ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 1994 года N 13
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление Правительства РС(Я) от 30.12.2005 N 742
В целях реализации Закона "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)" и обеспечения профессиональной реабилитации и занятости инвалидов Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить представленные Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Саха (Якутия):
Государственную программу профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в Республике Саха (Якутия) (приложение N 1);
размеры квот по трудоустройству инвалидов на предприятиях и в организациях (приложение N 2);
размеры ежегодного бронирования мест для поступления инвалидов в учебные заведения Республики Саха (Якутия) (приложение N 3).
2. Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Саха (Якутия) (Акимов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и утвердить Положения "О квотировании рабочих мест инвалидам на предприятиях и в организациях, независимо от форм собственности" и "О бронировании мест для поступления инвалидов в высшие и средние учебные заведения, колледжи и профессионально-технические училища".
3. Министерствам, ведомствам и главам администраций улусов, городов в срок до 15 марта 1994 года разработать план конкретных мер по реализации данной Программы.
4. Госкомитету Республики Саха (Якутия) по экономике и прогнозированию (Бурнашов), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Птицын) и Государственной налоговой инспекции (Сухомясов) совместно с Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Саха (Якутия) в двухнедельный срок внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) предложения по налоговым льготам предприятиям, создающим рабочие места для инвалидов.
5. Передать на баланс Министерства социальной защиты, труда и занятости учебно-производственное предприятие ВОС и создать на его базе республиканский учебно-производственный комбинат по профессиональной реабилитации инвалидов.
6. Финансирование Государственной программы профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в Республике Саха (Якутия) производить за счет средств республиканского бюджета, республиканских фондов занятости населения, социального и медицинского страхования, социальной поддержки малоимущих слоев населения, фонда охраны материнства и детства, пенсионного фонда.
7. Для организации работы по реализации данной Программы образовать координационный совет.
Утвердить Положение о республиканском координационном совете по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (приложение 4) и его персональный состав (приложение 5).
8. Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Саха (Якутия) (Акимов) ежегодно вносить на рассмотрение Правительства корректировки к данной Программе с учетом изменений на рынке труда.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова В.М.
В.ШТЫРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Новый экономический курс, связанный с переходом к рыночной экономике, осуществляется в сложных условиях реформы. Процесс жесткой инфляции болезненно отразился на малообеспеченной и слабозащищенной категории населения, в том числе и на инвалидах.
По состоянию на 1 января 1993 года в республике насчитывается 24,7 тыс. инвалидов, из них 24,4% заняты посильным трудом, в том числе среди инвалидов I группы занятость составляет 3,2%, II группы - 15,8%, III группы - 60%.
Особую тревогу вызывает снижение трудовой занятости инвалидов III группы. Это, как правило, лица трудоспособной категории, они получают небольшую пенсию и свое материальное положение могут обеспечивать лишь собственным трудом. Если в республике трудоустройство инвалидов III группы составляло 75% в 1990 году, то в 1992 г. составило 60%. На предприятиях и в организациях под сокращение и увольнение под разными предлогами, в первую очередь подпадают инвалиды.
В соответствии с действующим трудовым законодательством прием на работу инвалидов I и II групп осуществляется с учетом рекомендаций ВТЭК, что препятствует трудоустройству по их пожеланиям.
В республике мало специализированных предприятий, цехов, где заняты инвалиды I и II групп по рекомендациям врачебно-экспертных комиссий.
В настоящее время назрела необходимость создания условий инвалидам для ведения самостоятельной, общественно активной жизни, для осознания личной ответственности и самоутверждения на принципах равноправия, партнерства и соучастия.
Исходя из этого разработана и принимается к реализации республиканская Программа профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, предназначенная обеспечить проведение единой государственной политики занятости инвалидов на территории Республики Саха (Якутия) органами исполнительной власти всех уровней, работодателями, профсоюзами при взаимодействии с общественными объединениями инвалидов.
В основу данной Программы заложены принципы: инвалидность не причина для исключения из активной трудовой деятельности, чем устанавливать различные пособия и льготы инвалидам, экономически и духовно выгодно обеспечение их занятости в различных отраслях народного хозяйства.
Труд для инвалидов не только источник существования, но и их социальная и профессиональная реабилитация.
