ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2001 года N 310
О республиканской целевой программе развития единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 13.02.2003 N 68
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ и в целях дальнейшего развития на территории республики единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, обеспечения конституционных гарантий прав и законных интересов участников оборота недвижимого имущества, формирования эффективного механизма государственного контроля за совершением сделок с недвижимым имуществом Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 годы" (далее именуется ( Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Государственную регистрационную палату Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при формировании проектов республиканского бюджета на 2002 и 2003 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.К. Акимова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ
Республиканская целевая программа "Развитие единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 годы"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Развитие единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 годы" | |
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.01.2000 N 11 "Об утверждении Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) по стабилизации социально-экономического положения в республике на 2000 год" | |
Государственный заказчик - координатор Программы | Государственное учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Государственная регистрационная палата Республики Саха (Якутия) | |
Основные разработчики Программы | Государственное учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Государственная регистрационная палата Республики Саха (Якутия) | |
Цели и задачи Программы | Обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, информационно-технических, инвентаризационных и иных мер, позволяющих в 2003 году завершить создание единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Саха (Якутия), обеспечить ведение и пополнение сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории Республики Саха (Якутия) и тем самым создать эффективный механизм государственного управления и регулирования отношений в сфере недвижимости | |
Сроки и этапы реализации Программы | На период с 2002 по 2003 год | |
Перечень основных мероприятий Программы | создание и организация деятельности филиалов и представительств Регистрационной палаты РС(Я) на территории Республики Саха (Якутия); | |
Исполнители основных мероприятий | Регистрационная палата РС(Я), Министерство по управлению государственным имуществом РС(Я), | |
Объемы и источники финансирования (тыс.руб.) | 2002 год | 2003 год* |
Всего, | 14 549,87 | 1 988,07 |
- средства из республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) | 13 311,12 | 1 495,82 |
- средства, поступающие в виде платы за государственную регистрацию прав и предоставление информации | 1 238,75 | 492,25 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация конституционных гарантий защиты прав собственников, владельцев и пользователей объектов недвижимого имущества; |
* Возможны изменения с учетом пункта 3.1 прилагаемых Мероприятий по развитию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РС(Я).
Введение
Цели и задачи развития единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 годы
Направления развития единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 годы
Сроки и этапы реализации Программы
Ресурсное обеспечение Программы
Механизм реализации Программы
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
Мероприятия Программы (приложение).
Республиканская целевая программа "Развитие единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Саха (Якутия) на 2002 - 2003 годы" разработана на основании:
пункта 2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 января 2000 года N 11 "Об утверждении Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) по стабилизации социально-экономического положения в республике на 2000 год".
Основные положения о государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним
С 1 января 1995 года Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 130, 131, 132, 164) введена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для достижения этих целей был принят Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступивший в действие с 31 января 1998 года.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), права и сделки с которыми подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", относятся: предприятие в целом как имущественный комплекс, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, помещения в них.
Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимое имущество: право собственности, право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитут.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на них: аренда, ипотека, доверительное управление, аресты и другие.
Законом установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - это:
акт, имеющий юридическое значение, с принятием (совершением) которого закон связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество;
акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимость, в соответствии с которым государственная регистрация прав носит публичный и открытый характер;
единственное доказательство существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Иная (не государственная) регистрация объектов недвижимого имущества, проводимая в случаях, предусмотренных федеральным законом, другим государственным или муниципальным органом, носит либо специальный, либо учетный характер (п.2. ст.131 Гражданского кодекса РФ).
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее Единый государственный реестр прав) в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219.
Отношения в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются гражданским законодательством, находящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации в исключительном ведении Российской Федерации. Однако, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предоставил субъектам Российской Федерации следующие права:
определение порядка создания и структуры учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения (п.2 ст.9),
установление размеров платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом максимальных размеров платежей, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п.2 ст.11),
создание региональных программ развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на соответствующих территориях (п.2 ст.32);
делегирование органам местного самоуправления части своих полномочий в области организации системы государственной регистрации прав;
поэтапное введение системы государственной регистрации прав.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав
на недвижимое имущество и сделок с ним
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится государственным органом - учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - учреждение юстиции по государственной регистрации прав) на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
К компетенции учреждения юстиции по государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах.
Порядок создания учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным уполномоченным органом исполнительной власти - Министерством юстиции Российской Федерации.
Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 288.
При Министерстве юстиции Российской Федерации созданы Комиссия по назначению государственных регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), Российский институт государственных регистраторов, Совет главных государственных регистраторов субъектов Российской Федерации, Методический центр по правовым проблемам государственной регистрации прав.
В настоящее время учреждения юстиции по государственной регистрации прав созданы во всех субъектах Российской Федерации.
1.3. Состояние системы государственной регистрации прав
в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) создание единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним началось с принятием постановления Правительства Республики Саха (Якутия), по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации от 11 августа 1998 года N 362 о создании учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Государственной регистрационной палаты Республики Саха (Якутия) (далее Регистрационная палата РС(Я)) на территории регистрационного округа N 14, определенного границами Республики Саха (Якутия).
На 1 апреля 2001 года в улусах и городах республиканского подчинения осуществляют деятельность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним следующие филиалы Регистрационной палаты: Якутский, Нерюнгринский, Алданский, Ленский, Олекминский, Мирнинский, Среднеколымский, Вилюйский, Сунтарский, Оймяконский, Усть-Алданский, Верхнеколымский, Мегино-Кангаласский, Булунский, Верхоянский и Намское представительство. С февраля 2001 года начал работу представитель Регистрационной палаты в Хангаласском улусе.
В целях развития единой системы государственной регистрации прав существует необходимость в расширении регистрационных зон филиалов путем организации работы представителей Регистрационной палаты в улусах. Расширены регистрационные зоны Вилюйского, Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского филиалов с охватом территорий Верхневилюйского, Амгинского, Таттинского улусов.
До 1 января 2002 года планируется открытие филиалов в Нюрбинском и Томпонском улусах и организация работы представителей Регистрационной палаты в Оленекском, Горном, Анабарском, Аллаиховском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском улусах, а также расширение регистрационных зон действующих филиалов.
На 1 апреля 2001 года дополнительно в Российском институте государственных регистраторов прошли обучение и успешно сдали квалификационные экзамены 35 специалистов, в том числе 6 - в действующие улусные филиалы и представительство, 12 - во вновь создаваемые структурные подразделения в улусах, 17 - в Регистрационную палату РС(Я) и Якутский городской филиал.
Первый раздел Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Саха (Якутия) был открыт 26 декабря 1998 года. За два года деятельности Регистрационной палаты в Едином государственном реестре прав открыто 21544 раздела на объекты недвижимости, зарегистрировано 50414 прав на недвижимое имущество и 22774 их ограничений (обременений), поступило 3202 запроса о предоставлении информации из Единого государственного реестра прав.
Цели и задачи развития единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 годы