Одним из важнейших стратегических направлений государственного строительства в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) является становление и развитие местного самоуправления. Это конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление - это основа демократии, гражданского общества, один из наиболее эффективных способов самоорганизации граждан в решении повседневных проблем. И его главная задача - расширение народовластия, пробуждение социальной инициативы людей и улучшение на этой основе их материального благосостояния. Целью муниципальной реформы является расширение непосредственного, прямого участия граждан во всех сферах местной жизни, рост влияния и усиления контроля жителей территории за действиями избранной ими муниципальной власти. Развитие местного самоуправления является важнейшей политической задачей для российского общества.
В 2002-2005 годах реализовывались мероприятия Республиканской программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2002 года N 412. Основной целью указанной Программы, принятой в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральной целевой программой государственной поддержки развития муниципальных образований, являлось обеспечение становления и развития самоуправления населения путем создания основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности.
Развивая положения Конституции Российской Федерации, обновленный Федеральный закон о местном самоуправлении от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ определил повсеместное создание двухуровневой системы местного самоуправления, включающей в себя поселения, муниципальные районы и городские округа, с разграничением между ними полномочий и ресурсов. Это обеспечивает решение сразу двух задач: с одной стороны - приближение местной власти к населению, так как вопросы текущего жизнеобеспечения населения возложены на поселения, и с другой - решение муниципальными районами вопросов, требующих наличия развитой и дорогостоящей инфраструктуры.
В новом федеральном законе сформулирован перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципальных образований, определены модели финансового обеспечения местного самоуправления. Их реализация расширяет самостоятельность органов местного самоуправления, в том числе и финансовую, усиливает их ответственность перед населением за состояние дел на местах, повышает роль граждан в решении вопросов местного значения.
В Республике Саха (Якутия) на плановой, системной основе осуществляется муниципальная реформа. Выполнен План совместных действий органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) на 2004-2005 годы по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Практически завершена реализация второго этапа Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на период до 2008 года. Выполнен План законотворческой деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по реализации данного Федерального закона.
В течение 2002-2005 годов приняты основополагающие республиканские законы в области местного самоуправления, в том числе новые законы о местном самоуправлении, о порядке передачи объектов государственной собственности в муниципальную, о разграничении предметов ведения и полномочий объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, об установлении срока представительных органов местного самоуправления и глав вновь образованных муниципальных образований, их полномочий, численности, порядка избрания и статуса, о местном референдуме, о муниципальных выборах, о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также по решению ряда вопросов организации местного самоуправления. Осуществлены мероприятия по законодательному установлению границ и определению статуса 449 муниципальных образований.
Правительством Республики Саха (Якутия) приняты нормативные акты по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления, формирования местных финансов. В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления министерствами и ведомствами республики разработаны и направлены на места методические рекомендации и модельные муниципальные нормативно-правовые акты.
Проведена работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений, в том числе методик распределения средств республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований, республиканского фонда компенсаций, районного фонда финансовой поддержки поселений.
Продолжается осуществление мероприятий по формированию социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований, передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность.
По итогам состоявшихся 16 октября 2005 года муниципальных выборов сформированы органы местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений. При этом, с одной стороны, сохранена преемственность власти и стабильность политической ситуации, а с другой - обеспечен приток к руководству муниципальными органами новых сил, произошло заметное обновление управленческих кадров.
В 2005 году органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлены мероприятия по организации деятельности органов местного самоуправления вновь образованных поселенческих муниципальных образований.
В связи с реализацией поставленных задач в настоящее время необходимо ставить и решать вопросы совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления, в том числе вопросы разработки предложений по систематизации, а в дальнейшем - по кодификации законодательства в области местного самоуправления, методических рекомендаций по оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления. Кроме того, в ходе реализации мероприятий Программы были созданы основы системы государственной поддержки местного самоуправления. На современном этапе требуется ее развитие, укрепление материальной, технической и кадровой базы, создание системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, сетей региональных центров научной и информационной поддержки местного самоуправления.
Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
В Республиканской программе государственной поддержки развития муниципальных образований (далее именуется Программа) определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований. Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне.
Главной целью Программы является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основными задачами Программы являются:
а) выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и федеральными органами государственной власти;
б) создание условий для развития финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования;
в) совершенствование межбюджетных отношений, имеющее конечной целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, муниципальных поселений на основе единой методики расчетов, исходя из принципа разделения ответственности различных уровней местного самоуправления, включающей обязательный учет государственных минимальных социальных стандартов;
г) финансовое обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, и решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;
д) внедрение рекомендаций, методик и технологий, способствующих эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;
е) создание условий для эффективного и рационального управления земельными ресурсами, процесса передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность муниципальным образованиям;
ж) создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;
з) реализация федеральных и республиканских целевых программ в части социально-экономического развития муниципальных образований.
Сроки и этапы реализации Программы: 2006-2008 годы; первый этап - 2006 год; второй этап - 2007-2008 годы.