Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 1995 года N 203

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 14.08.2003 N 532

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства РС(Я) от 05.06.1997 г. N 242;
постановление Правительства РС(Я) от 27.12.2001 г. N 672)

Руководствуясь Конституцией и законодательством Республики Саха (Якутия), в целях упорядочения механизма передачи права пользования недрами хозяйствующим субъектам, приведением его в соответствие с изменившимся федеральным и республиканским законодательством Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. {Утвердить Положение о лицензировании права пользования недрами согласно приложению N 1 и ввести его в действие в установленном порядке} - УТРАТИЛ СИЛУ.

(В ред. Постановления Правительства РС(Я) от 27.12.2001 г. N 672)

2. {Утвердить Перечень общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с приложением N 2} - УТРАТИЛ СИЛУ.

(В ред. Постановления Правительства РС(Я) от 27.12.2001 г. N 672)

3. {Поручить Межведомственной комиссии по недропользованию произвести переоформление ранее выданных лицензий на право пользования недрами в порядке, установленном настоящим постановлением, без изменения в наименовании объекта, его площади, ранее установленных сроков их действия и без взимания дополнительных лицензионных сборов} - УТРАТИЛ СИЛУ.

(В ред. Постановления Правительства РС(Я) от 27.12.2001 г. N 672)

4. {Поручить Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, осуществляющему организационное обеспечение республиканской системы лицензирования недропользования, установление ставок лицензионных сборов по каждому объекту в отдельности, исходя из фактических затрат на выдачу лицензий, а также разрешить их использование на цели, связанные с финансовым обеспечением лицензионной деятельности} - УТРАТИЛ СИЛУ.

(В ред. Постановления Правительства РС(Я) от 27.12.2001 г. N 672)

5. Отменить действие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 мая 1992 года N 221 "Об утверждении Временного положения о лицензировании хозяйственной деятельности по использованию недр Республики Саха (Якутия) и порядке его применения".

Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Саха (Якутия)
А.ТОМТОСОВ


Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 12 мая 1995 г. N 203

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Положение о порядке лицензирования права пользования недрами (далее Положение) устанавливает механизм реализации полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в распоряжении участками недр регионального и местного значения, установленных Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах".

Положением регламентируется также участие органов государственной власти Республики Саха (Якутия) при лицензировании права пользования участками недр, переданными в установленном порядке в федеральное ведение, в том числе по участкам недр федерального значения, по месторождениям природного минерального сырья, получившим статус федеральных природных ресурсов, а также в случаях, когда предполагается передача права пользования недрами иностранным организациям или организациям, действующим с участием иностранных партнеров.

1.2. Положением предусматривается передача права пользования недрами по лицензиям для целей геологического изучения, а также для добычи всех видов полезных ископаемых (кроме общераспространенных), строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых - хранилищ нефти, газа, других материалов и веществ, сборов минералогических и иных коллекционных материалов.

1.3. Получения лицензий не требуется на право ведения региональных геолого-геофизических работ, государственной геологической съемки, включая ГТС-50 и ГДП-50, инженерно - геологических изысканий, тематических, научно-исследовательских, палеонтологических работ и исследований, геолого-геофизических работ по прогнозированию землетрясений, мониторинга недр, контроля за режимом подземных вод, других работ и исследований, направленных на общее изучение недр и осуществляемых без существенного влияния на целостность и естественное состояние недр. Разрешение на проведение указанных работ выдается Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и оформляется в виде геологических заданий и пообъектных планов.

При необходимости проведения в процессе геологических съемок всех масштабов более детальных поисковых и поисково-оценочных работ с применением горных и буровых работ на локальных участках и объектах лицензии на право пользования недрами оформляются на каждый объект поисковых и поисково-оценочных работ отдельно, по мере выявления таких участков.

1.4. Порядок передачи участков недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, сборов коллекционных материалов, переданных в ведение местных органов самоуправления в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах", регламентируется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 1993 г. N 520 "Об утверждении Положения о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым". Этим же постановлением установлен перечень общераспространенных полезных ископаемых, право распоряжения которыми передано местным органам государственной власти.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ


2.1. Государственная республиканская система лицензирования призвана обеспечить государственное регулирование отношений в сфере недропользования, проведение единой политики рационального использования природных ресурсов и обеспечение защиты окружающей природной среды, правовое обеспечение деятельности недропользователей.

2.2. Система лицензирования недропользования предусматривает участие в принятии решений по вопросам недропользования республиканских органов государственного управления, осуществляющих государственное регулирование отношений в минерально-сырьевом комплексе Республики Саха (Якутия): Министерства промышленности, Министерства охраны природы, Министерства внутренних дел, Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, Государственного комитета по геологии и недропользованию, Государственного комитета по управлению имуществом, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн), и федеральных органов исполнительной власти - Комитета по геологии и использованию недр России и Якутского округа Госгортехнадзора России.

