Действующий

О республиканской целевой программе "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

ПАСПОРТ Республиканской целевой программы


"Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Наименование Программы

"Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Дата принятия решения о  разработке Программы, дата ее утверждения
 (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Концепция государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 09 января 2008 года N 801;

 постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2009 года N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и Порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ"

Государственный заказчик-координатор (государственный заказчик) Программы

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)

Основной разработчик  Программы

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи Программы

Цель:
 -Вовлечение в гражданский оборот объектов недвижимости, в том числе земельных участков.
 Задачи:
 -Формирование собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки;

 -Создание топографических планов масштаба 1:500, 1:1000, 1:2000 на территорию населенных пунктов;

 -Создание схем рационального использования земель поселений;

 - Проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство;

 - Увеличение налогооблагаемой базы местных бюджетов по земельному и имущественному налогам.

Сроки реализации Программы (подпрограмм)

Сроки реализации Программы и входящих в нее подпрограмм  с 2009 по 2011 годы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Программа включает в себя следующие подпрограммы:
 1. "Формирование республик анской и муниципальной собственности на землю ( 2009-2011 годы)":
 1)  Кадастровые работы на земельных участках, на которые у Республики Саха (Якутия) возникает право собственности;

 2)  Кадастровые работы на земельных участках, на которые у муниципальных образований возникает право собственности;

 3)  Создание топографических планов масштаба 1:500, 1:1000, 1:2000 на территории населенных пунктов Республики Саха (Якутия);

 4)  Регистрация права собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки.
 2. "Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2011 годы)":
 1)  Создание схем рационального использования земель поселений;

 2)  Проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство.
 3)  Техническое обеспечение учета использования земель.
 (подпункт 3 введен Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.11.2010 N 373 )
 3. "Формирование республиканской и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и их части  (2009-2011 годы)":
 1)  Проведение первичной и технической инвентаризации изменений характеристик объектов капитального строительства, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия);

 2)  Проведение первичной и технической инвентаризации изменений характеристик объектов капитального строительства, на которые у муниципальных образований возникает право собственности;

 3)  Регистрация права собственности Республики Саха (Якутия) на объекты капитального строительства;

 4)  Развитие информационной системы мониторинга объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) путем внедрения дополнительных модулей, автоматизирующих функции учета, управления, мониторинга и анализа эффективности использования имущества Республики Саха (Якутия).
 4. Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия) (2009 - 2011 годы)":
 1) Реализация переходных процессов по переносу информационных ресурсов из ранее созданных кадастров и реестров в базы данных государственного кадастра недвижимости;

 2) Проведение работ по оценке объектов недвижимости в целях налогообложения;

 3) Создание инфраструктуры государственного кадастрового учета, включая организационное развитие системы и внедрение на территории республики автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;

 4) Информационное наполнение государственного кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия).

Объемы и источники
 финансирования Программы

В сего на 2009-2011 г оды - 537 107,0 тыс. руб., в том числе:
  1. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия)- 519 207,0 тыс. руб.,
  в том числе:
 1) Подпрограмма "Формирование республиканской и муниципальной собственности на землю (2009-2011 годы)" - 112 400,5 тыс. руб.;

 2) Подпрограмма "Обеспечение рационального использования территорий поселений Респу блики Саха (Якутия) (2009 - 2011 годы)"- 354 791,5 тыс. руб.;

 3) Подпрограмма "Формирование республиканской и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и их части  (2009-2011 годы)" 52 015,0 тыс. руб.
 (пункты 1, 2, 3 части 1 в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28.03.2011 N 557 )
 2. Федеральный бюджет- 17 900 тыс. руб., в том числе:
 Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия) (2009 - 2011 годы)" - 17 900 тыс. руб.

