Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2013 года N 135


О Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия)

(с изменениями на 27 июня 2019 года)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 27.06.2019 N 178)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
 от 27 июля 2023 года N 391

____________________________________________________________________



В целях определения принципов и основных направлений реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере государственно-частного партнерства Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия).


2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2012 г. N 3 "Об утверждении Концепции создания регионального центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и о создании Координационного совета Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству".


3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.


4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 15 мая 2013 г. N 135



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 27.06.2019 N 178)




I. Общие положения


В современных условиях одной из эффективных форм взаимодействия публичных и частных образований стало государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), представляющее собой взаимовыгодное сотрудничество публичного партнера с частным партнером по реализации проектов по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, реализуемых на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера, осуществляемое путем заключения и исполнения соглашений.


Мировой опыт использования ГЧП очень разнообразен. Для каждой страны характерны свои особенности использования этого института: в США ГЧП регулируется преимущественно на региональном и местном уровнях общими гражданско-правовыми нормами, во Франции основной формой ГЧП является концессия, в Великобритании - частная финансовая инициатива.


Зарубежный опыт развития ГЧП очень важен для России, поскольку этот институт является новым и актуальным в условиях формирования рыночной экономики и позволяет привлекать средства частных инвесторов для реализации инфраструктурных проектов.


В настоящее время развитие ГЧП в России проходит на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В Российской Федерации отсутствует единая правовая база ГЧП. Единственным законодательным актом, предмет регулирования которого составляют отношения в области ГЧП, является Федеральный закон "О концессионных соглашениях". Вместе с тем, развивается региональное законодательство о ГЧП.


Республика Саха (Якутия) активно формирует политику в сфере ГЧП. В целях развития ГЧП разрабатывается региональная нормативная правовая база, в частности, разработан проект закона Республики Саха (Якутия) "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства". Создан Региональный центр ГЧП, инициированы пилотные инфраструктурные проекты ГЧП. Ведется планомерная работа по формированию системы отношений с институтами развития, финансовыми компаниями, консалтинговыми структурами по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП.


Основными проблемами на пути реализации проектов, основанных на принципах ГЧП в Республике Саха (Якутия), являются отсутствие нормативной правовой базы, общих принципов и правил использования этого инструмента, сформулированной долгосрочной и прозрачной государственной политики в области развития ГЧП.


Концепция направлена на привлечение инвестиций в экономику республики для реализации социально значимых проектов, развития общественной инфраструктуры в целях обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста Республики Саха (Якутия).


Концепция развития ГЧП Республики Саха (Якутия) представляет собой описание общих подходов по реализации государственной политики в сфере ГЧП, определение целевых задач, принципов и приоритетов реализации государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере ГЧП.


Положения Концепции опираются на комплексную оценку состояния инвестиционной деятельности и инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия), объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития ГЧП, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, российского и зарубежного опыта.


Положения Концепции являются основой для консолидации усилий органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, субъектов инвестиционной деятельности, а также общественных организаций и населения по активному использованию механизмов ГЧП при реализации инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия).


К инвестиционным проектам, осуществляемым на принципах ГЧП, относятся:


1) инфраструктурный проект ГЧП - проект по проектированию и (или) созданию (реконструкции) и (или) техническому обслуживанию и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и (или) предоставлению услуг с их использованием, реализуемый на основе разделения полномочий, рисков и ответственности публичного партнера и частного партнера в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП;


2) комплексный промышленно-инфраструктурный инвестиционный проект - инвестиционный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных инвестиционных проектов по созданию объектов промышленности и необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктуры, реализуемый двумя или более инвесторами на основании инвестиционного соглашения между инвестором и Республикой Саха (Якутия) и (или) муниципальным образованием, заключаемого в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия);


3) инвестиционные проекты комплексного развития территорий, включающие инвестиционные проекты формирования территориально-локализованных зон инвестиционной активности (территориально-производственные комплексы, особые и специализированные экономические зоны, индустриальные и технологические парки), проекты комплексной застройки территорий и иные проекты, реализуемые на основе разделения обязательств по строительству необходимой инфраструктуры и коммерческих объектов между Республикой Саха (Якутия) и (или) муниципальным образованием и инвестором.