2.3. Должностные лица указанных в п. 2.2 государственных органов участвуют в деятельности Межведомственной комиссии по недропользованию - рабочего органа государственной республиканской системы лицензирования, образованной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 января 1994 г. N 33 "О постоянно действующих органах Правительства Республики Саха (Якутия)".

Межведомственная комиссия по недропользованию действует на основании Положения об этом коллегиальном органе, утверждаемом Правительством Республики Саха (Якутия).

2.4. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования осуществляется Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (Госкомгеологии Республики Саха (Якутия)).

Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) ведет учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования, подготавливает предложения о порядке, сроках и условиях недропользования в соответствии с государственными программами развития минерально - сырьевого комплекса, представляет планы лицензирования вместе с предложениями по их реализации для согласования с заинтересованными государственными республиканскими, а при необходимости и федеральными органами управления и контроля, поименованными в п. 2.2, после чего выносит их на рассмотрение Межведомственной комиссии по недропользованию.

2.5. Государственные республиканские органы управления и контроля - Министерство промышленности, Министерство охраны природы, Министерство экономики, Комитет по драгоценным металлам, камням и валюте, Государственный комитет по управлению имуществом, а также Якутский округ Госгортехнадзора России и другие государственные органы осуществляют государственную экспертизу материалов, представляемых для согласования Госкомгеологии Республики Саха (Якутия), рассматривают предложения по проекту решений и разрабатывают в пределах своих полномочий особые условия хозяйственной деятельности по каждому объекту недропользования, включая рекомендации по срокам ввода объекта в освоение, объемам добычи и реализации, направлениям перевозок, условиям сохранности добытого минерального сырья, потребителям продукции и иным условиям недропользования.

2.6. Местные органы государственной власти участвуют в государственной системе лицензирования на начальном этапе - при согласовании вопросов землепользования.

Они могут также вносить предложения по условиям недропользования, рекомендовать субъектов недропользования, наиболее подготовленных для осуществления заявляемой деятельности, устанавливать решающие условия землепользования, давать предложения по регламенту хозяйственной деятельности будущих предприятий.

Предложения органов местного самоуправления по вопросам недропользования имеют рекомендательный характер и учитываются Межведомственной комиссией по недропользованию при определении конкурсных условий, если они не противоречат республиканским программам развития минерально-сырьевого комплекса и действующему законодательству.

2.7. Предложения органов государственной власти всех уровней по вопросам недропользования обобщаются Госкомгеологией Республики Саха (Якутия) и вносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по недропользованию.

2.8. Решения Межведомственной комиссии по недропользованию, связанные с передачей права пользования недрами для разработки уникальных и крупных месторождений драгоценных металлов (золота, серебра, металлов платиновой группы) и драгоценных камней (алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, александрита и жемчуга), а также месторождений хромдиопсида и чароита вводятся в действие постановлением Правительства Республики Саха (Якутия). В остальных случаях решения Комиссии вводятся в действие распоряжением председателя Комиссии.

Необходимость утверждения решений Межведомственной комиссии по недропользованию Правительством Республики Саха (Якутия) устанавливается председателем Комиссии.

2.9. По участкам недр, переданным в установленном порядке в федеральное ведение, Межведомственная комиссия по недропользованию исходя из социальных, экологических, экономических и иных интересов республики определяет условия лицензий, направляет их на рассмотрение федерального лицензионного органа, участвует в подготовке и принятии его решений, а в спорных случаях обеспечивает представительство при проведении согласительных процедур.

2.10. Оформление лицензий по объектам регионального и местного значения, их регистрация и выдача недропользователям осуществляются Госкомгеологией Республики Саха (Якутия). Те же действия по объектам федерального значения выполняются уполномоченным федеральным органом.

2.11. Срок рассмотрения заявок и принятия решений по ним не может превышать трех месяцев со дня регистрации.

3. УЧАСТКИ НЕДР, ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПО ЛИЦЕНЗИЯМ


3.1. Недра являются государственной собственностью. От лица государства они могут быть предоставлены юридическим и физическим лицам в хозяйственное ведение для осуществления хозяйственной, научной и иной не запрещенной законодательством деятельности.

3.2. Для добычи полезных ископаемых в хозяйственное ведение может быть передан любой участок недр, содержащий месторождение или проявление, получившее в результате геологического изучения количественную оценку запасов и прогнозных ресурсов, если доказаны положительные экономические последствия их использования, обеспечивающие поступление в бюджет платежей за пользование недрами, если предполагаемая хозяйственная деятельность возможна без необратимых отрицательных последствий для окружающей природной среды.

3.3. Для добычи полезных ископаемых могут также предоставляться участки недр с неучтенными запасами (техногенные месторождения, недоразведанные фланги месторождений, а также мелкие россыпные и коренные месторождения золота IV категории сложности геологического строения), геологическое изучение которых может быть экономически целесообразным только в случае совмещения с эксплуатационными работами, на условиях риска.

