ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 1997 года N 138
Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения и оформления проверок правильности формирования и применения цен, тарифов, наценок и надбавок
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 19.04.2016 N 116, вступившего в силу со дня опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.04.2016).
____________________________________________________________________
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 1997 года Методические рекомендации по порядку проведения и оформления проверок правильности формирования цен, тарифов, наценок и надбавок согласно приложению.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В. ФЕДОРОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку проведения и оформления проверок правильности формирования и применения цен, тарифов, наценок и надбавок
1.Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи специалистам органов ценообразования при проведении проверок правильности формирования и применения цен, тарифов, надбавок и наценок (далее - цен) на товары, продукцию, работы и услуги (далее -товар) на всех субъектах ценообразования (далее - предприятия), расположенных на территории Республики Саха (Якутия), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности
1.2. Основной задачей проведения проверок является выявление нарушений, связанных с применением утвержденных цен на товар и порядком их формирования.
1.3. При проведении проверок необходимо использовать следующие нормативные документы:
Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (товаров, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, с последующими изменениями и дополнениями;
Методические указания о порядке формирования цен и тарифов на продукцию, работы и услуги (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.03.96 N 111);
Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) при формировании цен и тарифов (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.96 N 342);
Методика определения рентабельности для целей ценового регулирования (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.07.96. N 316);
Методика определения суммы для оплаты процентов за пользование кредитами при обосновании цен и тарифов на предприятиях Республики Саха (Якутия) (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.07.96 N 311);
Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.02.94 N 58);
Закон Республики Саха (Якутия) \"О налоговой политике Республики Саха (Якутия)\";
Отраслевые методические указания по формированию себестоимости и цен;
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по отдельным вопросам ценообразования.
2. Порядок проведения проверки
2.1. Должностные лица осуществляют проверку цен на основании письменного поручения (приложение N 1) руководителя органа ценообразования (в улусах и городах республиканского подчинения - главы администрации).
2.2. По прибытии на место проведения проверки должностное лицо органа ценообразования обязано предъявить руководителю предприятия служебное удостоверение, письменное поручение и объяснить цель и задачи проверки.
Специалисты Комитета цен, приезжая в улус, информируют руководство администрации улуса о цели приезда.
2.3. Должностные лица предприятия по первому требованию проверяющего обязаны предоставлять всю необходимую для проведения проверки документацию, включая главную книгу.
2.4. Проверку рекомендуется начинать с изучения структуры предприятия, устава, штатного расписания, бухгалтерской и статистической отчетности и проведения первичного анализа по отчетам предприятия объемных показателей, численности персонала.
2.5. Выявить фактический объем произведенной и реализованной продукции и сопоставить его с отчетными данными.
2.6. Произвести анализ эффективности действующих цен по отчетным данным , определить рентабельность производства по видам товара, влияние цен на общие показатели работы предприятия. При убыточности товара определить соотношение себестоимости, цены и дотации. По дотируемым видам продукции на сумму дотаций увеличивается выручка. Сопоставить сумму дотаций по нормативным документам и фактически полученную.
2.7. При наличии льготных потребителей, которым в установленном порядке утверждены льготные цены, определить влияние льготных цен на рост цен для других потребителей.
2.8. Проверить правильность отнесения затрат при формировании фактической себестоимости отдельных видов продукции с регулируемыми и нерегулируемыми ценами.
2.9. Проанализировать прибыль предприятия. Отметить на какие цели она направлена, оценить обоснованность этих расходов.
Определить размер прибыли в случае полного сбора доходов с населения и юридических лиц, а также исключения незаконных расходов из себестоимости и включения их в прибыль. Рассчитать рентабельность по видам продукции.
2.10. Проверить порядок формирования цены:
обоснованность отнесения отдельных видов затрат на себестоимость (издержки обращения) товара;
соответствие элементов затрат в плановой себестоимости (издержках обращения) действующим нормативам;
правильность отнесения на себестоимость товара услуг вспомогательных цехов;
правильность включения в цену прибыли или применения предельного уровня рентабельности для товара, цены на который регулируются предельным уровнем рентабельности;
определить долю (в процентах) элементов затрат в цене (себестоимости) товара. Сравнить затраты проверяемого предприятия с затратами на аналогичный товар других предприятий, средними показателями по отрасли, населенному пункту и республике. Обратить особое внимание на элементы (статьи) затрат, занимающие в себестоимости наибольший удельный вес, либо имеющие существенные отклонения от средних показателей по отрасли и провести по ним более детальную проверку. Сравнить затраты, включенные в себестоимость товара при формировании цен, с фактическими затратами.
В случае обнаружения нарушений в порядке формирования цен на товар следует произвести расчет новой цены и определить сумму незаконно полученной выручки за период применения неправильно установленной цены.
2.11. По товарам, цены на которые регулируются предельным уровнем рентабельности, рассчитать фактическую рентабельность. В случае завышения фактической рентабельности над предельным уровнем, определить сумму незаконно полученной выручки.
2.12. По продукции, цены на которую не регулируются, незаконно полученная выручка считается по отклонению элементов (статей) затрат в себестоимости товара, принятых при расчете цены, от нормативных.
