ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 26 декабря 2009 года N 1762
О республиканской целевой программе "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
В целях реализации Федерального Закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Закона Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1998 г. 3 N 49-II "О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)" постановляю:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Патриотическое
воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой
информации Республики Саха (Якутия).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В. ШТЫРОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
Якутск - 2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Паспорт.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа.
3. Основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов её реализации, а также целевых индикаторов и показателей.
4. Перечень программных мероприятий.
5. Ресурсное обеспечение целевой программы.
6. Механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков.
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: | Республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы: | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года N 415 |
Государственный заказчик - координатор программы : | Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик программы: | Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) |
Цель программы: | Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. |
Задачи программы: | - совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы системы патриотического воспитания; |
Сроки и этапы реализации | Реализация Программы будет осуществляться в 2009-2011 годы |
Перечень разделов и основных мероприятий: | - Нормативно-правовое обеспечение; |
Объемы и источники финансирования: | Общий объем финансирования Программы составляет 63 668 тыс. рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 63 668 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: | - формирование и становление системы патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия), механизма взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, учреждений и организаций, творческих союзов, занимающихся вопросами патриотического воспитания; |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы: | Индикатор первого уровня: |
Система организации контроля за исполнением программы: | Координацию деятельности по реализации программы, информирование Президента, Правительства Республики Саха (Якутия) о ходе реализации программы осуществляет Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия). |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа.
Республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с учетом предложений органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), научных и образовательных учреждений, общественных объединений, творческих союзов и религиозных конфессий.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственной консолидации общества, ее социальной и экономической стабильности.
Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
Реализация Программы предполагает многоплановую, систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.
Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
Реформирование современного российского общества, модернизация системы государственной власти привели к возникновению проблем духовно-нравственного и гражданского воспитания граждан в современных условиях.
Исследования последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис российского общества. Произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта.
Процессы экономической дезинтеграции и социальной дифференциации общества, девальвации духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма, привели к утрате обществом такой ценности как патриотическое сознание. Между тем формирование новых подходов к воспитанию гражданственности и патриотизма является одной из стратегических задач государства.
Это, в свою очередь, выдвигает новые задачи в области государственной политики страны. Одним из важнейших направлений современной государственной политики становится воспитание чувства патриотизма, которое должно пониматься как одно их наиболее значимых, непреходящих ценностей.
Патриотизм - любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Очевидна неотложность решения на государственном уровне проблемы создания системы патриотического воспитания, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Патриотическое воспитание включает многоплановую деятельность, в ее содержании интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические, военно-спортивные и другие знания и навыки. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм формируется вместе с правовым государством и гражданским обществом, в условиях которых каждый человек должен ощущать себя гражданином своей страны, ответственным за все происходящее, неравнодушным к любым видам и формам дискриминации, ущемлению прав человека и гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422 утверждена Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы". Программа ориентирована на все возрастные группы граждан России и определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, ее основные компоненты.
В настоящее время в республике действуют общественные объединения, клубы, организации и учреждения, основным направлением деятельности которых является патриотическое воспитание, физическая подготовка подростков и молодежи, оказывается государственная поддержка их деятельности. Действует поисковое движение, ведется работа по увековечению памяти жертв войн и репрессий, устанавливаются и развиваются шефские связи с воинскими частями, военным комиссариатом Республики Саха (Якутия) и общественными организациями ветеранов.
Материалы мониторинговых исследований массового сознания и самосознания граждан республики последних лет свидетельствуют о настоятельной необходимости принятия срочных мер по усилению гражданско-патриотического воспитания среди детей и молодежи, прежде всего.
Зафиксирован невысокий авторитет армии. Негативное отношение к срочной военной службе проявляется в рассмотрении ее как обременительной обязанности или повинности. Многие молодые люди признаются в готовности разными путями избежать службы в армии. Растет число молодых людей, признанных негодными по состоянию здоровья к службе в армии. Исследования выявили весьма терпимое отношение молодежи к таким формам девиантного поведения, как: употребление спиртных напитков, наркотиков, причастность к криминальным группировкам, решение проблем с помощью применения насилия. Понятие "гражданство" ассоциируется у молодых людей, прежде всего, с формальной принадлежностью к государству. Обращает внимание, что подавляющее большинство респондентов признают необходимость проведения работы по патриотическому воспитанию. При этом, по мнению одной трети, такая работа практически не проводится.
