Мировой опыт, особенно индийский, свидетельствует о правомочности и даже желательности появления надомного труда в сфере производства, не требующего значительного обеспечения материалами и больших затрат энергоресурсов. К таковым относятся огранка драгоценных камней, изготовление ювелирных изделий, традиционные художественные промыслы и другие виды творческой деятельности. Учитывая появление и стремительное развитие алмазогранильного производства в Республике Саха (Якутия), весьма привлекательно выглядит идея организации надомных участков огранки алмазов.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны, когда постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.09.1994 N 384 и распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.02.1997 N 114-рп были регламентированы условия организации надомных участков огранки. В последующем в различных населенных пунктах республики вблизи от головных гранильных заводов возникли небольшие цеха огранки, которые представляют собой промежуточную форму между заводом и собственно надомным участком - артель, кооператив или товарищество по совместной обработке алмазного сырья. Экономическую эффективность этой формы организации производства еще предстоит оценить, но положительный социальный эффект не вызывает сомнений.
Придерживаясь этимологического толкования, надомный участок огранки должен представлять собой жилую или хозяйственную постройку, принадлежащую на правах частной собственности специалисту по алмазообработке и оборудованную, согласно требованиям, под работу с алмазным сырьем и полуфабрикатами. В обозримом будущем обязательным условием функционирования надомного участка огранки останется непосредственная близость к головному гранильному заводу, обеспечивающему надомников сырьем или полуфабрикатами, станками, оснасткой и расходными материалами. Не менее важным обстоятельством является квалификация надомника-алмазообработчика: лишь опытный специалист заслужит доверие головного завода и получит на обработку дорогое сырье. Еще одним условием успешного начала и устойчивой работы надомного участка является состоятельность хозяина, который будет получать алмазы под залог своего имущества или под гарантии кредитоспособного юридического лица.
Намерение развить в республике систему надомной обработки алмазов требует, прежде всего, создания законодательной базы. Поэтому программные мероприятия должны начаться с разработки Закона Республики Саха (Якутия) "Об алмазообрабатывающей промышленности", определяющего принципы регулирования отношений в области использования алмазного сырья и обращения готовой продукции. Далее программные мероприятия должны охватить следующее:
создание равных условий для развития всех форм производственных структур;
государственное регулирование формирования системы надомной огранки алмазов в рамках исполнения Государственной программы создания в республике 5 000 новых рабочих мест;
государственная финансовая поддержка регионов, организующих новые рабочие места в виде экономически эффективных надомных участков обработки алмазов;
восполнение квалифицированных кадров головных гранильных заводов, создающих надомные участки обработки алмазов;
централизованное обеспечение оборудованием сети надомных участков обработки алмазов.