2.13. Полностью или выборочно проверить по счетам, платежным поручениям, приходным кассовым ордерам правильность расчетов с юридическими и физическими лицами. В случае выявления завышения (занижения) цен отдельным потребителям следует сделать расчет суммы незаконно полученной выручки (потери выручки).
3. Составление акта
3.1. По результатам проверки должностное лицо, осуществляющее проверку, составляет акт по форме (приложение N 2). Акт должен быть составлен не позднее месяца со дня начала проверки.
3.2. Акт должен состоять из следующих частей:
а) вводной части, в которой указываются:
полное наименование проверяемого предприятия, форма собственности, ведомственная принадлежность, вид деятельности;
начало и окончание проверки;
кем проведена, на каком основании;
кто участвовал от проверяемой стороны;
цель проверки и за какой период проводится проверка;
кем утверждена цена, дата ввода цены;
кто из руководителей предприятия имеет право первой подписи и распоряжения кредитными ресурсами;
результаты хозяйственной и финансовой деятельности по отчетам предприятия.
б) основной части, где конкретно излагаются выявленные нарушения за проверяемый период, которые отражаются по каждому виду нарушений отдельными пунктами с приложением требуемых расчетов и документов (за подписью ответственного лица). После краткого анализа характера нарушений, основная часть завершается выводом о завышении (занижении) цены и получении необоснованной выручки (потери выручки).
в) заключительной части, где должны содержаться обязательные для выполнения требования об устранении выявленных нарушений и рекомендации по снижению цены (тарифа, наценки) или применению цены, рассчитанной проверяющим.
4. Согласование акта
4.1. Акт должен быть составлен в двух экземплярах и подписан проверяющим и должностными лицами (руководителем, главным бухгалтером и главным экономистом) предприятия. Здесь же делается запись о том, что один экземпляр выдан должностному лицу предприятия.
4.2. В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, должностные лица предприятия обязаны подписать акт с обязательным приложением письменных объяснений и документов, подтверждающих эти возражения. При этом должностное лицо предприятия может сделать запись о представлении письменных объяснений в согласованный срок, но не более трех дней, без учета почтового пробега.
4.3. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, проверяется и по ним дается письменное заключение проверяющего.
4.4. При отказе должностного лица предприятия от подписи акта, проверяющим в конце справки делается запись об отказе от подписи и представления объяснений.
4.5. При представлении возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц проверяемых предприятий, представивших эти возражения. Если эти должностные лица после их извещения о времени и месте рассмотрения материалов не явились, возражения рассматриваются в их отсутствие. О результатах рассмотрения материалов во всех случаях сообщается поверяемым предприятиям в письменной форме.
4.6. По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные лица предприятий подлежат привлечению к административной ответственности, составляются и прилагаются к материалам проверок протоколы об административном правонарушении в отношении каждого должностного лица (приложение N 3).
5. Принятие решения
5.1. Материалы проверок (акты, протоколы об административных правонарушениях и др.) не позднее следующего дня после прибытия проверяющего в орган ценообразования регистрируются в специальном журнале, который должен быть пронумерован и скреплен печатью органа ценообразования, и передаются на хранение в отделы органа ценообразования.
5.2. Руководители органов ценообразования (главы администраций), осуществляющих контроль, не позднее чем в 15-дневный срок со дня окончания проверки (проверка считается законченной после подписания акта либо, при отказе от подписи и представления письменных объяснений, в согласованный срок), должны принять по ним соответствующие решения.
При непредставлении объяснений в согласованный срок решение принимается по истечении семи дней после согласованного срока.
5.3.При принятии решения руководителем Комитета по координации и дисциплине цен Республики Саха (Якутия) (главой администрации) о применении к проверяемому предприятию экономических санкций за выявленные нарушения, проверяющим выписывается в 3-х экземплярах \"Решение о взыскании сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен\" (далее \"Решение\") (см. постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.02.94 N 58).
Один экземпляр \"Решения\" высылается в орган Государственной налоговой службы по месту нахождения проверенного предприятия, второй высылается по почте с уведомлением или выдается под роспись проверяемому предприятию, третий остается в органе ценообразования. При необходимости копии \"Решения\" могут быть направлены в Республиканскую налоговую инспекцию, вышестоящую организацию.
5.4. Решения о наложении административного штрафа принимаются только председателем Комитета по координации и дисциплине цен Республики Саха (Якутия) или должностным лицом, исполняющим его обязанности, на основании протоколов об административном правонарушении и оформляются \"Постановлением по делу об административном правонарушении\" (далее-\"Постановление\") (приложение N 4).
Копия \"Постановления\" в течение трех дней вручается под роспись или высылается на адрес предприятия лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если копия высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
Вторая копия высылается судебному исполнителю по месту нахождения предприятия.
I заместитель Руководителя Аппарата
Правительства Республики Саха (Якутия)
Ю. СОЛОДОВ
Руководителю ___________________
наименование предприятия
На основании ___________________________________ для проверки правильности
Указать причину проверки (план работ, задание Правительства и т.д.)
порядка формирования и применения цен на__________________________