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 Программы

Увеличение площади земель, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований;

 Повышение на этой основе эффективности управления, владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований;

 Увеличение поступлений от продажи и арендной платы за объекты недвижимости и земельных участко в, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований;

 Обеспечение предприятий и учреждений Республики Саха (Якутия), муниципальных образований, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления землеустроительной, кадастровой, технической документацией;

 Создание необходимых правовых и технических условий для осуществления распоряжения недвижимыми объектами государственной и муниципальной собственности;

 Наличие необходимой учетно-технической документации у всех объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальной собственности;

 Наличие свидетельств о государственной регистрации права государственной собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальной собственности на недвижимое имущество казны;

 Наличие свидетельств о государственной регистрации права государственной и муниципальной собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество, закрепленное за государственными и муниципальными органами управления и учреждениями;

 Обеспечение права государственной и муниципальной собственности путем государственной регистрации прав;

 Использование информационной системы мониторинга объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) для автоматизации функций мониторинга, анализа и прогнозирования состояния и состава объектов государственного имущества Республики Саха (Якутия), визуализации представляемых данных, а также для автоматизации функций администрирования поступления неналоговых доходов;

 Использование единой информационной сети электронного обмена данными с использованием современных телекоммуникационных технологий связи с отраслевыми министерствами, ведомствами и представителями Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия);

 Использование новых технологий и методов получения информации, изучения и картографирования земель;

 Создание топографических и цифровых карт на территорию республики;

 Оформление прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство;

 Создание схем рационального использования земель поселений;

 Рост совокупных поступлений  в консолидированный бюджет получ енных от сбора земельного, имущественного налогов и иных платежей за землю.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2011 году следующих показателей:
 Индикатор эффективности мероприятий Программы I уровня:
 1) Увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), муниципальных образований, физических и юридических лиц до 476,0 тыс. га (Источник информации - Форма N 22-1, утвержденная постановлением Росстата от 06.08.07 N 61 (Отчет Управления Роснедвижимости по РС (Я) о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и землепользователям на соответствующий год).
 (подпункт 1 в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 20.11.2010 N 373 )
 Индикаторы эффективности мероприятий Программы II уровня:
 1.  Подпрограмма "Формирование республиканской и муниципальной собственности на землю (2009-2011 годы)" - Увеличение количества земельных участков, поставленных на кадастровый учет для  государственной регистрации права собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований на 892 единиц (Источник информации - Министерство имущественных отношений РС (Я));

 (часть 1 в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28.03.2011 N 557 )
   2. Подпрограмма "Обеспечение рационального использования территорий поселений Респу блики Саха (Якутия) (2009 - 2011 годы)"- Увеличение количества городских (сельских) поселений и городских округов, обеспеченных схемами рационального использования земель поселений или городских округов, на 261 единицу (Источник информации - Министерство имущественных отношений РС (Я))
 (часть 2 в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28.03.2011 N 557 )
   3. Подпрограмма "Формирование республиканской и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и их части  (2009-2011 годы)" - увеличение количества зарегистрированных прав государственной собственности Республики Саха (Якутия) на 1700 единиц (Источник информации - Министерство имущественных отношений РС (Я))
 (пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 20.11.2010 N 373 )
 4. Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия) (2009 - 2011 годы)"- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 70,60 %  (в % к общему количеству внесенных в ЕГРЗ земельных участков) (Источник информации - Управление Роснедвижимости по РС (Я)).

Система организации контроля за исполнением
 Программы

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Программы – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) . К онтроль за ходом исполнения Программы осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор программы - М инистерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) .
 Государственный заказчик-координатор программы направляет:
 - ежегодно в соответствии с установленными сроками в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) бюджетные заявки для выделения ассигнований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

 - ежеквартально не позднее 45 дней после отчетного периода и в срок до 1 апреля годовой отчет в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) статистическую и аналитическую информацию о реализации целевых программ Республики Саха (Якутия) согласно форме N 1-ЦП, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия);

 - ежемесячно до 10 числа в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) информацию о реализации целевых программ Республики Саха (Якутия).

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.

Однако достижению указанной цели препятствует целый комплекс нерешенных проблем в области земельных и имущественных отношений.

1. Важной целью государственной политики в области земельных отношений является реализация конституционного принципа многообразия форм собственности на землю. Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В развитие указанного положения Конституции Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепили основания отнесения земельных участков к той или иной форме собственности (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Существует ряд проблем, связанных с отсутствием оформления землеустроительной, кадастровой документации, документов о правах предприятий и учреждений на указанные земельные участки.