II. Цель, задачи, принципы и приоритеты государственной политики в сфере государственно-частного партнерства


Целями участия республики в проектах ГЧП являются привлечение инвестиций в экономику для реализации социально значимых проектов, развития общественной инфраструктуры для обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям с использованием объектов общественной инфраструктуры, и обеспечение эффективности использования объектов общественной инфраструктуры.


В целях развития ГЧП в Республике Саха (Якутия) необходимо создать необходимую нормативную правовую базу развития ГЧП и условия для развития ГЧП.


Участие в проектах ГЧП основывается на принципах:


законности - формирование нормативной правовой базы в сфере ГЧП;


договорной основы отношений с распределением обязательств, ответственности и рисков сторон соглашений;


добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений;


приоритетности исполнения обязательств, принятых на себя сторонами соглашения;


гласности, прозрачности процедур подготовки и реализации проектов ГЧП, обеспечения равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в проектах ГЧП;


соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;


защиты общественных интересов путем эффективного использования государственного и муниципального имущества и бюджетных средств.


Для ускоренного социально-экономического развития республики необходимо использование механизмов ГЧП как метода внебюджетного финансирования развития общественной инфраструктуры. ГЧП позволяет превратить бюджетные ресурсы в инвестиционные ресурсы с эффектом финансового рычага и перейти от административного контроля расходования бюджетных средств к банковскому (рыночному) контролю эффективности использования инвестиций.


Приоритетными направлениями для реализации инфраструктурных проектов ГЧП являются проекты в сферах:


транспортной инфраструктуры;


социальной инфраструктуры;


жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;


производственной инфраструктуры (в рамках особых экономических зон, технопарков, реализации проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, государственных корпораций, комплексных промышленно-инфраструктурных инвестиционных проектов).


Необходимо переориентировать подходы в отношении осуществления инвестиций республикой в форме капитальных вложений в объекты инфраструктуры и предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия) в сторону реализации инфраструктурных проектов на основе механизмов ГЧП, что позволит активнее замещать бюджетные инвестиции на внебюджетные источники.


В этой связи представляется необходимым провести анализ адресной инвестиционной программы, государственных программ и инвестиционных программ государственных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале в размере 100% на предмет возможности создания соответствующих объектов общественной инфраструктуры в рамках инфраструктурных проектов ГЧП.


Реализация инвестиционных проектов с использованием принципов ГЧП позволит снять "пиковые" нагрузки на бюджет по капиталовложениям, пересмотреть планы строительства объектов инфраструктуры в сторону расширения перечня и ускорения сроков ввода их в эксплуатацию, обеспечить более полный и широкий масштаб охвата новым строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры в территориальном и отраслевом разрезе, обеспечить кэптивной инфраструктурой новые промышленные площадки и ввод новых производственных мощностей, использовать современные технологии, инновационные и энергоэффективные решения.



III. Инфраструктура развития государственно-частного партнерства


Ключевым элементом формирования инфраструктуры развития ГЧП является Региональный центр ГЧП.


Региональный центр ГЧП Республики Саха (Якутия) обеспечивает квалифицированное сопровождение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по применению инструментов ГЧП для реализации стратегий отраслевого, регионального и муниципального развития.


Региональный центр ГЧП Республики Саха (Якутия):


обладает полномочиями и необходимой компетенцией для ведения деятельности по организации проектов ГЧП;


обеспечивает формирование Программы проектов ГЧП в качестве инструмента реализации программ (стратегий) социально-экономического развития республики (муниципальных образований);


обеспечивает взаимодействие с государственными институтами развития по вопросам методологии организации проектов, переподготовки кадров;


организует подготовку проектов ГЧП в соответствии с утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) регламентом, обеспечивая легитимность и прозрачность процедур, а также достижение результатов, пригодных для привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»