровне 239 млн. кВтч (5% от объема по республике). На нужды малой энергетики ежегодно завозится порядка 81 тыс. тонн дизельного топлива.
Следует отметить, что уже в ближайший прогнозируемый период в отдельных районах республики с перспективой развития отраслей цветной металлургии и добычи углеводородов будет отмечен рост электропотребления и может стать реальностью, что недостаток мощности электроэнергетики станет сдерживающим фактором развития промышленности.
Потребность региона в электроэнергии будет расти одновременно с расширением производства и развитием социальной сферы; при этом специфика размещения территорий опережающего экономического роста предполагает локализацию основных объемов перспективного спроса на электроэнергию в зонах децентра-лизованного энергоснабжения и приводит к необходимости развития региональных систем локальной энергетики и существенного повышения энергоэффективности.
В республике устанавливаются единые тарифы по каждой группе потребителей за счет установления дополнительной ценовой нагрузки на потребителей централизованной зоны энергоснабжения. При этом промышленные потребители несут основное бремя перекрестного субсидирования, которое в 2005 году составило 2,4 млрд. рублей, в 2006 году - 2,7 млрд. рублей, в 2007 году - 3,2 млрд. рублей, в 2008 году- 3,5 млрд. рублей, в 2009 году 3,8 млрд. рублей, в 2010 году – 3,5 млрд.руб. Значительная часть нагрузки ложится на АК "АЛРОСА", на долю которой в 2010 году приходится 2,9 млрд.руб. (83%).
Цены на дизельное топливо не регулируются и формируются в зависимости от конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке. За пять последних лет цена за тонну дизельного топлива выросла в 2 раза, что привело к росту тарифной нагрузки на промышленных потребителей.
Высокий уровень тарифов заставляет крупные промышленные предприятия (АК "АЛРОСА", ОАО "Транснефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и ЗАО "Полюс Золото") строить собственные генерирующие мощности, что увеличивает сроки окупаемости вложенных средств и способствует снижению инвестиционной привлекательности республики.
Несмотря на проводимые ресурсосберегающие мероприятия (сокращение расходов дизельного топлива, расширение зоны централизованного электроснабжения и т.д.) темпы роста цен на дизельное топливо сводят на "нет" результаты влияния этих мероприятий на снижение размеров перекрестного субсидирования.
Необходимость разработки Программы локальной электроэнергетики в Республике Саха (Якутия) обусловлена и другими проблемными факторами:
в районах децентрализованного электроснабжения структура топливного баланса характеризуется высокой долей использования дизельного топлива (98%), что является причиной высокой стоимости вырабатываемой электроэнергии (в 2010 году 17,56 руб./кВтч), превосходящей среднероссийский уровень в 10 раз (по отдельным дизельным станциям себестоимость доходит до 80 руб./кВтч);
завоз топлива и материально-технических ресурсов характеризуется сложной транспортной схемой с несколькими перевалками с одного вида транспорта на другой, требует в связи с короткими сроками навигации единовременного аккумулирования значительных средств, приводит к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет из-за создания депонационных запасов дизельного топлива;
размер кредитных ресурсов, привлекаемых ежегодно для завоза дизельного топлива, совпадает с уровнем максимально возможной долговой позиции, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятий электроэнергетики;
высокий уровень потерь электроэнергии в распределительных сетях (16%), превышающий среднероссийский (10%), что при высокой себестоимости электроэнергии приводит к ощутимым финансовым потерям;