УКАЗ
от 12 января 2004 года N 1402
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1998 года N 49-II "О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)", в целях совершенствования механизмов реализации государственной молодежной политики и создания в республике социально-экономических, правовых, организационных условий для социального становления и развития молодежи, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия).
2. Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия).
3. Правительству Республики Саха (Якутия) (Борисов Е.А.) разработать и утвердить в срок до 1 мая 2004 года республиканскую целевую программу "Молодежь Республики Саха (Якутия)" на 2005-2010 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
12 января 2004 года
N 1402
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Государственная молодежная политика - это политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
Молодежь необходимо оценивать как часть общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие страны, за преемственность исторического и культурного наследия.
Реализация государственной молодежной политики направлена на:
- создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для гражданского становления и самореализации молодых людей;
- развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив.
Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития страны, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, общечеловеческих гуманистических ценностей.
Государственная молодежная политика представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения является одной из главных стратегических задач развития республики.
1. Концепция государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) - система определений важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.
Концепция основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, на положениях Конституций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Концепция опирается на анализ положения молодежи и опыт реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия), учитывает динамику развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодежной среде, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица в своей деятельности в области государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) руководствуются основными положениями настоящей Концепции.
2. Концепция исходит из:
- необходимости создания основы устойчивого экономического и духовного развития республики, обеспечения достойной жизни народа, укрепления и развития генофонда;
- признания исключительной роли молодежи в жизни общества;
- понимания необходимости государственной поддержки молодых граждан в современных условиях социально-экономической трансформации общества, в обеспечении их образования, воспитания и развития на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих прав и обязанностей;
- необходимости повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и социального партнерства с организациями и физическими лицами по вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан, стимулированию их самостоятельности и созидательной активности.
3. Государственная молодежная политика проводится в отношении молодых граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), в возрасте от 14 до 30 лет.
4. Субъектами реализации государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) выступают органы государственной власти и местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия).
Государственная молодежная политика в Республике Саха (Якутия) основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:
- признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- взаимной ответственности государства, общества и молодых граждан за соблюдение конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности во всех сферах государственной и общественной жизни;
- открытости, предусматривающий непосредственное участие общественности в разработке и реализации приоритетных направлений и программ государственной молодежной политики;
- приоритетности государственной поддержки молодых граждан на основе партнерства между органами государственной и муниципальной власти, работодателями, профсоюзами и обществом на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив;
- единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики.
Целью государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) является создание и укрепление необходимых правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодого гражданина.
Задачами государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) являются:
- совершенствование условий для обеспечения социального, культурного, духовного и физического становления молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодых граждан патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к историческому и культурному прошлому России и Якутии;
- содействие в реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
- достижение экономической самостоятельности молодых граждан путем эффективного включения ее в трудовую и предпринимательскую деятельность;
- пропаганда здорового образа жизни и культурного досуга в молодежной среде;
- развитие системы социальных служб молодежи.
Результатом реализации задач и достижения цели государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) станет формирование личности:
- гражданина-патриота, заботящегося о защите интересов отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;
- гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
- гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, честности, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;
- гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспроизводстве и воспитании последующих поколений.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки и защиты прав и интересов молодых граждан:
- корректировка и развитие республиканской законодательной и нормативной базы государственной молодежной политики, учитывающей экономические и социальные особенности положения молодежи республики в области трудового, жилищного, социального законодательства, законодательства по охране здоровья, законодательства о местном самоуправлении и законодательства о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений;
- проведение специальной правовой регламентации вопросов, неотработанных в республиканском законодательстве (вопросы кредитования молодых семей, социальной службы для молодежи, поддержки молодежного предпринимательства и др.);
- разработка предложений по внесению дополнений и изменений в ряд республиканских и федеральных законов.
2. Развитие инфраструктуры государственной молодежной политики:
- формирование и развитие системы научно-методического и информационно-аналитического обеспечения государственной молодежной политики;
- разработка и реализация мер по улучшению кадрового потенциала, по обеспечению системы подготовки специалистов по направлениям и технологиям реализации государственной молодежной политики;
- развитие и укрепление системы материально-технического и финансового обеспечения государственной молодежной политики.
3. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития:
- совершенствование достигнутых условий для получения профессионального образования молодыми гражданами;
- формирование и реализация целевых программ (проектов) по поддержке общественных объединений;
- разработка и реализация мер по поддержке талантливых молодых граждан в области образования, науки, техники, культуры и спорта;
- разработка и реализация республиканских, муниципальных целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
- распространение в молодежной среде идей духовного единства, патриотизма, межнационального согласия и терпимости;
- формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых граждан;
- формирование мер по защите молодежи от религиозного экстремизма, фанатизма и других антисоциальных явлений.
4. Совершенствование мер для формирования здорового образа жизни:
- осуществление мер поддержки деятельности оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни;
- создание условий и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений для развития массовых видов спорта и туризма;
- совершенствование проведения межрегиональных и республиканских спортивных соревнований, турниров по видам спорта;
- активизация мер по профилактике и лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании и других социальных заболеваний, по сохранению психического здоровья молодежи.
5. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей:
- разработка и осуществление мер по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и поддержка их трудовой деятельности;
- поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан - центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, молодежных студенческих строительных отрядов, молодежных объединений;
- содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
- формирование и реализация системы государственных мер по материально-технической и финансовой поддержке молодежного предпринимательства.
6. Государственная поддержка молодых семей: