Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 08 апреля 2013 года N 2000

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 31.03.2015 N 387.
____________________________________________________________________

В целях участия в конкурсе на софинансирование из средств федерального бюджета и повышения эффективности реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966, постановляю:

1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы", изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы" согласно приложению к настоящему Указу.

2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент

Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Республики Саха (Якутия)

от 8 апреля 2013 года N 2000

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА НА 2012-2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Базовый вариант

Интенсивный вариант

1.

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы"

2.

Статус Программы

Государственная программа

3.

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N  1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

 Конвенция ООН "О правах инвалидов";

 Закон Российской Федера ции от 24.11.1995 N  181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N  2181-р   "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия)
 от 10.07.2011 N  808 "Об утверждении перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия)
 от 08.05.2011 N  636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";

 Послание Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)  от 01.12.2010

4.

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

5.

Соисполнители Программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 Министерство образования Республики Саха (Якутия);

 Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

 Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

 Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

 Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия);

 Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия)

6.

Цель и задачи Программы

Цель - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия).
 Задача:
 Создание нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

 Организация комплекса мероприятий по повышению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

 Проведение мероприятий по повышению доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;

 Информационно-методические и просветительские мероприятия для населения

7.

Целевые индикаторы Программы

Наличие нормативного правового сопровождения формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

 доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

 доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Республики Саха (Якутия);

 доля специалистов, прошедших обучение и курсы повышения квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех инвалидов, занятых в этой сфере

8.

Сроки реализации (этапы) Программы

2012-2016 годы

9.

Наименование подпрограмм (стратегических направлений) Программы

Нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп;

 Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

 Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;

 Информационно-методическое и общественно-просветительские мероприятия для населения

10.

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам (тыс. рублей)

Общий объем:
 1 213 319,00,
 в том числе на:
 2012 год - 189 521,00
 2013 год - 258 325,00
 2014 год - 181 843,00
 2015 год - 324 285,00
 2016 год - 259 345,00

Общий объем:
 2 129 925,00,
 в том числе на:
 2012 год - 246 891,00
 2013 год - 329 278,00
 2014 год - 764 185,00
 2015 год - 477 154,00
 2016 год - 312 417,00

11.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Формирование условий устойчивого развития безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация работы соисполнителей Программы, органов местного самоуправления в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);

 Создание информационного портала "Карта доступности Республики Саха (Якутия)" на основе системной паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности

РАЗДЕЛ 1. Характеристика текущей ситуации


В 2008 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 и утвердила принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;

на социальные программы, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильного населения являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Необходимым условием решения данной задачи является повсеместное создание безбарьерной среды на территории республики.

Под безбарьерной средой понимается организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту, что, в свою очередь, позволит людям с инвалидностью реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека.

В создании безбарьерной среды жизнедеятельности остро нуждается треть населения республики: инвалиды, другие маломобильные группы населения (лица преклонного возраста, беременные женщины и временно нетрудоспособные граждане, родители, использующие детские коляски, дети дошкольного возраста).

Государственная социальная политика республики в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, в которых основное место занимает создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в различных сферах жизнедеятельности.

Разработка государственной программы Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012 - 2016 годы", в рамках которой будет осуществлен комплекс мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров к объектам социальной инфраструктуры и жилья, транспорту, средствам связи и информации, медицинским и социально-реабилитационным услугам, осуществляется с учетом:

Конвенции ООН о правах инвалидов;

Послания Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009;

Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";

Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";

Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";

Послания Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 01.12.2010.

Демографические показатели


Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2012 года в республике проживает 56 057 инвалидов (5,5% всего населения республики), в том числе 6 168 детей-инвалидов.

Устойчивая положительная тенденция медико-демографических показателей в республике, увеличение показателя рождаемости с 14,4 на 1 000 населения в 2006 году до 16,9 в 2010 году, стабилизация показателя общей смертности на низком уровне - 9,9 на 1 000 человек, рост ожидаемой продолжительности жизни с 65,6 лет в 2006 году (мужчины – 59,8 лет, женщины – 71,9 лет) до 67,1 год в 2010 году (мужчины – 61,5 лет, женщины – 72,9 лет) ведут к увеличению суммарной численности лиц с хроническими заболеваниями, численности инвалидов и иных маломобильных групп населения. Значительная доля инвалидов (58%) имеет 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности, доля детей-инвалидов составляет 11,8%.

Таблица 1

Количество инвалидов в Республике Саха (Якутия) в 2008 - 2012 годах


Показатели

2008
 год

2009
  год

2010
 год

2011
 год

2012 год

Количество инвалидов,  в т.ч.

50 416

52 635

52 635

53 646

56 057

Детей-инвалидов до 18 лет

6 015

6 197

6 197

6 316

6168

Таблица 2

Динамика первичной инвалидности населения в Республике Саха (Якутия) в 2006 - 2010 годах


Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

РФ
 2009 год

Показатель первичного выхода на инвалидность
 всего населения (на 10 тыс.населения),
 в том числе

50,5

56,2

65,0

64,8

нет
 показателей

Первичная инвалидизация лиц старше 18лет (на 10 тыс.населения)

58,7

66,0

76,1

75,6

80,6

Первичная инвалидизация детского населения (на 10 тыс. детского
 населения)

28,4

29,3

34,0

34,6

26,8

С 2008 по 2012 годы отмечается увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами. При этом показатель первичного выхода на инвалидность населения старше 18 лет ниже показателя Российской Федерации, детского населения - выше.

