(с изменениями на 21 мая 2024 года)
(в ред. Законов РС(Я) от 12.12.2023 2684-З N 43-VII, от 18.03.2024 2700-З N 75-VII, от 21.05.2024 2740-З N 155-VII)
Принят
Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
28 февраля 2023 года
Природа и ее ресурсы являются основой жизнеобеспечения многонационального народа Республики Саха (Якутия). Охрана природы, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности являются неотъемлемыми условиями устойчивого экономического и социального развития Республики Саха (Якутия).
Настоящий Экологический кодекс Республики Саха (Якутия) (далее - Кодекс) призван защищать конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу правонарушением в области охраны окружающей среды, способствовать формированию правовых, экономических и социальных основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, развитию экологического образования, просвещения и экологической культуры, обеспечивать экологическую безопасность и организацию рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления.
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения в области охраны окружающей среды, лесных и водных отношений, охраны и использования объектов животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности, экологического образования и просвещения, экологической экспертизы, охраны окружающей среды в зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Саха (Якутия).
2. В отношениях, регулируемых настоящим Кодексом, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются соответствующие компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
1. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия), федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия) и состоит из настоящего Кодекса, законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).
2. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и указанными нормативными правовыми актами применяется настоящий Кодекс.
1. В Республике Саха (Якутия) создаются условия для сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, в том числе сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
2. В целях обеспечения условий, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительством Республики Саха (Якутия) определяются соответствующие мероприятия в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, в том числе в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия).
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Республике Саха (Якутия) осуществляются на основе следующих принципов:
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
5) ответственность органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
7) независимость государственного экологического контроля (надзора);
8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
16) сохранение биологического разнообразия;
17) обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
22) участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
23) поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности, направленной на защиту окружающей среды, формирование экологической культуры в обществе;
24) международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
25) обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
1. Разграничение полномочий в области охраны окружающей среды между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) о передаче осуществления части полномочий в области охраны окружающей среды заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
К полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды относятся:
1) принятие законов и иных правовых актов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
2) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия) с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
3) принятие решения о создании лесопаркового зеленого пояса, его площади на территории Республики Саха (Якутия) либо об отказе в его создании, об упразднении лесопаркового зеленого пояса либо об отказе в его упразднении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) контроль за целевым использованием средств, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, на природоохранные мероприятия и зачисленных в государственный бюджет Республики Саха (Якутия);
5) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям Главы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды относятся:
1) определение основных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
2) представление Республики Саха (Якутия) в ее отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
3) обеспечение координации деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;