Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 16 июня 2005 года N 251-З N 509-III

Об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 698-З N 319-IV)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2023 года N 2609-З N 1129-VI
____________________________________________________________________

Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

Настоящий закон устанавливает правовые основы территориальной системы экологического мониторинга, определяет ее основные положения с целью обеспечения населения Республики Саха (Якутия) достоверной информацией об экологической обстановке в республике.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе


В настоящем законе используются следующие основные понятия:

1) экологический государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

(в редакции Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

2) система экологического мониторинга - многоцелевая и многокомпонентная информационная структура, формирующаяся посредством объединения отдельных подсистем, информационно-измерительных и информационно-вычислительных комплексов, взаимосвязанных друг с другом общностью целей, общими требованиями к организации и проведению наблюдений, к обобщению и интеграции получаемых данных;

3) подсистема экологического мониторинга - составная часть системы экологического мониторинга, осуществляющая мониторинг в отношении отдельных ее объектов и располагающая собственными органами управления;

4) экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий;

5) антропогенное воздействие - сумма прямых и опосредованных влияний человеческой деятельности на окружающую среду;

6) природопользователи - физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в соответствии с законодательством.

Статья 2. Законодательство в области экологического мониторинга


Законодательство в области экологического мониторинга состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).

Статья 3. Участие в реализации единой государственной политики в области экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия)


Мерами, направленными на участие в реализации единой государственной политики в области экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия), являются:

1) осуществление контроля и проверки качества представляемой информации, данных и сведений;

2) установление необходимых связей между руководящим органом и субъектами системы мониторинга для обеспечения адекватного потока информации между ними.

(Статья 3 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 698-З N 319-IV)

Статья 4. Цели и задачи системы экологического мониторинга


1. Экологический мониторинг осуществляется в целях:

1) наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

2) оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

3) обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

2. Основными задачами системы экологического мониторинга являются:

1) ведение регулярных наблюдений за состоянием объектов экологического мониторинга;

2) создание информационного банка данных о состоянии объектов наблюдения;

3) оценка показателей состояния и функциональной целостности природных комплексов, среды обитания и состояния здоровья человека;

4) выявление причин изменений состояния объектов экологического мониторинга и оценка последствий таких изменений;

5) прогнозирование изменений состояния объектов наблюдения;

6) разработка программ, предложений и мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую среду;

7) информирование органов местного самоуправления, организаций и граждан о состоянии окружающей среды.

Статья 5. Основные принципы ведения экологического мониторинга


Основными принципами ведения экологического мониторинга являются:

1) непрерывность наблюдений, проводимых в необходимом и достаточном объеме;

2) оперативность наблюдений в чрезвычайных ситуациях;

3) системность организации наблюдений и контроля;

4) единство и сопоставимость методов наблюдений и контроля сбора, обработки, хранения и распространения полученной информации;

5) достоверность информации о состоянии объектов экологического мониторинга и ее доступность для потребителей;

6) коллегиальность в прогнозе результатов экологического мониторинга при подготовке проектов управленческих решений;

7) учет данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития Республики Саха (Якутия);

8) ведение экологического мониторинга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, строгое соблюдение требований по обеспечению экологического мониторинга всеми субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Глава 2. Полномочия и обязанности субъектов отношений экологического мониторинга

Статья 6. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области ведения экологического мониторинга


К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области ведения экологического мониторинга относятся:

1) определение уполномоченного органа государственного управления;

2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ведения экологического мониторинга и использования информации о состоянии окружающей природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

3) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия), являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

(в редакции Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

Статья 7. Субъекты отношений и объекты экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия)


1. К субъектам отношений экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) относятся:

1) органы государственной власти Республики Саха (Якутия);

2) органы местного самоуправления;

3) организации и индивидуальные предприниматели;

4) граждане.

2. К объектам экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия) относятся:

1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду;

2) окружающая среда, природные ресурсы и иные природные объекты;

3) здоровье населения республики.

Статья 8. Участие общественных объединений и граждан в системе экологического мониторинга


1. Общественные объединения и граждане имеют право обращаться в органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченные на ведение экологического мониторинга, по вопросам организации экологического мониторинга и получения информации о состоянии объектов экологического мониторинга.

2. Общественные объединения и граждане имеют право участвовать в ведении экологического мониторинга за счет своих и иных предусмотренных законодательством средств.

3. Данные экологического мониторинга, полученные общественными объединениями, и соответствующие требованиям к качеству информационных ресурсов, вносятся в реестр объектов экологического мониторинга.

Статья 9. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в области экологического мониторинга


Организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или с риском отрицательного воздействия на окружающую среду, организуют и осуществляют экологический мониторинг в соответствии с законодательством.

Статья 10. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)"


(в редакции Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

1. Экологический Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее - государственный фонд данных).

(в редакции Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

2. Единая государственная система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) является частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации.

(в редакции Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

3. Основу единой система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) составляют функциональные и локальные подсистемы экологического мониторинга, создаваемые на базе государственных органов Республики Саха (Якутия), уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга.

(в редакции Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

4. Координацию деятельности ведомственных и функциональных подсистем и их объединение в единую государственную систему экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) осуществляет орган исполнительной власти, уполномоченный на то в установленном законодательством порядке.

5. Правительство Республики Саха (Якутия) определяет порядок, форму и сроки представления субъектами экологического мониторинга информационных ресурсов в единую государственную систему экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) и порядок использования данных этой системы.

6. Уполномоченный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующий в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязан направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

(в редакции Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1050-З N 983-IV)

Статья 11. Экологический мониторинг в управлении природоохранной деятельностью и обеспечении экологической безопасности в Республике Саха (Якутия)


1. Роль экологического мониторинга в системе государственного регулирования природопользованием для целей охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности сводится к выполнению функций основного источника данных и сведений для информационного обеспечения процессов управления, позволяющих:

1) оценить санитарно-гигиенические, экологические, социальные и экономические показатели состояния отдельных компонентов геосистем (природных сред, биоценозов), устойчивости геосистем различных рангов и природных ресурсов на территории Республики Саха (Якутия);

2) выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей, а также оценить и спрогнозировать связанные с такими изменениями последствия для здоровья человека, объектов животного и растительного мира и их сообществ (популяций), социально-экономической системы, территориальных природных и природно-техногенных комплексов, ресурсов окружающей природной среды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»