ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 08 апреля 2013 года N 2000
О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 31.03.2015 N 387.
____________________________________________________________________
В целях участия в конкурсе на софинансирование из средств федерального бюджета и повышения эффективности реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966, постановляю:
1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы", изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы" согласно приложению к настоящему Указу.
2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 8 апреля 2013 года N 2000
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА НА 2012-2016 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы" | |
2. | Статус Программы | Государственная программа | |
3. | Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"; | |
4. | Ответственный исполнитель Программы | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители Программы | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); | |
6. | Цель и задачи Программы | Цель - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия). | |
7. | Целевые индикаторы Программы | Наличие нормативного правового сопровождения формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; | |
8. | Сроки реализации (этапы) Программы | 2012-2016 годы | |
9. | Наименование подпрограмм (стратегических направлений) Программы | Нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп; | |
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам (тыс. рублей) | Общий объем: | Общий объем: |
11. | Ожидаемые результаты реализации Программы | Формирование условий устойчивого развития безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия); |
РАЗДЕЛ 1. Характеристика текущей ситуации
В 2008 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 и утвердила принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;
на социальные программы, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильного населения являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Необходимым условием решения данной задачи является повсеместное создание безбарьерной среды на территории республики.
Под безбарьерной средой понимается организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту, что, в свою очередь, позволит людям с инвалидностью реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека.
В создании безбарьерной среды жизнедеятельности остро нуждается треть населения республики: инвалиды, другие маломобильные группы населения (лица преклонного возраста, беременные женщины и временно нетрудоспособные граждане, родители, использующие детские коляски, дети дошкольного возраста).
Государственная социальная политика республики в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, в которых основное место занимает создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в различных сферах жизнедеятельности.
Разработка государственной программы Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012 - 2016 годы", в рамках которой будет осуществлен комплекс мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров к объектам социальной инфраструктуры и жилья, транспорту, средствам связи и информации, медицинским и социально-реабилитационным услугам, осуществляется с учетом:
Конвенции ООН о правах инвалидов;
Послания Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009;
Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";
Послания Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 01.12.2010.
Демографические показатели
Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2012 года в республике проживает 56 057 инвалидов (5,5% всего населения республики), в том числе 6 168 детей-инвалидов.
Устойчивая положительная тенденция медико-демографических показателей в республике, увеличение показателя рождаемости с 14,4 на 1 000 населения в 2006 году до 16,9 в 2010 году, стабилизация показателя общей смертности на низком уровне - 9,9 на 1 000 человек, рост ожидаемой продолжительности жизни с 65,6 лет в 2006 году (мужчины – 59,8 лет, женщины – 71,9 лет) до 67,1 год в 2010 году (мужчины – 61,5 лет, женщины – 72,9 лет) ведут к увеличению суммарной численности лиц с хроническими заболеваниями, численности инвалидов и иных маломобильных групп населения. Значительная доля инвалидов (58%) имеет 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности, доля детей-инвалидов составляет 11,8%.
Таблица 1
Количество инвалидов в Республике Саха (Якутия) в 2008 - 2012 годах
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 год |
Количество инвалидов, в т.ч. | 50 416 | 52 635 | 52 635 | 53 646 | 56 057 |
Детей-инвалидов до 18 лет | 6 015 | 6 197 | 6 197 | 6 316 | 6168 |
Таблица 2
Динамика первичной инвалидности населения в Республике Саха (Якутия) в 2006 - 2010 годах
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | РФ |
Показатель первичного выхода на инвалидность | 50,5 | 56,2 | 65,0 | 64,8 | нет |
Первичная инвалидизация лиц старше 18лет (на 10 тыс.населения) | 58,7 | 66,0 | 76,1 | 75,6 | 80,6 |
Первичная инвалидизация детского населения (на 10 тыс. детского | 28,4 | 29,3 | 34,0 | 34,6 | 26,8 |
С 2008 по 2012 годы отмечается увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами. При этом показатель первичного выхода на инвалидность населения старше 18 лет ниже показателя Российской Федерации, детского населения - выше.
Рост уровня инвалидности, главным образом, происходит за счет инвалидизации лиц пенсионного возраста (37,8%). В структуре причин первичного выхода на инвалидность взрослого населения традиционно превалируют болезни системы кровообращения - 20,5%, злокачественные новообразования - 9,9%, болезни костно-мышечной системы - 9,3%, последствия травм, отравлений и другие воздействия внешних причин - 6,2%. В структуре заболеваний, приводящих к инвалидности детей, 32% составляют врожденные пороки развития, 23% - болезни нервной системы, 9,3% - психические расстройства и расстройства поведения.
Правительством Республики Саха (Якутия), министерствами и ведомствами, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по комплексной реабилитации и адаптации инвалидов, что является основой для интеграции инвалидов в общество и семью.
В республике успешно реализуются мероприятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", республиканского закона "О правах и гарантиях инвалидов по зрению (абсолютно слепых)", ведомственной целевой программы "Социальная поддержка и реабилитация лиц, нуждающихся в особой заботе государства, на 2009 - 2011 годы", государственной программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)", приоритетного национального проекта "Здоровье", которые направлены на повышение качества и уровня жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
SWOT-анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
Выбор эффективной стратегии реализации Программы обусловлен сочетанием сильных и слабых сторон, характеризующих среду жизнедеятельности для инвалидов в республике. В результате SWOT-анализа были выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на текущую ситуацию. Это так называемые "возможности" и "угрозы". Матрица корреляционного SWOT-анализа содержит варианты стратегий, которые будут реализованы в зависимости от корреляции следующих факторов: "сила", "слабость", "возможности", "угрозы".
При развитии факторов внешней среды в благоприятном направлении оптимальным вариантом реализации Программы является интенсивный вариант. Базовый вариант реализации Программы предусматривает сокращение ряда задач и мероприятий, имеющих инвестиционный характер. Перспективной стратегией является более эффективное использование имеющихся преимуществ и преодоление так называемых слабых сторон, характерных для республики.
Наихудшей ситуацией является отказ от реализации Программы, что не позволит изменить сложившуюся ситуацию в сфере организации безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Оценка возможных угроз реализации Программы и способы управления данного вида рисками представлены в разделе VI "Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы".
Таблица 3
Сводная матрица SWOT-анализа реализации Программы
Сильные стороны | Возможности |
1. Наличие широкого круга заинтересованных институтов, в том числе некоммерческих организаций инвалидов в Республике Саха (Якутия). | 1. Формирование безбарьерной среды для инвалидов на основе реализации системы программных мероприятий. |
Слабые стороны | Угрозы |
1. Среда жизнедеятельности в республике недостаточно приспособлена для инвалидов. Критичен показатель доступности социальной инфраструктуры для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (более 60%). В г. Якутске доступность объектов социальной инфраструктуры составляет 7%, в других городах и улусах условия для безбарьерной среды инвалидам и иным маломобильным группам населения практически отсутствуют. | 1. Снижение финансирования из-за резкого сжатия налогооблагаемой базы федерального, республиканского и местных бюджетов вследствие резких колебаний на финансовых и товарных рынках в период реализации Программы. |
РАЗДЕЛ 2. Цель и стратегические направления
Целью государственной программы является - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия).
В рамках государственной программы определены следующие стратегические направления:
нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;