Недействующий


ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 31 марта 2015 года N 387


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2011 Г. N 976 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2017 ГОДЫ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 30.11.2017 N 2235.
____________________________________________________________________


В целях приведения объемов финансирования государственной программы Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" параметрам государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденным Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. 1389-З N 331-V "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановляю:

1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 976 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы", изложив государственную программу Республики Саха (Якутия)" согласно приложению к настоящему Указу.

2. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012 - 2016 годы";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2013 года N 2000 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 966 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012 - 2016 годы".

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).


Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     31 марта 2015 года
     N 387





Приложение
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 31 марта 2015 года N 387

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2017 ГОДЫ"


ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Базовый вариант

Интенсивный вариант

1.

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы"

2.

Статус Программы

Государственная программа

3.

Основание для разработки Программы

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 г. N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 г. N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"

4.

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

5.

Соисполнители Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Министерство

здравоохранения

Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство образования Республики Саха (Якутия);

Министерство

профессионального

образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство

архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия);

Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия);

органы местного самоуправления

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Министерство

здравоохранения

Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство

образования Республики Саха (Якутия);

Министерство

профессионального

образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия);

Министерство

транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

Министерство

архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия);

Территориальный орган Федеральной службы государственной

статистики по Республике Саха (Якутия);

Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия);

органы местного самоуправления

6.

Цель и задачи Программы

Цель: обеспечение социальной защиты граждан в Республике Саха (Якутия).

Задачи:

социальная поддержка граждан пожилого возраста;

реализация государственной семейной политики, социальная поддержка семьи и детей, профилактика семейного неблагополучия;

повышение качества жизни малоимущих граждан;

обеспечение социальной защиты отдельных категорий граждан;

обеспечение безопасных условий труда;

приведение в соответствие пожарным требованиям объектов социального обслуживания населения;

обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия)

7.

Целевые индикаторы Программы

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан.

Доля граждан, получивших адресную материальную помощь, от общего числа обратившихся и имеющих право на получение мер поддержки.

Число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оказанию адресной материальной помощи малоимущим гражданам.

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Удельный вес зданий, соответствующих требованиям пожарной безопасности, от общего числа зданий социального обслуживания населения.

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов

8.

Сроки реализации
(этапы) Программы

2012 - 2017 годы

9.

Наименование подпрограмм (стратегических направлений) Программы

Забота о гражданах пожилого возраста.

Семейная политика.

Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Охрана труда.

Обеспечение пожарной безопасности объектов социального обслуживания населения.

Доступная среда

10.

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам (тыс. рублей)

Общий объем:
75 303 089,4,
в том числе на:
2012 год - 11 004 612,8;
2013 год - 12 564 260,0;
2014 год - 13 382 347,4;
2015 год - 13 048 090,7;
2016 год - 12 748 816,7;
2017 год - 12 554 961,8

Общий объем:
87 930 079,0,
в том числе на:
2012 год - 11 352 040,5;
2013 год - 13 898 127,2;
2014 год - 14 584 257,7;
2015 год - 15 815 288,3;
2016 год - 16 321 408,8;
2017 год - 15 958 956,5


Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ


Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.

С 2005 года система социальной защиты граждан приведена в соответствие принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, льготы натуральной формы заменены денежными выплатами. Федеральные полномочия переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенций. Одновременно органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Меры социальной поддержки, социальная помощь в Республике Саха (Якутия) предоставляются в виде денежных выплат, набора социальных услуг, социального обслуживания. Денежные выплаты предоставляются в соответствии с принципом социальной справедливости. Меры социальной поддержки установлены в твердом размере по категориям независимо от места проживания и фактического пользования услугой.

Динамика численности получателей мер социальной поддержки по Республике Саха (Якутия) приведена в следующей таблице:


Численность получателей мер социальной поддержки по Республике Саха (Якутия)


в тыс. чел.

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Динамика, 2009/2008

Динамика, 2010/2009

Динамика, 2011/2010

Динамика, 2012/2011

Динамика, 2013/2012

Динамика, 2014/2013

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Численность региональной категории льготников

96,3

98,6

101,4

101,8

108,1

110,1

110,1

+ 2,3

+ 2,8

+ 0,4

+ 6,3

+ 2,0

0,0

Численность федеральной категории льготников

54,2

50,5

51,3

52,1

53,2

53,8

54,2

- 3,7

+ 0,8

+ 0,8

+ 1,1

+ 0,6

+ 0,4

Численность получателей мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия)

2,2

1,8

1,6

1,5

1,3

1,3

1,2

- 0,4

- 0,2

- 0,1

- 0,2

0,0

- 0,1

Численность детей - получателей ежемесячных пособий

126,4

103,6

122,5

127,3

110,8

107,8

97,0

- 22,8

+ 18,9

+ 4,8

- 16,5

- 3,0

- 10,8

Численность получателей социальных пособий и дополнительных социальных выплат

64,5

58,8

52,5

49,2

43,9

41,4

38,3

- 5,7

- 6,3

- 3,3

- 5,3

- 2,5

- 3,1

 

С 1 января 2009 года в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 г. 627-З N 149-IV "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 года N 583 "О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)" осуществлен перевод натуральных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в ежемесячные денежные выплаты.

По состоянию на 1 января 2014 года денежные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг получили 163,5 тыс. человек. Динамика роста объема расходов в связи с переводом натуральных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг на денежные выплаты представлена в следующей диаграмме:


Динамика роста объема расходов на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг*

________________

* Диаграмма не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Отдельные категории граждан: абсолютно слепые, граждане пожилого возраста, семьи с детьми - нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. Поскольку такие категории традиционно относятся к уязвимым слоям населения, для них важным ресурсом благосостояния, поддержки социального статуса и положения является поддержка со стороны государства. Для данных категорий населения предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки: доплаты к пенсии, социальные пособия и компенсационные выплаты.

