ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2004 года N 88

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2003 ГОД И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2004 ГОД

(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2004 N 279)


Рассмотрев и обсудив итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2003 год, Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что в результате планомерной реализации Предвыборной программы Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова достигнута положительная динамика важнейших показателей экономики. В 2003 году темп роста валового регионального продукта составил 102,7% в сопоставимых ценах к уровню 2002 года, производства промышленной продукции - 101,6% (в том числе без учета добычи алмазов АК "АЛРОСА" - 106,7%), инвестиций в основной капитал - 110,5%, продукции сельского хозяйства - 101,9%, розничного товарооборота - 125,1%, платных услуг населению - 113,1%.

2003 год стал отправным для реализации 29 целевых программ по основным направлениям развития республики, в том числе 11 программ со статусом президентских. Произошли значимые события, дающие импульс для дальнейшего экономического роста: введен в эксплуатацию крупнейший в мировой алмазодобывающей промышленности Нюрбинский горно-обогатительный комбинат, завершено строительство и пущен газ по подводному переходу через реку Лена уникального газопровода "Хатассы - Павловск", осуществлен пуск Нежданинского ГОКа, открыт современный завод по лесопереработке ОАО "Алданзолотолес". С определением недропользователя Талаканского месторождения начинается широкомасштабное развитие нефтяной промышленности.

Особое значение придается Президентской программе социально-экономического развития села, реализация которой уверенно набирает темпы. Республика Саха (Якутия) продолжает занимать лидирующее положение по объемам валовой сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе. Совершенствуется система закупок, заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья. Созданы первые пять машинно-технологических станций. В целях социальной защиты сельских жителей заложены основы для внедрения негосударственного пенсионного обеспечения селян. Началась газификация и водоснабжение заречной группы улусов.

Утвержден топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) до 2006 года, который выявил диспропорции между спросом и предложением на энергоресурсы от добычи до их потребления. Начато внедрение принципов энергоресурсосбережения. Предстоит дальнейшая работа по оптимизации топливно-энергетического баланса в разрезе отраслей, улусов (городов) и отдельных предприятий.

Высокими темпами велось строительство железной и магистральных автомобильных дорог, оказывалась государственная поддержка развитию воздушного и речного транспорта. Закуплено оборудование для введения республиканского 6-часового телевещания на всей территории республики. Если в 2002 году охват составлял 79,7%, в 2003 году - 82%, то в 2004 году охват составит 100%.

В сложнейших условиях навигации 2003 года успешно завершены завоз грузов и подготовка к зиме.

В целях обеспечения устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса и повышения качества обслуживания и ремонта жилищного фонда реализуется программа реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса республики. В результате выполнения мероприятий программы, обеспеченных необходимым финансированием, улучшения системы управления в отрасли путем создания государственного предприятия с 31 филиалами в улусах, значительно снизились убытки отрасли, поэтапно сокращается задолженность по заработной плате.

Наметилась тенденция к снижению долгов. Доля просроченной кредиторской задолженности в общей сумме задолженности снизилась с 40,5% в прошлом году до 33,7%, просроченной дебиторской задолженности - с 39,8% до 37%.

Начата работа по инвентаризации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств. Комиссией по инвентаризации расходов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) проведена ревизия Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета. Рассмотрено более 30 предложений, в стадии рассмотрения находятся более 20 нормативных документов.

Развитие производства обеспечивает базу, прежде всего, для повышения благосостояния граждан республики. Планомерно увеличивается заработная плата, реализация перспективных отраслевых программ позволила создать более 4 тысяч новых рабочих мест. В результате численность официально зарегистрированных безработных по сравнению с началом года снизилась на 2,6%.

В 2003 году для решения одной из острых проблем социально-экономического развития была создана Комиссия по контролю за проведением мероприятий по сокращению задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий и организаций республики. В результате за год, несмотря на увеличение заработной платы, просроченная задолженность сокращена на 630 млн. рублей или на 41%.

Экономический рост дал новый импульс для развития социальной сферы республики. В 2003 году введены в строй 15 новых школ и 4 объекта здравоохранения, социально-культурные учреждения. Среди них такие уникальные, как больничные комплексы в селах Бердигестях и Чурапча, Национальная библиотека им. А.С. Пушкина, культурно-спортивный комплекс в п. Хандыга, Дом народов Севера. Введено 252,9 тыс. кв. м. жилья, что составляет треть всего введенного жилья Дальневосточного федерального округа.

2003 год был объявлен годом Платона Ойунского в честь 110-летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля, одного из основоположников якутской литературы. Юбилейные мероприятия послужили поводом для глубокого осмысления духовного наследия, воспитания уважительного отношения к нашей истории, традициям и обычаям, накопленным народами Якутии.

