Республиканская целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
Настоящая Программа является продолжением Республиканской программы развития образования на 2001-2006 годы и направлена на реализацию стратегических направлений развития образования республики на 2007-2011 годы.
Программа разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., приоритетного национального проекта "Образование". Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития общего образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, одобренной XI съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).
Дошкольным образованием охвачено 67,9% детей (в Российской Федерации - 56,3%), начальным общим образованием - 97,8% (в Российской Федерации - 95,6%), основным общим образованием - 94,9% (в Российской Федерации - 91%), полным средним образованием - 89,4% (в Российской Федерации - 91,4%). Программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках полного среднего образования охвачено 31,8% учащихся (в Российской Федерации - 50,7%), 20,2% от общей численности выпускников школ сдают квалификационные экзамены (в Российской Федерации - 30,1 %). Численность студентов высших учебных заведений выросла с 16808 в 2000 году до 43750 человек в 2005 году.
С учетом региональных особенностей необходимо обеспечить совершенствование управления классокомплектностью, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и создать инфраструктуру единого информационного образовательного пространства.
В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитием, совершенствование региональной системы оценки качества образования.
В прогнозный период характерным будет возрастание роли высококлассных специалистов, менеджеров производства и квалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и участия работодателей в профессиональной подготовке обучающихся.
Для повышения конкурентоспособности выпускников школ в сельской местности предстоит укрепить материально-техническую базу для расширения возможностей профильного обучения и дуального образования, поддержать развитие учебных центров, межшкольных производственных комбинатов в крупных населенных пунктах республики.
Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ с 24% в 2003 году до 11% в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56% зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Саха (Якутия) требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%. Обеспеченность общежитиями в учреждениях среднего профессионального образования - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов. Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, реконструкции и строительства учреждений образования.
Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.
II. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования с учетом потребностей общества, экономики и рынка труда.
Задачи Программы:
совершенствование структуры, содержания и технологий образования;
дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;
развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
реализация национальной образовательной стратегии " Наша новая школа";
формирование модели непрерывного профессионального образования.
Сроки реализации Программы: 2009-2011 годы.
Этапы реализации Программы:
второй этап (2009-2010 гг.): реализация регионального комплексного проекта модернизации образования;
третий этап (2011 г.): сводный анализ исполнения программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.