Мероприятия по землеустройству, кадастровому учету, регистрации прав на земельные участки осуществляются на платной основе, кроме того, кадастровые работы являются коммерческой деятельностью, осуществляемыми независимыми организациями и предприятиями, на основе заключаемых государственных и муниципальных контрактов.

2. В целях защиты интересов Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований в вопросах собственности обеспечение проведения государственной регистрации прав государственной собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований на недвижимое имущество является необходимостью.

В соответствии с требованиями законодательства, для регистрации права собственности на объекты недвижимости в Управлении федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) необходимо представить технические паспорта на объекты недвижимости и кадастровые паспорта земельных участков. Хозяйствующие субъекты проводят оформление технической, землеустроительной документации, регистрацию прав на закрепленные за ними объекты за счет собственных средств. Государственные и муниципальные учреждения, как правило, не имеют средств на проведение технической инвентаризации и оформление межевых планов. Таким образом, требуется финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) оформления требуемых для регистрации документов на объекты недвижимости, закрепленные на праве оперативного управления за государственными и муниципальными учреждениями и на объекты недвижимости, закрепленные на праве аренды за хозяйственными обществами, имеющими в уставном капитале долю Республики Саха (Якутия), в целях обеспечения государственной регистрации прав республиканской и муниципальной собственности на республиканское и муниципальное имущество.

Необходимо отметить, что отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.

3. По состоянию на 1 января 2009 года (по данным Управления Роснедвижимости по РС (Я) в республике функционирует 3 878 крестьянских хозяйства, за которыми на различных видах права, закреплено 309,7 тыс. га. земель, в том числе пашни 16,6 тыс. га., 34 хозяйственных общества и товарищества с ограниченной ответственностью, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством, за которыми на различных видах права закреплено 945, 9 тыс. га земель, в том числе пашни 7,4 тыс. га, 163 сельскохозяйственных производственных кооператива, за которыми на различных видах права закреплено 4 897,3 тыс. га земель, в том числе пашни 44,9 тыс. га, 65 государственных унитарных предприятия, за которыми на различных видах права закреплено 15 817,8 тыс. га земель, в том числе пашни 6,1 тыс. га.

По данным статистической отчетности данные земельные участки закреплены за пользователями на праве аренды или постоянного пользования. Большинство организаций, занимающихся сельскохозяйственным производством, не имеют на земельные участки оформленной землеустроительной документации ввиду ограниченности в финансовых средствах, отсутствия надлежащего современного картографического материала, отсутствия на местах землеустроительных организаций, имеющих возможность проведения кадастровых работ на земельных участках, отвечающих требованиям современного землеустройства, а также высоким уровнем тарифов на проведение кадастровых работ на земельных участках.

Отсутствие обновленного картографического материала, отсутствие картографических материалов, обеспечивающих требуемую точность (масштабы) проведения землеустройства является одной из основных причин дороговизны кадастровых работ при землеустройстве.

Имеющиеся картографические материалы 50-60 годов XX века не отражают сложившихся изменений ситуации на местности, использование указанных материалов предполагает проведение работ по корректировке планово-картографического материала.

Проведение указанных работ дает существенное увеличение стоимости работ по созданию обновленных картографических материалов.

Органы местного самоуправления, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства в силу своего финансового состояния, обусловленной низкой доходной частью местных бюджетов, больших издержек сельскохозяйственного производства не в состоянии оплатить услуги землеустроительных организаций по составлению картографических материалов, по проведению кадастровых работ на земельных участках.

Вместе с тем в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, технического, технологического характера.

Особенностью Программы является то, что она включает подпрограммы, мероприятия которых являются исключительно взаимосвязанными и дополняют друг друга. В частности, регистрация права на объект недвижимого имущества невозможна без проведения работ по землеустройству и кадастровому учету. В свою очередь, проведение регистрации права на земельные участки не осуществляется без оформления соответствующих прав на объект недвижимости.

Таким образом, мероприятия Программы, содержащиеся в соответствующих подпрограммах, находятся в системной связи друг с другом.