Целями государственной политики занятости инвалидов на территории Республики Саха (Якутия) следует считать:
1. Повышение уровня занятости инвалидов.
2. Расширение возможностей трудоустройства и обеспечение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
3. Вовлечение в активную трудовую деятельность инвалидов, желающих работать.
4. Усиление социальной защиты инвалидов в области профессиональной реабилитации и занятости.
Основными направлениями обеспечения занятости инвалидов необходимо считать следующие:
1. Введение обязательного бронирования мест для трудоустройства инвалидов.
2. Создание специализированных рабочих мест и специальных условий труда, развитие имеющихся учебно-производственных предприятий для инвалидов и создание новых учебных заведений.
3. Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов, развитие сети профессионально-технического обучения, создание постоянно действующих курсов, обучение инвалидов в высших и средних специальных учебных заведениях республики, организация медицинской, юридической консультаций, специальная подготовка преподавателей для обучения инвалидов, разработка методики обучения.
4. Трудоустройство инвалидов, в котором основную работу должны проводить общества инвалидов. Они создают предприятия, могут объединяться в ассоциации, товарищества и другие формы трудового объединения. В ходе приватизации и разгосударствления государственных и муниципальных предприятий, предназначенных для труда инвалидов, должны быть защищены социально и правовым образом.
5. Введение льготного налогообложения и кредитования специализированных и других предприятий, объединений инвалидов, учрежденных обществами инвалидов, глухих, слепых, и стимулирование предприятий, независимо от форм собственности, создающих рабочие места для инвалидов.
Данная Программа состоит из четырех разделов, каждый из которых определяет приоритетные направления работы по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
При составлении Государственной программы профессиональной реабилитации и занятости инвалидов в Республике Саха (Якутия) использованы следующие нормативные документы:
1. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия).
2. Статья 16 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
4. Закон Республики Саха (Якутия) "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)", который был принят впервые в 1993 году.
В связи с переходом и развитием рыночных отношений особого внимания со стороны органов образования, служб занятости и обществ инвалидов требуют вопросы профессиональной реабилитации инвалидов, как категории остронуждающихся в социальной защите, и обязательного трудоустройства по полученной специальности.
Получение квалифицированной специальности может обеспечить инвалидам более высокооплачиваемую работу, повысить их конкурентоспособность на рынке труда. В этом отношении назрела необходимость выработки единой политики в области профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки инвалидов, объединения усилий всех заинтересованных сторон в решении проблем, стоящих перед инвалидами. В апреле 1993 года принято постановление Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Саха (Якутия) "Об опережающей подготовке и переподготовке кадров в связи со структурными изменениями в народном хозяйстве республики", где в обязанности Комитета по труду и занятости вменено проведение работы по освоению специальностей инвалидами, как категории, заслуживающей особого внимания со стороны служб занятости.
Комитетом по труду и занятости проведена определенная работа в области подготовки и переподготовки инвалидов. При участии улусных органов функционируют УПК "Арчы" в Чурапчинском, "Кыha" в Намском улусах, профинансирован ряд целевых мер по направлению инвалидов на обучение. Оказана материальная помощь обучающимся за пределами республики.
Работу по профессиональной ориентации, обучению, подготовке и переподготовке инвалидов необходимо проводить по 5 направлениям:
1. Профессиональная ориентация учащихся-инвалидов.
2. Подготовка в системе профессионально-технического обучения в республике и за ее пределами.
3. Подготовка в ВУЗы, ССУЗы, согласно целевому выделению мест для поступления инвалидов на учебу.
4. Подготовка и переподготовка в учебно-производственных и курсовых комбинатах при производственных предприятиях и учебных заведениях.
5. Индивидуальные формы обучения, подготовки и переподготовки инвалидов.
Основными задачами в вопросах организации профориентации, подготовки и переподготовки инвалидов на современном этапе являются:
1. Проведение единой государственной политики в области профобучения и дальнейшей занятости инвалидов.
2. Обеспечение повсеместного и систематического осуществления профориентационной работы в республике среди инвалидов и совершенствование системы профобучения с учетом особенностей рынка труда.
3. Финансовое обеспечение реализации долгосрочных программ обучения инвалидов.
4. Кадровое и научно-методическое обеспечение профобучения инвалидов.
