Недействующий

О Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия) (с изменениями на 27 июня 2019 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.07.2023 N 391)




I. Общие положения


В современных условиях одной из эффективных форм взаимодействия публичных и частных образований стало государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), представляющее собой взаимовыгодное сотрудничество публичного партнера с частным партнером по реализации проектов по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, реализуемых на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера, осуществляемое путем заключения и исполнения соглашений.


Мировой опыт использования ГЧП очень разнообразен. Для каждой страны характерны свои особенности использования этого института: в США ГЧП регулируется преимущественно на региональном и местном уровнях общими гражданско-правовыми нормами, во Франции основной формой ГЧП является концессия, в Великобритании - частная финансовая инициатива.


Зарубежный опыт развития ГЧП очень важен для России, поскольку этот институт является новым и актуальным в условиях формирования рыночной экономики и позволяет привлекать средства частных инвесторов для реализации инфраструктурных проектов.


В настоящее время развитие ГЧП в России проходит на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В Российской Федерации отсутствует единая правовая база ГЧП. Единственным законодательным актом, предмет регулирования которого составляют отношения в области ГЧП, является Федеральный закон "О концессионных соглашениях". Вместе с тем, развивается региональное законодательство о ГЧП.


Республика Саха (Якутия) активно формирует политику в сфере ГЧП. В целях развития ГЧП разрабатывается региональная нормативная правовая база, в частности, разработан проект закона Республики Саха (Якутия) "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства". Создан Региональный центр ГЧП, инициированы пилотные инфраструктурные проекты ГЧП. Ведется планомерная работа по формированию системы отношений с институтами развития, финансовыми компаниями, консалтинговыми структурами по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП.


Основными проблемами на пути реализации проектов, основанных на принципах ГЧП в Республике Саха (Якутия), являются отсутствие нормативной правовой базы, общих принципов и правил использования этого инструмента, сформулированной долгосрочной и прозрачной государственной политики в области развития ГЧП.


Концепция направлена на привлечение инвестиций в экономику республики для реализации социально значимых проектов, развития общественной инфраструктуры в целях обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста Республики Саха (Якутия).


Концепция развития ГЧП Республики Саха (Якутия) представляет собой описание общих подходов по реализации государственной политики в сфере ГЧП, определение целевых задач, принципов и приоритетов реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере ГЧП.


Положения Концепции опираются на комплексную оценку состояния инвестиционной деятельности и инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия), объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития ГЧП, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, российского и зарубежного опыта.


Положения Концепции являются основой для консолидации усилий органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, субъектов инвестиционной деятельности, а также общественных организаций и населения по активному использованию механизмов ГЧП при реализации инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия).


К инвестиционным проектам, осуществляемым на принципах ГЧП, относятся:


1) инфраструктурный проект ГЧП - проект по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, реализуемый на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП;


2) комплексный промышленно-инфраструктурный инвестиционный проект - инвестиционный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных инвестиционных проектов по созданию объектов промышленности и необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктуры, реализуемый двумя или более инвесторами на основании инвестиционного соглашения между инвестором и Республикой Саха (Якутия) и (или) муниципальным образованием, заключаемого в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия);


3) инвестиционные проекты комплексного развития территорий, включающие инвестиционные проекты формирования территориально-локализованных зон инвестиционной активности (территориально-производственные комплексы, особые и специализированные экономические зоны, индустриальные и технологические парки), проекты комплексной застройки территорий и иные проекты, реализуемые на основе разделения обязательств по строительству необходимой инфраструктуры и коммерческих объектов между Республикой Саха (Якутия) и (или) муниципальным образованием и инвестором.