Важнейшим событием в спортивной жизни республики стали III Спортивные игры народов Якутии, проведенные на высоком техническом и организационном уровне. Ведется активная подготовка к III Международным спортивным играм "Дети Азии", которые состоятся с 23 по 30 июля 2004 года.

В то же время, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, медленными темпами осуществляется сокращение числа убыточных предприятий, особенно в государственном секторе экономики, а также приватизация государственных предприятий. На 8% к уровню прошлого года возросли убытки предприятий. Все еще сохраняется задолженность по выплате заработной платы работникам. Не достигнут качественный рост производства потребительских товаров, при этом не выполнены задания и снижены объемы к уровню прошлого года по производству макаронных, хлебобулочных и винно-водочных изделий, муки, обуви. Основными причинами невыполнения плановых заданий являются высокая себестоимость, низкая конкурентоспособность продукции в сравнении с завозимой, отсутствие оборотных средств на закуп сырья и транспортировку.

Повышение рентабельности предприятий происходит медленными темпами. Из общего круга крупных и средних предприятий 53,3% являются убыточными - это один из наиболее высоких показателей среди регионов Дальневосточного федерального округа. За январь-декабрь 2003 года сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий всех отраслей экономики составил 16,3 млрд. рублей, или 128% к объему прибыли за соответствующий период прошлого года. Весь прирост прибыли получен за счет предприятий алмазодобывающей промышленности, без их учета сальдированный финансовый результат сложился отрицательным в сумме 445 млн. рублей.

Возросли убытки в газовой промышленности (на 233 млн. рублей), в пищевой промышленности (на 37 млн. рублей), на транспорте (на 64,5 млн. рублей). Ухудшились финансовые показатели предприятий нефтедобывающей промышленности и розничной торговли.

Наибольший разрыв между кредиторской и дебиторской задолженностями, характеризующий низкую ликвидность предприятий, наблюдается на предприятиях газовой промышленности (2,4 раза), цементной промышленности (2,7 раза), сельского хозяйства (2,3 раза), добычи алмазов (2,3 раза) и пищевкусовой промышленности (на 86,6%).

В целях усиления контроля за деятельностью предприятий и принятия мер по их финансовому оздоровлению во всех министерствах и ведомствах созданы и действуют балансовые комиссии. Наиболее активно работа с подведомственными предприятиями проводилась в Министерстве транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерстве промышленности Республики Саха (Якутия), Министерстве строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам. Однако все еще недостаточно эффективной остается работа некоторых балансовых комиссий.

Установленные в целях увеличения и обеспечения контроля за объемами производства задания на 2003 год по производству продукции выполнены по 16 видам или на 44%, по реализации за пределы республики - по 8 видам или на 47%. Особенно низок уровень выполнения заданий по производству продовольственных потребительских товаров, выходному поголовью скота и птицы, мазута, дизельного топлива, обуви, муки и макаронных изделий.

Наиболее высокий процент выполнения заданий отмечается в Жиганском, Кобяйском, Хангаласском, Оймяконском улусах и г. Нерюнгри. Не справились с установленными заданиями в Алданском, Усть-Майском, Аллаиховском и Абыйском улусах. При этом администрацией МО "Город Якутск" не налажен контроль за выполнением установленных заданий (выполнено 31,8%).

В отдельных улусах отмечено свертывание производства продукции: деловой древесины (в г. Якутске, Верхоянском, Усть - Майском, Чурапчинском улусах), пиломатериалов (в г. Якутске и Чурапчинском улусе), макаронных изделий (в г. Якутске, Амгинском, Верхневилюйском и Таттинском улусах), водки и ликероводочных изделий (в г. Якутске, Алданском, Нижнеколымском улусах), колбасных изделий (в Аллаиховском, Верхневилюйском, Намском, Среднеколымском, Усть-Янском и Хангаласском улусах).

В целях закрепления экономического роста, повышения эффективности хозяйственного комплекса, интенсивного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, роста производительности труда и обеспечения на их основе повышения уровня жизни и занятости населения республики Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Считать основными задачами органов государственной власти, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, предпринимателей, общественных организаций и населения республики в 2004 году:

Обеспечение роста валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) в 2004 году на 2,6% по сравнению с 2003 годом на основе:

роста индекса физического объема промышленного производства в цветной металлургии - 1,2%, в алмазообрабатывающей промышленности - 8,6%, в ювелирной - 3,4%, топливно-энергетического комплекса - 3,6%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - 18,5%, в промышленности строительных материалов - 4%, в пищевой промышленности - 6,3%;

увеличения валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на 3% к уровню 2003 года;

реального роста инвестиций в основной капитал на 2,4% за счет активизации деятельности по привлечению инвестиций в экономику республики, реализации целевых программ;

реального роста объема платных услуг населению до 100,9% к уровню 2003 года.

