Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2004 года N 250

Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы"

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241

Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12 января 2004 года N 1402 "О Концепции государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы" согласно приложению (далее по тексту - Программа).

2. Установить, что с 1 января 2005 года постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 года N 41 "Об утверждении новой редакции Программы пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики - XXI веку (2001-2005 годы)"" утрачивает силу.

3. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту в срок до 1 июля 2004 года разработать и внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) Республиканскую целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы".

4. Определить главным исполнителем Программы Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия).

5. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия):

5.1. Внести изменения и дополнения в действующие улусные и городские программы в соответствии с Программой и разработать в муниципальных образованиях соответствующие муниципальные программы.

5.2. Ежегодно предусматривать в бюджетах финансовые средства на реализацию мероприятий Программы на уровне органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по подразделу 1803 "Молодежная политика".

6. Органам государственной власти и муниципальных образований, организациям и предприятиям независимо от форм собственности принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

7. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) ежегодно при формировании проекта Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) включать Программу в перечень Республиканских целевых программ, подлежащих финансированию, за счет предусмотренных в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) средств, согласно пункту 1 данного постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Власова.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е.Борисов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31 мая 2004 года N 250

СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Современное состояние работы по реализации государственной

молодежной политики в Республике Саха (Якутия)

4. Цели и задачи, основные принципы Программы

5. Подпрограммы:

5.1. Развитие инфраструктуры социальных служб для молодежи

5.2. Молодежный студенческий отряд

5.3. Волонтер

5.4. Профилактика +

5.5. Молодежные общественные инициативы

5.6. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

6. Этапы реализации Программы

7. Нормативно-правовое обеспечение Программы

8. Ресурсное обеспечение Программы

9. Механизмы реализации Программы

10. Организация управления Программой и контроль за ходом ее

реализации

11. Ожидаемые результаты

12. Мероприятия и финансовое обеспечение Программы

2. ВВЕДЕНИЕ


Государственная молодежная политика - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Современная социально-политическая ситуация требует коренного пересмотра традиционных взглядов на роль молодежи в общественном развитии. В результате реформ, предпринятых в стране в последние годы, молодежь превратилась в социальную категорию, способную оказывать серьезное влияние на темпы и характер общественного развития. Молодежь обладает такими качествами, необходимыми в условиях становления демократических институтов и рыночной экономики, как мобильность, способность ориентироваться в изменяющейся обстановке, восприимчивость к новым идеям. Наличие у молодежи социального потенциала позволяет усилить результативность решения задач за счет повышения активности молодежи в различных сферах жизни. Вступая в самостоятельную жизнь, молодежь должна быть способной привносить в процесс развития новый импульс, реализовывать собственный потенциал социального новаторства.

Однако в настоящее время молодежь испытывает серьезные затруднения в адаптации к социально-экономическим реалиям, самореализации в общественной жизни. Острыми проблемами молодежной среды, оказывающими негативное влияние на ситуацию в республике, являются рост молодежной преступности, слабая конкурентоспособность молодежи на рынке труда, всплеск алкоголизма и наркомании. Актуальность решения проблем социального неблагополучия зачастую вынуждает сводить задачи работы с молодежью к профилактике негативных тенденций в молодежной среде через организацию досуга и отдыха, реализацию программ борьбы с алкоголизмом и наркоманией, правонарушениями, сокращения безработицы и т.п.

Признавая важность работы в этих направлениях, нужно иметь в виду, что в значительной степени корни негативных тенденций лежат в неподготовленности молодежи к самостоятельной жизни, неумении строить свой жизненный путь и добиваться при этом успеха. Молодежь обладает большими возможностями, которые необходимо задействовать и направить на решение социально-значимых задач в интересах республики. Однако молодые люди зачастую не умеют практически реализовать свой потенциал, не имеют опыта участия в решении социально-значимых задач.

Для того чтобы потенциал молодежи мог быть реализованным в качестве одного из важных ресурсов развития республики, необходимо расширить понимание задач молодежной политики, выйти за рамки социально-профилактической работы и приступить к целенаправленной деятельности по подготовке молодежи к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в республике.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)


По данным Комитета государственной статистики Республики Саха (Якутия) в 2002 году в республике проживало 279 933 человека в возрасте 14-29 лет, что составило 27,9% от общей численности населения республики. Соотношение численности мужчин и женщин молодежного возраста более благоприятное, чем такое соотношение в общем по населению: в республике на 1 000 женщин приходится 982 мужчины, в то время как на 1 000 женщин в возрасте 14-29 лет - 1 046 мужчин. Большинство молодых граждан предпочитают жить в городских поселениях, чем на селе. 67,3% молодых граждан относятся к городской молодежи, соответственно к сельской молодежи - 32,7%.

Из 13 887 детей, родившихся в 2002 году, 10 188 детей приходится на матерей в возрасте до 30 лет. Наибольший процент составляют дети женщин в возрасте 20-24 года - 35,2% от общего числа родившихся. Наблюдается высокий процент детей, родившихся вне брака. Удельный вес таких детей составляет 36% от числа детей, родившихся у молодых женщин.

