Оптимизация функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения является одним из ключевых направлений совершенствования системы управления государственными финансами. Активная деятельность по оптимизации функций государственного управления в Российской Федерации началась в 2003 году, когда Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" были определены приоритетные направления административной реформы. Позднее была утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. В указанный период была проведена масштабная работа по выполнению поставленных задач, вместе с тем, значительное количество пробелов оставалось к 2008 году, в связи с чем Концепция административной реформы была распространена на период до 2010 года. При этом перечень задач не был существенно изменен, лишь расширился на три важных пункта:
реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий;
создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
организация предоставления государственных услуг в электронной форме.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2006 года N 123-РП "О мероприятиях по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия)" был утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) в 2006 - 2008 годах. В 2008 году была одобрена (распоряжением Правительства Республики Саха Якутия) от 5 мая 2008 г. N 435-р Концепция административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2008 – 2009 годы.
В этот период реализация административной реформы осуществлялась по следующим направлениям:
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, организаций бюджетного сектора на основе внедрения принципов управления, ориентированного на результат, оптимизации и упорядочения структуры и сети подведомственных организаций;
повышение эффективности органов исполнительной власти за счет оптимизации функций и структуры, противодействие коррупции, повышения кадрового потенциала;
регламентация и стандартизация государственных функций (государственных услуг), исполняемых (оказываемых) органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), внедрение системы регламентации и стандартизации в органах местного самоуправления;
повышение качества оказываемых услуг на основе создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, организации предоставления услуг в электронной форме;
совершенствование эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, обеспечение открытости власти обществу.
В рамках административной реформы было реализованы мероприятия, направленные на оптимизацию функционирования системы органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), были достигнуты определенные успехи:
внедрен мониторинг показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, определенных Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Координацию данной деятельности осуществляет Правительственная комиссия по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти и муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2008-2011 годы;
проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с регламентированным распределением стимулирующих выплат по итогам мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств государственного бюджета;
исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления активно разрабатываются административные регламенты исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг;
в 2009 году создано государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)", на базе которого предоставляются более 100 государственных и муниципальных услуг. Правительством республики принято решение о расширении сети МФЦ с охватом улусов и городов республики;
в 2010 году была начата практическая реализация проекта "электронное правительство", на федеральном портале государственных и муниципальных услуг размещены сведения о первоочередных государственных и муниципальных услугах;
сформирована система противодействия коррупции, утверждена соответствующая законодательная и нормативная база, включая Закон Республики Саха (Якутия) "О противодействии коррупции, реализуется План деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия);
в целях обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти модернизирован официальный портал Республики Саха (Якутия), на котором расположены сайты всех органов государственной власти и органов местного самоуправления;
подготовлена нормативная база формирования государственных заданий на оказание государственных услуг, включающая в себя постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.12.2010 N 595 "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
В результате, в последние годы удается поддерживать невысокий уровень расходов на государственное управление (рис. 9).