ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 декабря 2009 года N 1772

О республиканской целевой программе "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 709-З N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" постановляю:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (далее - Программа) согласно Приложению.

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент

Республики Саха (Якутия)

В. ШТЫРОВ

УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1772 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ  ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА

"Социально-экономическое развитие села

Республики Саха (Якутия)

на 2009-2011 годы"

 

 

 

 

Паспорт Республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"…………………...3

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа ....................................................................................................................7

II. Основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей ...................................12

III. План по проведению реформ в отрасли ...........................................................14

IV. Перечень программных мероприятий ..............................................................16

V. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы ...........................51

VI. Механизм реализации целевой программы ………………………………..53

VII. Оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы .................................................................................................................54

Приложение 1. Система индикаторов Республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Приложение 2. Система программных мероприятий

Приложение 3. Перечень исполнителей программных мероприятий Республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

 

ПАСПОРТ

Республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

 

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Основание для разработки Программы

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 790-З N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)".  Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2009 года N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и Порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ".

Государ-ственный заказчик - координатор Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи Программы

Цель Программы:
 прирост уровня товарности сельскохозяйственного производства, сохранение традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности сельского населения, развитие социальной и инженерной инфраструктуры села.
 Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
 1. По приросту уровня товарности сельскохозяйственного производства:
 1.1. Повышение уровня механизации ведения скотоводства.
 1.2. Стимулирование кооперации малых форм хозяйствования в скотоводстве и коневодстве.
 1.3. Прирост доли племенного поголовья в скотоводстве и коневодстве.
 1.4. Строительство и реконструкция помещений по содержанию сельскохозяйственных животных и птицы.
 1.5. Увеличение объема производства и потребления сочных и концентрированных кормов.
 1.6. Расширение посевов сельскохозяйственных культур.
 1.7. Обновление сельскохозяйственной техники и оборудования.
 1.8. Строительство и реконструкция помещений по хранению продукции растениеводства.
 1.9. Увеличение объема производства потребительских продовольственных товаров на основе местного сельскохозяйственного сырья.
 1.10. Проведение единой сбытовой политики по реализации продукции местных товаропроизводителей, в том числе в части государственного и муниципального заказа.
 1.11. Стимулирование привлечения долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственное производство, в том числе с использованием механизмов залогового обеспечения, лизинга, страхования, земельно-ипотечного кредитования.
 1.12. Повышение эффективности трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве.
 1.13. Облегчение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к материально-техническим, земельным, финансовым, информационным и инновационным ресурсам.
 2. По сохранению традиционного природопользо вания и традиционной хозяйственной деятельности сельского населения:
 2.1. Совершенствование механизмов государственной поддержки оленеводства, рыболовства, охотничьего хозяйства, клеточного звероводства.
 2.2. Поддержание уровня поголовья оленей, добычи рыбы и пушнины в пределах природного потенциала.
 2.3. Прирост уровня переработки продукции оленеводства, рыболовства, охотничьего хозяйства, клеточного звероводства.
 3. По развитию социальной и инженерной инфраструктуры села:
 2.1. Привлечение квалифицированных кадров для работы в сельской местности через льготное обеспечение жильём в сельской местности.
 2.2. Повышение качества жизни в сельской местности через прирост уровня водоснабжения сельских населенных пунктов.

Сроки и этапы реализации Программы

Все мероприятия Программы будут реализованы в один этап с 2009 по 2011 годы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

В состав Программы входят следующие основные мероприятия:  1. Развитие агропромышленного комплекса.  2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры села.

Объем и источники  финансиро-вания Программы

Объем финансирования Программы в 2009-2011 годы составляет:
   за счет средств федерального бюджета - 1 387,4 млн. руб., в том числе: 2009 г. -  437,6 млн. руб., 2010 г. - 471,5 млн. руб., 2011 г. – 478,2 млн. руб.;

   за счет средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 16,3 млрд. руб., в том числе 2009 г. -  5,5 млрд. руб., 2010 г. - 5,4 млрд. руб., 2011 г. – 5,4 млрд. руб.;

   за счет средств ОАО "РИК" - 362,9 млн. руб., в том числе 2009 г. -  132,9 млн. руб., 2010 г. - 110 млн. руб., 2011 г. – 120 млн. руб.;