Рост уровня инвалидности, главным образом, происходит за счет инвалидизации лиц пенсионного возраста (37,8%). В структуре причин первичного выхода на инвалидность взрослого населения традиционно превалируют болезни системы кровообращения - 20,5%, злокачественные новообразования - 9,9%, болезни костно-мышечной системы - 9,3%, последствия травм, отравлений и другие воздействия внешних причин - 6,2%. В структуре заболеваний, приводящих к инвалидности детей, 32% составляют врожденные пороки развития, 23% - болезни нервной системы, 9,3% - психические расстройства и расстройства поведения.

Правительством Республики Саха (Якутия), министерствами и ведомствами, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по комплексной реабилитации и адаптации инвалидов, что является основой для интеграции инвалидов в общество и семью.

В республике успешно реализуются мероприятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", республиканского закона "О правах и гарантиях инвалидов по зрению (абсолютно слепых)", ведомственной целевой программы "Социальная поддержка и реабилитация лиц, нуждающихся в особой заботе государства, на 2009 - 2011 годы", государственной программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)", приоритетного национального проекта "Здоровье", которые направлены на повышение качества и уровня жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

SWOT-анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы


Выбор эффективной стратегии реализации Программы обусловлен сочетанием сильных и слабых сторон, характеризующих среду жизнедеятельности для инвалидов в республике. В результате SWOT-анализа были выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на текущую ситуацию. Это так называемые "возможности" и "угрозы". Матрица корреляционного SWOT-анализа содержит варианты стратегий, которые будут реализованы в зависимости от корреляции следующих факторов: "сила", "слабость", "возможности", "угрозы".

При развитии факторов внешней среды в благоприятном направлении оптимальным вариантом реализации Программы является интенсивный вариант. Базовый вариант реализации Программы предусматривает сокращение ряда задач и мероприятий, имеющих инвестиционный характер. Перспективной стратегией является более эффективное использование имеющихся преимуществ и преодоление так называемых слабых сторон, характерных для республики.

Наихудшей ситуацией является отказ от реализации Программы, что не позволит изменить сложившуюся ситуацию в сфере организации безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Оценка возможных угроз реализации Программы и способы управления данного вида рисками представлены в разделе VI "Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы".

Таблица 3

Сводная матрица SWOT-анализа реализации Программы


Сильные стороны

Возможности

1. Наличие широкого круга заинтересованных институтов, в том числе некоммерческих организаций инвалидов в Республике Саха (Якутия).
 2. Наличие ответственного органа, реализующего политику в сфере реализации Программы.  
 3. Наличие пакета нормативно -правовых актов.
 4. Устойчивая (на протяжении 5  лет) положительная тенденция  показателей эффективности  реабилитации, в том числе детей-инвалидов.
 5. Наличие учреждений по профессиональной подготовке инвалидов и их социальной
 реабилитации

1. Формирование безбарьерной среды для инвалидов на основе  реализации системы программных мероприятий.
 2. Качественное развитие инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) на всех ступенях: дошкольного, начального, общего среднего, профессионально-го и дополнительного образования.
 3. Увеличение доступных рабочих мест для инвалидов.
 4. Получение значительного  внешнего источника  финансирования на среднесрочный период в 5 лет.
 5. Формирование системы психологического и реабилитационного сопровождения как самих инвалидов, так и их близкого окружения.
 6. Создание системы социального партнерства с участием всех государственных и общественных институтов и вовлечением в этот процесс максимально возможного круга жителей республики

Слабые стороны

Угрозы

1. Среда жизнедеятельности в республике недостаточно приспособлена для инвалидов. Критичен показатель доступности социальной инфраструктуры для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (более  60%). В г. Якутске доступность  объектов социальной инфраструктуры составляет 7%, в других городах и улусах условия  для безбарьерной среды инвалидам и иным маломобильным группам  населения практически отсутствуют.
 2. Высокая  потребность инвалидов всех групп в многопрофильной реабилитации в Республике Саха (Якутия).
 3. Наличие существенных диспропорций между количеством  и структурой создаваемых  работодателями рабочих мест для инвалидов и спросом на них самих  инвалидов с  тяжелыми ограничениями. Всего 36, 5% инвалидов трудоспособного  возраста, имеющих рекомендации  в трудоустройстве, трудоустроены.
 4. Недостаточен уровень  обеспечения техническими сред-ствами реабилитации.  5. Недостаточно высок уровень развития инклюзивного образования

1. Снижение финансирования из-за резкого сжатия налогооблагаемой базы федерального, республиканского и местных бюджетов вследствие резких колебаний на финансовых и  товарных рынках в период  реализации Программы.
 2. Нехватка финансовых средств республиканского и местных  бюджетов в период реализации  Программы вследствие возможности возникновения негативных природных явлений в форме паводков, наводнений,  масштабных пожаров и иных  явлений, имеющих форс-мажорный характер

РАЗДЕЛ 2. Цель и стратегические направления


Целью государственной программы является - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия).

В рамках государственной программы определены следующие стратегические направления:

нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»