Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Рис.8. Система государственного планирования с 1 января 2012 года


Уровень 1 (Долгосрочное планирование): На первом уровне в соответствии с действующим в Республике Саха (Якутия) порядком, учитывая основные положения Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), формируется Долгосрочная Программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 20 лет. Указанная долгосрочная Программа должна содержать общий перечень стратегических целей и задач развития региона по всем отраслям. Для каждой цели и задачи должны быть сформулированы количественные показатели результативности и эффективности их достижения. Разрабатываемые документы должны стать основой для тактического (среднесрочного) планирования деятельности исполнительных органов государственной власти. Кроме того, на данном уровне формируются Долгосрочная бюджетная стратегия на 20 лет, которая включает в себя приоритетные направления бюджетной, налоговой и долговой политики и основные параметры консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия), и Концепция развития отраслей социальной сферы, промышленного производства и инфраструктуры, представляющая собой предложения государственных органов по изменению существующего состояния в курируемой сфере деятельности.

Уровень 2 (среднесрочное планирование): На втором уровне формируются Основные направления развития Республики Саха (Якутия), рассчитанные на 5 лет. В Основных направлениях учитываются стратегические цели и задачи, изложенные в Долгосрочной программе, но в Основных направлениях расставлены акценты на приоритеты, которые Правительство намерено развивать в намеченный среднесрочный период. Исходя из стратегических целей Долгосрочной Программы и Основных направлений деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) формируются на втором уровне и Программы социально-экономического развития муниципальных образований и поселений.

Для целей организации деятельности по достижению поставленных долгосрочных ориентиров социально-экономического развития Правительство Республики Саха (Якутия) утверждает Государственные программы Республики Саха (Якутия) сроком на 5 лет (далее - ГП РС(Я)).

Внедрение данного инструмента потребует внесения изменений в Закон РС (Я) от 26.12.2007 года 525-З N 1095-III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и в Постановление Правительства РС (Я) от 31.07.2003 г. N 475 "О системе планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)". Кроме того, для целей организации деятельности по формированию и реализации ГП РС(Я) разработан и принят Порядок разработки и реализации Государственных программ РС(Я), регламентирующий процедуры разработки, утверждения, реализации и мониторинга ГП РС(Я).

В указанном Положении установлены основные требования к содержанию ГП РС(Я), в том числе:

описание места и значения ГП РС(Я) для реализации программы социально-экономического развития РС(Я);

перечень среднесрочных целей и задач в разрезе министерств и ведомств;

показатели результативности реализации мероприятий ГП РС(Я);

механизмы корректировки ГП РС(Я) из года в год с учетом смещения приоритетов развития и сохранения преемственности политики (по принципу "скользящей трехлетки").

ГП РС(Я) должны содержать краткое пояснение по каждой цели и задаче программы с указанием целевых индикаторов и ответственных исполнительных органов государственной власти. ГП РС (Я) является основой для дальнейшего планирования деятельности исполнительных органов государственной власти.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходима их концентрация для решения ключевых проблем социально-экономического развития республики, в этой связи государственные программы предлагается разрабатывать в двух вариантах: базовый и интенсивный.

Базовый вариант формирования государственной программы определяет основные параметры развития отрасли при объемах финансирования, необходимых для обеспечения возложенных на орган государственной власти Республики Саха (Якутия) функций с учетом возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

То есть он будет включать в себя расходы на заработную плату, коммунальные услуги, канцелярские принадлежности и другие необходимые расходы. Например, питание и медикаменты в учреждениях здравоохранения.

Интенсивный вариант формирования государственной программы определяет параметры развития отрасли при финансировании, обеспечивающем достижение стратегических целей, улучшение состояния отрасли, существенное снижение негативных факторов, сдерживающих эффективное развитие отрасли.

Интенсивный вариант в отличие базового сценария развития предусматривает расходы на развитие и модернизацию отрасли, в том числе:

расходы на развитие (приобретение оборудования, проведение капитального ремонта);

расходы инвестиционного характера (строительство и реконструкция объектов).

На основе пятилетних Государственных программ формируется скользящие Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 5 лет и прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 5 лет. В Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) определяются приоритетные направления расходов государственных программ, которые будут финансироваться по интенсивному варианту. При этом приоритетных направлений должно быть ограниченное количество.

На основе Прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 5 лет и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) органами государственной власти формируются Стратегические планы развития государственного органа власти (Доклад о результатах и основные направления деятельности государственных органов).

Стратегический план развития органа государственной власти (доклад о результатах и основные направления деятельности органа государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - ДРОНД)) разрабатывается на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Саха (Якутия), прогноза социально-экономического развития.

ДРОНД определяет стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного органа. Стратегический план развития органа государственной власти является одним из основных инструментов реализации государственной программы, на основании которой он разрабатывается.

ДРОНД разрабатывается соответствующим государственным органом и согласовывается в обязательном порядке с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия).

Контроль за реализацией стратегического плана органа государственности власти (ДРОНД) осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).

Основными задачами ДРОНД должны быть:

планирование деятельности исполнительного органа государственной власти по реализации среднесрочных целей и задач по Государственным программам Республики Саха (Якутия);

отчет о результатах деятельности исполнительного органа государственной власти и о достижении среднесрочных целей и задач.

Таким образом, ДРОНД начинает играть одну из ключевых ролей в установлении связи между среднесрочным планированием социально-экономического развития и бюджетно-финансовым планированием. Именно ДРОНД объединяет в себе среднесрочные цели и задачи развития и финансовые показатели деятельности исполнительного органа государственной власти. ДРОНД должен охватывать всю деятельность органа власти, т.е. все направления деятельности должны быть распределены по целям и задачам.

ДРОНД должен стать публичным документом, демонстрирующим населению, какие направления деятельности входят в компетенцию того или иного исполнительного органа государственной власти и каким образом расставлены приоритеты в его работе.