В Республике Саха (Якутия) проводится системная работа по повышению уровня жизни населения.

В настоящее время 10,9% населения республики, совокупный доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, предоставляется государственная социальная помощь в соответствии с республиканским законодательством. С 1 января 2009 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, при рождении третьего ребенка, молодой семье при рождении первого ребенка и на ребенка из многодетной семьи. В 2011 году принят Закон Республики Саха (Якутия) "О республиканском материнском капитале "Семья".

В целях повышения уровня доходов неработающих пенсионеров с материальным обеспечением ниже величины прожиточного минимума с 1 января 2010 года предусмотрен новый вид государственной социальной помощи - региональная социальная доплата к пенсии. Численность получателей на 1 января 2014 года составила 29,4 тыс. чел., объем израсходованных средств за 2013 год составил 1 102,1 млн. рублей.

С 2010 года на федеральном уровне проводится эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Республика Саха (Якутия) проводит данную работу в числе 17 регионов, участвующих в эксперименте.

Общепризнанная в мире модель жилищного рынка основывается на формуле: жилье каждого человека соответствует его доходам, причем касается не только покупки, но и содержания жилья. Однако по тем или иным причинам не всегда человек способен своим трудом в полной мере содержать себя и свою семью. По статистическим данным численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по Республике Саха (Якутия) в 2008 году составляла 178,5 тыс. человек, в 2009 году - 185,1 тыс. человек, в 2010 году - 185,5 тыс. человек, в 2011 году - 178,2 тыс. человек, в 2012 году - 159,5 тыс. человек, в 2013 году - 159,7 тыс. человек. Для повышения благосостояния граждан Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) проводят социально-экономическую политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан.

Одним из видов государственной социальной поддержки граждан, установленных на федеральном уровне в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, является предоставление субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.

Сравнительный анализ предоставления субсидий гражданам на оплату ЖКУ

Показатели

Ед. изм.

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Номинальные среднедушевые денежные доходы в Республике Саха (Якутия)

Рублей в месяц

18 741

21 279

22 807

25 617

28 701

31 528

Число частных домашних хозяйств в Республике Саха (Якутия)

Тыс. единиц

306,2

305,7

305,7

330,6

330,6

330,6

Количество семей в Республике Саха (Якутия), получающих адресные субсидии на оплату ЖКУ

Тыс. единиц

47

52

45

39

37

35

Охват семей в Республике Саха (Якутия) адресными субсидиями на оплату ЖКУ

%

15,5

17,0

14,7

11,8

11,0

10,5

Сумма начисленных адресных субсидий населению

млн. рублей

482,3

696,6

699,2

629,0

657,5

656,8

Средний размер субсидии на 1 семью в месяц

Рублей

848

1 115

1 301

1 343

1 503

1 580


Субсидии в соответствии с действующим законодательством предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле этих расходов в совокупном доходе семьи. В Республике Саха (Якутия) эта доля составляет 15%, тогда как в Республике Татарстан - 12%, в городе Москве - 10%.

В Послании Президента Республики Саха (Якутия) Правительству Республики Саха (Якутия) поручено перевести коммунальную сферу на полную окупаемость в течение пяти лет. Переход на полную окупаемость и ликвидация субсидирования напрямую поставщиков коммунальных услуг предполагает опережающий рост платежей граждан. Поэтому актуальность вопроса социальной поддержки населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги возрастет. Кроме того, правами на получение адресных субсидий обладают жители, проживающие в частных индивидуальных домах, доля которых в последние годы увеличилась. Соответственно, возрос объем предоставляемых субсидий на твердое топливо (уголь, дрова). В настоящее время охват данной категории населения оценивается как неполный.

Процесс старения населения в целом по России, в том числе в Республике Саха (Якутия), сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения. По состоянию на 1 января 2010 года каждый пятый житель России (30,7 млн. чел.) находится в возрасте старше трудоспособного.

В предстоящем десятилетии ожидается, что рост численности населения старше трудоспособного возраста и его доли в общей численности населения продолжится, причем опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.

Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2014 года составила 954,8 тыс. человек. Численность населения в возрасте 50 лет и старше на 1 января 2014 года составила 239,1 тыс. человек:

Динамика роста числа пожилых людей (пенсионного возраста) в Республике Саха (Якутия)


(на начало года, тыс. человек)

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего пожилых людей (пенсионного возраста), человек

196,7

204,2

201,7

217,7

222,9

229,1

234,4

239,1

в том числе:

50 - 59 лет

118,9

123,4

127,4

130,2

131,8

133,9

134,7

134,5

60 - 64 лет

21,1

24,2

28,3

33,3

36,7

39,3

41,8

44,4

65 - 69 лет

23,8

21,9

18,7

16,5

15,7

16,8

19,3

22,4

70 лет и более

32,9

34,6

36,2

37,8

38,7

39,1

38,6

37,7


При такой объективной ситуации необходимо усиление государственной социальной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и реабилитации людей пожилого возраста, создания им необходимых условий для адаптации в обществе, обеспечения уровня безопасности жизни и здоровья пожилых людей. При этом забота о здоровье пожилых людей является приоритетной составляющей социальной политики. Создавшаяся проблема требует совершенствования всей системы социального обслуживания, социальных и медицинских услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»