Обеспечение роста производительности труда в целом по экономике на 14% <1>, в том числе в промышленности не менее 13%, на транспорте - не менее 17%, в строительстве - не менее 15%, в сельском хозяйстве - не менее 12%.

     ________________

<1> Производительность труда рассчитана как отношение объема ВРП к численности занятого населения, в действующих ценах.


Сокращение просроченной задолженности по выплате заработной платы во всех отраслях экономики к концу года на 450 млн. рублей.

Оздоровление финансового положения предприятий на основе их реорганизации и приватизации, улучшения кадровой работы, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, совершенствования механизмов размещения государственного и муниципального заказов с учетом утвержденных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Повышение конкурентоспособности продукции местного производства на основе совершенствования маркетинга и рекламной деятельности.

Стимулирование инновационной деятельности.

Реализация системы мер по государственной поддержке экспорта промышленной продукции.

Развитие транспортной инфраструктуры.

Развитие малого предпринимательства.

Снижение количества убыточных предприятий на 10% и суммы их убытка.

Создание механизмов стимулирования экономии энергоресурсов для обеспечения снижения энергоемкости валового регионального продукта на 2% до 1,45 т.у.т./тыс. рублей.

Эффективное управление государственной собственностью.

Оптимизация расходов на содержание бюджетного сектора за счет сокращения излишних функций органов государственной власти и государственных учреждений.

Дальнейшее совершенствование налогового администрирования.

Проведение единой политики формирования цен и тарифов в жилищно-коммунальной сфере и топливно-энергетическом комплексе, недопущение нарушений антимонопольного законодательства и разбалансированности уровня договорных цен на продукцию естественных монополий с параметрами государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Повышение эффективности закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Законодательное и финансовое обеспечение разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Проведение административной реформы.

Повышение эффективности природопользования.

Обеспечение адресной социальной помощи и снижение уровня бедности.

Создание эффективной системы медицинского, социального, пенсионного страхования граждан.

Развитие жилищного строительства, в том числе на основе ипотечного кредитования.

Организация и проведение на высоком уровне III Международных спортивных игр "Дети Азии".


2. Установить следующие персональные задания членам Правительства Республики Саха (Якутия) в 2004 году:

2.1. Первому заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексееву Г.Ф.:

Контроль за ходом выполнения Государственного заказа на управление социально-экономическими процессами в Республике Саха (Якутия) и объемами производства и реализации за пределы республики важнейших видов промышленной продукции, работ и услуг на 2004 год.

Защита правовых и имущественных интересов Республики Саха (Якутия) в АК "АЛРОСА" (ЗАО).

Обеспечение снижения просроченной кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Завершение 1 этапа плана организации промышленной группы предприятий на базе ГУП "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням РС(Я)" и ОАО "Нижне-Ленское".

Контроль за реализацией программных мероприятий по оптимизации топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) до 2007 года.

Разработка ТЭО и схемы финансирования мини-ТЭЦ в п. Джебарики-Хая Томпонского улуса.

Ликвидация и реорганизация государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, не обеспечивающих выполнения функций государства.

Содействие принятию федеральными органами исполнительной власти решения по вопросу открытия специализированного таможенного поста в г. Якутске.

Обеспечение принятия решения Правительством Российской Федерации "О мерах по обеспечению социальной защиты населения, проживающего в закрытых и закрываемых населенных пунктах Республики Саха (Якутия)".

Привлечение спонсорской поддержки для организации III Международных игр "Дети Азии".


2.2. Заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексееву А.Н.:

Обеспечение ввода во временную эксплуатацию участка железной дороги Беркакит - Томмот с открытием пассажирского движения к 1 октября 2004 года.

Работа с федеральными органами исполнительной власти по включению в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России до 2010 года" стратегических проектов республики.

Обеспечение принятия постановления Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск (правая Лена)". Внесение на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) в срок до 15 июня т.г. Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия) и Республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2010 года".

Завершение к 2005 году ликвидации грунтовых разрывов на участке "Уолба - Мегино-Алдан" автомобильной дороги "Колыма" и автомобильной дороги "Вилюй" для обеспечения сквозного проезда г. Магадан - г. Ленск. Изыскание финансовых ресурсов для обеспечения строительства 50 километров автомобильной дороги "Вилюй".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»