В республике на сегодняшний день не сложилось целостной системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям, разлажен механизм организации и координации этой деятельности. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, которые участвуют в патриотическом воспитании, осложнена из-за трудностей финансового, правового и организационного характера. К сожалению, в сознании многих людей патриотическое воспитание сводится лишь к одному, хотя и важному аспекту, связанному с будущей военной службой. Это значительно сужает содержание понятия патриотической воспитанности.
Отрицательно сказывается на решении данной проблемы отсутствие реальной помощи со стороны предприятий, предпринимательских структур, широкой общественности, представителей литературы и искусства. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности по патриотическому воспитанию практически не осуществляется. Поиск внебюджетных источников финансирования на сегодняшний день не дает желаемого эффекта, не созданы условия для привлечения и эффективного использования сил и средств. Организации и учреждения, занимающиеся патриотическим воспитанием испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы.
Принятие и реализация Республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" является неотъемлемой частью деятельности государства по консолидации общества для комплексного и последовательного решения названной проблемы.
По данным Государственного доклада "О положении молодежи в Республике Саха (Якутия) 2006 год" в исследованиях индикаторами политической деятельности молодежи Республики служили ответы на вопросы о значении понятия "патриот России" и "патриот Республики", о самооценке себя как патриота страны и Республики, об участии в общественных мероприятиях.
В результате опросов мы получили достаточно высокие декларируемые показатели патриотизма.
Оценки респондентов себя как "патриотов Республики" в республиканском опросе ниже (62%), чем оценки себя "как патриотов России" (70%). "Уровень патриотизма" молодежи РС (Я) отличен от данных по аналогичному показателю ВЦИОМа: "В группе 18-24-летних называют себя патриотами 84% опрошенных. Ниже всего этот показатель в группе 25–34-летних – 79%".
Охарактеризовали ли Вы сами себя как патриота своей страны?
Только в ответах на этот вопрос проявились такие яркие различия. Далее в отчете будут приводиться много показателей состояния политического сознания молодежи. Были проанализированы все корреляции с национальной принадлежностью. Ничего подобного больше не наблюдалось.
Интересно то, что разницы в рангах ответов, набравшие максимальное число выборов, между "патриотом России" и "патриотом Республики" нет. Данный вопрос в исследовании приводился в известной формулировке ВЦИОМа. Были сопоставлены данные ВЦИОМа [20] по молодежной выборке (18-24 года). Конечно, прямое сравнение на разных выборках должно быть допустимо с очень большой погрешностью, но в данном случае интерес представляет не численный показатель, а иерархия ответов.
Любить свою Республику | 71% |
Жить в Якутии и работать для процветания Республики | 61% |
Стремиться к изменению положения дел в Республике для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее | 42% |
Быть готовым защищать Республику от любых нападок и обвинений | 34% |
Говорить о своей Республике правду, какой бы горькой она ни была | 10% |
Считать, что твоя Республика лучше, чем другие | 12% |
Считать, что у твоей Республики нет недостатков | 4% |
Участвовать в общественной и политической жизни Республики | 23% |
Знать якутский язык | 21% |
Хорошо знать историю, культуру Республики | 34% |
Что, по Вашему мнению, значит "быть патриотом" России?
Опрос по РС (Я) | Опрос ВЦИОМ | |
Любить свою страну | 75% | 53% |
Работать/действовать во благо/для процветани я страны | 58% | 29% |
Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее | 40% | 23% |
Быть готовым защищать свою страну | 53% | 24% |
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была | 10% | 10% |
Считать, что твоя страна лучше, чем другие страны | 20% | 18% |
Считать, что у твоей страны нет недостатков | 3% | 6% |
Хорошо знать историю, культуру страны | 40% | |
Участвовать в общественной и политической жизни страны | 22% |