Управлению по делам инвалидов совместно с улусными, городскими обществами инвалидов необходимо, начиная с 1994 года, ввести компьютеризованную систему учета учащихся-инвалидов, начиная с дошкольного возраста и 1 класса общеобразовательной школы, учитывающую развитие и реализацию способностей, профессионального самоопределения.
Данная система учета позволит создать единую картину состояния дел в области профессиональной ориентации среди инвалидов республики к моменту окончания школы дать рекомендации для дальнейшего трудоустройства или поступления на учебу органам служб занятости и обществам инвалидов городов и районов.
Наибольшую проблему составляет организация обучения инвалидов детства, больных детским церебральным параличом, повреждениями конечностей и т.д. Многие из них испытывают большие трудности в получении полноценного образования. В республике еще не предусмотрены специализированные школы-интернаты или центры реабилитации для данной категории инвалидов.
В этом отношении большую роль играет организация индивидуального обучения на дому учащихся-инвалидов. Необходимо с помощью администраций городов и улусов республики, центров занятости и под эгидой Министерства образования организовать сеть школ-гимназий для обучения на дому, с подбором специально подготовленных педагогов по основным общеобразовательным предметам.
По линии системы профессионально-технического образования в республике обучается 94 человека, за ее пределами в спецПТУ и техникумах Российской Федерации - 8 учащихся-инвалидов. Сокращение числа инвалидов, желающих получить образование за пределами республики, в связи с либерализацией цен, удорожанием стоимости подготовки специалистов, требует создания дополнительных, специализированных учебных групп на базе действующих профтехучилищ, учебно курсовых и производственных комбинатов. Все это требует создания единой системы профессионального обучения внутри республики.
В настоящее время в ряде профтехучилищ республики обучают учащихся-инвалидов. При содействии Министерства социальной защиты, труда и занятости, начиная с 1993 года, открыты учебные группы в Жатайском медицинском лицее, Якутском медицинском училище, выделены целевые, льготные места для поступления инвалидов в сельскохозяйственный колледж. Несмотря на проводимую работу, этого явно недостаточно. На крайне низком уровне находится состояние материально-технической, производственной базы единственного в республике специализированного ПТУ N 29, где полностью обучаются инвалиды. Министерствам образования и социальной защиты, труда и занятости необходимо принять меры по улучшению материальной базы спецПТУ N 29, провести инвентаризацию, предусмотреть ремонт или реконструкцию здания, материально-технического обеспечения, особенно оснащение специнвентарем и оборудованием.
Одной из острых проблем остается трудоустройство инвалидов по полученной специальности. Здесь немаловажную роль должны сыграть надлежащий контроль за трудоустройством инвалидов по окончанию учебных заведений со стороны городских и улусных центров труда и занятости совместно с обществами инвалидов.
Анализ показывает, что ежегодно более 50% инвалидов не могут трудоустроиться по полученной специальности, что требует конкретного осуществления подготовки кадров с учетом потребности рынка труда.
Программу профобучения и переобучения инвалидов целесообразно проводить по 3-м направлениям:
1. Организация профобучения и переобучения инвалидов на имеющейся учебно-производственной базе. Создание предпосылок для дальнейшего финансирования и внедрения компьютерного учета.
2. Создание сети учебно-производственных комбинатов, пунктов, ориентированных на профессиональное обучение и переобучение инвалидов. Усиление профориентационной работы среди учащихся - инвалидов в общеобразовательных школах, школах-интернатах, открытие специализированных классов, создание и внедрение методик индивидуального обучения.
3. Координация созданной единой системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров из числа инвалидов. Решение вопросов финансирования долгосрочной программы занятости инвалидов до 2000 года. Создание сети реабилитационных центров.
Законодательными актами Республики (Якутия) и Российской Федерации гарантируется принцип равных прав и возможностей для граждан в сфере занятости, в решении вопроса трудоустройства. Но на рынок труда чаще всего попадают социально незащищенные и неконкурентоспособные категории граждан, которые испытывают трудности в поиске работы, особенно инвалиды.
По республике из общего числа инвалидов 24,4 процента заняты общественно полезным трудом, среди инвалидов I группы занятость составляет 3,2%, II группы - 15,8%, III группы - 60,0%.
Занятость инвалидов по зрению 35,6% от общей численности и инвалидов по слуху - 70,2%.