   за счет средств местных бюджетов предусматривается привлечь 28,3 млн. руб.
   за счет средств внебюджетных источников - 2 203,8 млн. руб.
   Объем финансирования на реализацию Программы уточняется ежегодно при формировании Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Индикатор I  уровня:
 Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 6,5 % по отношению к 2008 году.
   Индикаторы II уровня:
 1. Рост поголовья крупного рогатого скота до 250,5 тыс. голов, лошадей - до 162,6 тыс., свиней - до 28,7 тыс., оленей - до 196,7 тыс., птицы - до 778 тыс.
 2. Увеличение объема реализации скота и птицы на убой в живом весе до 39 тыс. тонн, валового надоя молока - до 198 тыс., производства яиц – до 127 млн. штук.
 3. Расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур до 46,9 тыс. га.
 4. Увеличение валового сбора зерна до 16,8 тыс. тонн, картофеля - до 73,3 тыс., овощей – до 31 тыс., заготовки кормов – до 534,5 тыс.
 5. Доведение добычи соболя до 47 тыс. штук, ондатры - до 205 тыс., белки – до 95 тыс.
 6. Стабилизация поголовья серебристо-черной лисы до 3,2 тыс. голов, голубого песца - до 660, норки – до 100, енотовидной собаки – до 120.
 7. Увеличение объема улова рыбы до 4,5 тыс. тонн.
 8. Увеличение производства потребительских продовольственных товаров до 11 млрд. 340 млн. рублей.
 9. Повышение доступности субсидируемых кредитов до 590 млн. рублей.
 10. Улучшение жилищных условий в сельской местности на 54,5 тыс. кв.м. жилья.
 12. Повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 8,6 % и уровня газификации домов газом - до 24,6 %.

Перечень индикаторов эффектив-ности мероприятий Программы

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий.
 2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.
 3. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях.

Система организации контроля за исполнением Программы

Управление реализацией Программой и контроль ее исполнения осуществляет государственный заказчик-координатор Программы - Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).  Организацию и контроль исполнения программных мероприятий на уровне муниципальных районов и городских округов осуществляют управления сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), на уровне сельских поселений - специалисты сельского хозяйства в сельских поселениях Республики Саха (Якутия).  Для оценки социально-экономической и экологической эффективности целевой программы создается экспертная комиссия, в состав которой входят представители союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, республиканских органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления.   Экспертная комиссия составляет заключение, содержащее оценку социально-экономической и экологической эффективности целевой программы, а также рекомендации по внесению изменений и дополнений в целевую программу.

 

 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Приоритеты социально-экономического развития сельской местности в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу определяются в целом ряде республиканских целевых программ отраслевого характера, в каждой из которых предусматриваются мероприятия в сельской местности.

Первым этапом консолидации мероприятий в сельской местности стала Президентская Программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы, которая представляла собой комбинированную программу, сочетающую отраслевой подход (развитие агропромышленного комплекса в целом) и территориальный подход (развитие отраслей экономики, наиболее востребованных в сельской местности). В то же время финансирование мероприятий в рамках Программы осуществлялось в части развития агропромышленного комплекса, по другим отраслям экономики ресурсное обеспечение продолжало обеспечиваться по отраслевым целевым программам.

Вторым этапом консолидации мероприятий в сельской местности стала Государственная целевая программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, при реализации которой существенно изменились условия софинансирования мероприятий АПК со стороны федерального бюджета. Правительством Российской Федерации принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, внесены изменения и дополнения в Федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года".

В части развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) за 2002-2008 годы были достигнуты определенные результаты:

- общий прирост валовой продукции сельского хозяйства за 2002-2008 годы в физическом объеме составил 5,5 %, при этом продукция животноводства возросла на 7,7 % за счет значительного прироста производства молока, мяса и яиц;

- в расчете на душу населения валовая продукция сельского хозяйства в 2008 году составила 16,4 тыс. рублей, что значительно превышает средний уровень по Дальневосточному федеральному округу и по России в целом;

- доля переработки в продукции сельского хозяйства увеличилась за 2002-2008 годы с 45 до 54 %, при этом достигнуто увеличение объема производства макаронных изделий, кондитерских изделий, мяса и субпродуктов 1 категории, колбасных изделий, цельномолочной продукции, масла животного, рыбной продукции, минеральной воды, пива. Как результат достигнут опережающий рост индекса промышленного производства по пищевой и перерабатывающей промышленности;

- реализован Комплексный план финансово-экономического оздоровления предприятий АПК на 2004-2008 годы в рамках Федерального закона о финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей. Количество прибыльных сельхозорганизаций увеличилось со 114 до 178 при сокращении убыточных с 233 до 90. Сальдированный финансовый результат возрос с 121 млн. рублей убытка до 222 млн. рублей прибыли;

- с 2004 года возобновлена система производственно-финансового планирования, на основе чего производится бюджетное финансирование расходов по сельскому хозяйству. В результате по итогам 2008 года сельскохозяйственными организациями фактически уплачено налоговых платежей на сумму 1 539 млн. рублей;

- проведена организованная работа по сокращению просроченной задолженности по выплате заработной платы - за 2002-2008 годы долги работникам сельскохозяйственных организаций сокращены со 143 до 112 млн. рублей, работникам организаций пищевой промышленности – с 25 до 24 млн. рублей;

- организована работа Аккумуляционного фонда ГУП ФАПК "Туймаада", сформированного из долгов сельскохозяйственных организаций перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия), Республиканского залогового фонда АПК с активным участием в конкурсах Министерства экономического развития РФ, лизингового фонда с активным взаимодействием с ОАО "Росагролизинг";

- создана сеть из 16 машинно-технологических станций с укреплением материально-технической базы, построены и реконструированы 28 АЗС и 3 нефтебазы;

- организована система заготовки сельскохозяйственной и промысловой продукции, охватывающая все сельские населенные пункты республики;

- активно велось техническое перевооружение пищевой и перерабатывающей промышленности - за 2002-2008 годы построено 140 объектов переработки, из которых объекты переработки молока составляют 129 единиц, объекты переработки мяса - 11.