Из 794 умерших в возрасте до 30 лет 622 человека (78,3%) умерли от несчастных случаев, отравлений, внешних причин смерти.

Одной из острых проблем сегодняшней молодежи является обеспечение жильем. На учете для получения жилья на конец 2002 года состояло 24 791 семья, из которых 9,5% - это молодые семьи. В 2002 году получили жилье и улучшили жилищные условия 3 732 семьи (молодые семьи - 13,2%).

Остается высоким уровень участия несовершеннолетних и молодежи в совершении преступлений. За 10 месяцев 2003 года число несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений, возросло на 7% (с 884 до 946), а со стороны лиц молодежного возраста снизилось на 6,6% (с 2 589 до 2 419), из них привлечено к уголовной ответственности 2 014 молодых человека. Анализ совершенных преступлений молодыми людьми показывает, что наибольший процент приходится на кражи, хулиганство, посягательства на жизнь и здоровье граждан, грабежи. Большинство преступлений совершается в группе и в состоянии алкогольного опьянения, наркотического возбуждения (54,1% от общего числа совершенных преступлений молодыми людьми).

Ситуация в молодежной среде может характеризоваться следующими тенденциями:

около 75% молодых людей чувствуют себя социально слабозащищенными;

большинство молодежи указывает на отсутствие информации о своих правах и возможностях, особенно это касается северных улусов;

наиболее остро стоящими перед молодежью проблемами являются решение жилищного вопроса, безработица, обеспечение личной безопасности и безопасности семьи, проведение досуга;

ухудшается здоровье детей и молодежи (50% молодых граждан имеют отклонения в здоровье).

Реализация государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) осуществляется на основании утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 41 от 30 января 2003 года Республиканской целевой программы "Молодежь Республики - 21 веку". Ряд мероприятий осуществляется в рамках Республиканских программ, таких как "Семья и дети Республики Саха (Якутия)", "Программа развития образования", "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов на 2003-2006 годы", "Охрана здоровья населения до 2006 года" и др.

Ход реализации Программы показал необходимость поиска новых форм работы и дополнительных ресурсов по решению следующих проблем:

недостаточная нормативно-правовая база, в т.ч. на федеральном уровне;

недостаточная межведомственная координация реализации молодежной политики;

совмещение специфических функций муниципальных органов по молодежной политике с другими функциями муниципальной деятельности;

отсутствие системы молодежных учреждений по решению социальных проблем молодежи, организации ее занятости и досуга;

отсутствие минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат в сфере социальной поддержки молодежи;

недостаточная полнота информации о молодежи и процессах, происходящих в молодежной среде;

недостаток квалифицированных кадров, отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров;

недофинансирование молодежных программ на республиканском и муниципальном уровнях;

организационная и финансовая нестабильность молодежных общественных объединений, отсутствие преемственности в молодежном движении.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ


Цель государственной молодежной политики едина по всей республике и определена Концепцией государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия), утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1402 от 12 января 2004 года.

Цель государственной молодежной политики - создание и укрепление необходимых правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодого гражданина.

Для достижения поставленной цели Программой "Молодежь Республики Саха (Якутия) (2005-2010 годы)" определены следующие задачи:

1. Создание условий для гражданского становления, физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

2. Содействие организационному развитию молодежных общественных объединений.

3. Поддержка молодежных общественных инициатив.

4. Содействие занятости молодежи.

5. Объединение общественности в целях профилактики негативных явлений в молодежной среде.

6. Развитие инфраструктуры социальных служб для молодежи.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Формирование и развитие системы информационного обеспечения молодежи.

9. Кадровое и организационное обеспечение молодежных программ.

10. Развитие межрегионального и международного молодежного сотрудничества.

Для осуществления поставленных цели и задач необходимо выделение и соблюдение основных принципов государственной молодежной политики:

Принцип системности нацелен на преодоление ведомственной разобщенности в решении проблем молодежи, становление государственной молодежной политики как самостоятельной отрасли социальной политики, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение. Во взаимоотношении с отраслями и ведомствами, которые в той или иной сфере занимаются созданием условий для становления и самореализации молодежи, государственная молодежная политика должна не заменять и конкурировать с уже существующими услугами и формами работы, а создавать новые, которые бы разумно их дополняли либо закрывали неохваченные межотраслевые сферы в работе с молодежью. В ведение отрасли должны быть поэтапно переданы учреждения и объекты из других отраслей, попадающие в непосредственную сферу работы с молодежью. Мероприятия реализуются путем отраслевых программ государственной молодежной политики. При решении проблем молодежи, требующих объединения усилий различных отраслей, органам государственной молодежной политики придаются межотраслевые координирующие функции.

Принцип участия означает привлечение молодежных организаций, молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и общества в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»