3.4. Для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, могут быть предоставлены участки недр, отвечающие по геологическим и физико-механическим свойствам пород задачам последующей эксплуатации сооружений, не содержащие ценных полезных ископаемых и исключающие негативное воздействие построенных сооружений на окружающую среду при их эксплуатации.

3.5. Для сбора минералогических и других коллекционных материалов, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни, а также коллекционных образцов хромдиопсида и чароита могут быть предоставлены любые участки недр, в том числе участки, ранее переданные в пользование, а также территории особо охраняемых участков недр, заказников и заповедников, с согласия владельцев ранее выданных лицензий.

3.6. Для добычи минеральных подземных вод и лечебных грязей могут быть предоставлены участки недр, ограниченные зоной строгого режима санитарной охраны.

3.7. В случае, если участок недр ограничен лицензией по глубине или по определенному геологическому комплексу пород, за пределами установленных глубин (геологических комплексов) могут выполняться иные недропользования, если это не запрещено условиями лицензии.

3.8. Границы участков недр, предоставляемых недропользователям по лицензиям, учитывают не только размеры участков недр, определяющие объект пользования, но и зоны технологического влияния работ, связанные с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики, зоны сдвижения и другое), а также прилегающие участки недр, на которых разрешенная деятельность может осуществляться после определенных подготовительных работ (доразведки флангов месторождений, опережающих природоохранных работ и т.п).

Определение границ осуществляется по согласованию с Якутским округом Госгортехнадзора России, а по участкам недр, предоставляемым для добычи питьевых и минеральных подземных вод, лечебных грязей, захоронения вредных веществ и отходов, сброса сточных вод в недра, дополнительно с Министерством охраны природы, Комитетом по санитарно-эпидемиологическому надзору и Министерством здравоохранения.

3.9. Участки недр предоставляются в пользование в виде геометризованных блоков недр, ограниченных как по площади, так и по глубине. Границы устанавливаются в географических координатах или в привязке к дневной поверхности, геологическим или географическим границам, с детальностью, обеспечивающей их однозначную идентификацию.

3.10. На стадии подготовки пакета конкурсных документов и получения лицензии границы участков недр устанавливаются исходя из условия передачи объекта в наиболее полном геологически и экономически обоснованном объеме.

В случаях, когда при разработке проектов горно-эксплуатационных или геологоразведочных работ выясняется необходимость пересмотра границ отведенного участка недр, первоначальное решение Межведомственной комиссии по недропользованию может быть пересмотрено на основании заявления владельца лицензии.

3.11. Межведомственной комиссией по недропользованию могут быть установлены предельное количество и предельные размеры участков недр, предоставляемых одному недропользователю.

4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ


4.1. Право пользования недрами не может быть предоставлено без предварительного согласия собственника земель на их отчуждение. Если земли уже находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении или пожизненном наследуемом владении юридических или физических лиц, республиканский лицензионный орган должен предварительно получить принципиальное согласие последних, а также, до проведения конкурса и принятия решения о выдаче лицензии, согласовать условия, на которых собственники земельных участков или землепользователи могут добровольно передать их будущему недропользователю.

4.2. По решению Межведомственной комиссии по недропользованию условия отчуждения земель под хозяйственную деятельность, связанную с использованием недр, могут быть включены в условия конкурса (аукциона) и, по его результатам, в обязательные для исполнения условия лицензии.

4.3. Если требования собственников земельных участков или их владельцев окажутся чрезмерными, а отказ от использования участка недр имеет неблагоприятные экономические, социальные, политические и иные негативные последствия для республики, Межведомственная комиссия по недропользованию может выступить с инициативой об изъятии земельных участков в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4.4. После получения лицензии недропользователь может оформить право пользования земельным участком в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

4.5. Земельные участки предоставляются недропользователю на всю площадь, необходимую для осуществления разрешенной лицензией деятельности, или на ее часть в порядке, на условиях и в сроки, устанавливаемые лицензией, а также договором между недропользователем и собственником (владельцем) земель.

4.6. Плата за земельные участки, выделяемые из госфонда, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).

Форма и размеры платежей за пользование земельными участками, находящимися в хозяйственном ведении, оперативном управлении или пожизненном наследуемом владении, определяются местными органами государственной власти, осуществляющими функции собственника.

Юридические и физические лица, владеющие земельными участками на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или пожизненного наследуемого владения, плату за использование земель устанавливать не могут.

4.7. Земельные участки для целей геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых предоставляются недропользователям уполномоченными органами государственной власти на срок до 3 лет, с последующим переоформлением землеотводного акта по заявкам недропользователей.

В случае передачи права пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, право пользования земельными участками устанавливается на срок пользования недрами.

В случае передачи права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции, на условиях концессии, при предоставлении недр в залог в виде ипотеки, срок пользования земельными участками устанавливается равным сроку пользования недрами.

При необходимости срок пользования земельным участком может быть продлен по заявке недропользователя в безусловном порядке и на ранее установленных условиях, если при недропользовании не возникло условий для прекращения или приостановления действия лицензии на право пользования недрами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»