- благодаря введению с 2002 года механизма субсидирования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) части затрат на уплату процентов по кредитам значительно возрос объем привлеченных банковских кредитов;

- ежегодно привлекаются средства федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральных целевых программ "Социальное развитие села до 2012 года" и "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национальное достояние России на 2006-2010 годы";

- в результате принятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы из федерального бюджета предусмотрены новые виды субсидирования - на развитие северного оленеводства и табунного коневодства.

Основными механизмами государственной поддержки сельскохозяйственного производства стали прямое субсидирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в расчете на единицу продукции (поголовья, посевной площади и т.д.), льготное налогообложение (переход на ЕСХН), предоставление государственных гарантий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предоставление льготных займов из Аккумуляционного фонда ГУП ФАПК "Туймаада", предоставление поручительства Республиканского залогового фонда АПК по привлекаемым кредитам.

При этом субсидирование личных подсобных хозяйств населения по заготовке сельскохозяйственной продукции, а также расходов на функционирование традиционных отраслей Севера, было направлено прежде всего на решение социальной задачи по обеспечению гарантированными доходами сельского населения республики, где сохраняется проблема высокого уровня безработицы.

При значительном росте текущих затрат на субсидирование заготовки молока с 1,2 до 1,6 млрд. рублей около половины направляется личным подсобным хозяйствам населения, которые расходуют полученные средства на потребительские нужды. При этом организованные формы хозяйствования не могут конкурировать с ЛПХ по уровню себестоимости сельскохозяйственной продукции из-за дополнительной нагрузки по налогообложению, тарифов на энергоносители и прочих издержек.

Несмотря на значительные объемы государственной поддержки сельскохозяйственного производства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), опережающий рост себестоимости продукции не позволяет вести расширенное воспроизводство, так как получаемые текущие доходы идут на погашение кредиторской задолженности предыдущих лет - на 1 января 2009 года сумма задолженности сельхозорганизаций составила 1,5 млрд. рублей. На федеральном уровне отсутствовали меры по поддержанию паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и на ресурсы, используемые в производстве (энергоресурсы, запасные части, техника и оборудование).

Объем инвестирования в развитие производства (строительство и реконструкция производственных объектов, приобретение техники и оборудования) занимает незначительную долю в общем объеме финансирования подраздела 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" (до 10%), при этом из-за необходимости соблюдения федерального законодательства и принятых Правительством Республики Саха (Якутия) обязательств существенно возросли расходы на содержание бюджетной сети, заработную плату оленеводов и чумработниц, негосударственное пенсионное обеспечение, мероприятия ФЦП "Социальное развитие села" - с 16 до 21 % лимита подраздела.

При достаточном уровне финансировании Программы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) допущено невыполнение отдельных параметров Программы, среди которых самыми существенными можно назвать спад поголовья скота, снижение объема реализации на убой скота и птицы, сокращение посевных площадей и валового сбора сельхозкультур, объема заготовки грубых и сочных кормов.

Сокращение поголовья крупного рогатого скота (с 299 до 249 тыс. голов за 2002-2008 годы), являющегося основой сельскохозяйственного производства большей части сельского населения республики, вызвано целым рядом факторов производственного и социального характера:

1. Тяжелые условия кормозаготовительной кампании на протяжении нескольких лет - за 2001-2008 годы общий объем заготовок грубых и сочных кормов снизился с 583 до 511 тыс. тонн.

2. Сокращение количества держателей скота и лошадей среди личных подсобных хозяйств населения - за 2001-2008 годы общее поголовье крупного рогатого скота снизилось на 42 тыс. голов, при этом в ЛПХ допущено сокращение на 62 тыс. голов, а организованные формы хозяйствования увеличили поголовье на 20 тыс. голов. Данная тенденция вызвана:

- сокращением численности сельского населения пенсионного возраста, являющихся традиционными держателями скота и лошадей - молодежь в основном ориентируется на другие отрасли экономики в силу низкой доходности сельского хозяйства;

- повышением уровня доходов работников бюджетной сферы в сельской местности, что позволяет им избавляться от ведения трудоемкого личного подсобного хозяйства;

- отношением личных подсобных хозяйств населения к поголовью сельхозживотных не как к основному капиталу, а как к фонду накопления и потребления, который оперативно используется при росте потребительских расходов сельского населения.

3. Консолидация скота и лошадей в организованных формах хозяйствования, что является своего рода оптимизацией поголовья скота и лошадей в нынешних условиях уровня технической оснащенности, уровня субсидирования содержания поголовья. В результате при общем сокращении поголовья скота за 2002-2008 годы на 16,8 % валовой надой молока возрос на 12,3 %, объем государственных заготовок молока - на 30,6 %. Это предопределило прирост производства потребительских продовольственных товаров по всей номенклатуре мясомолочной продукции, а также рост доли местного производства на внутреннем потребительском продовольственном рынке республики.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»