МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПРИКАЗ
от 03 июля 1997 года N 01-06/344
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГИМНАЗИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки РС(Я) от 26 сентября 2024 года N 01-03/1779
____________________________________________________________________
Утверждено
приказом Министерства образования
от 3 июля 1997 г. N 01-06/344
1.1. Настоящее положение разработано на основе Законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года N 1008, реализует возможность создания нового вида образовательного учреждения, восполняющего образовательную инфраструктуру Республики Саха (Якутия), обеспечивающего более благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан с учетом специфики региона.
1.2. Настоящее положение распространяет действия на государственные (муниципальные) образовательные учреждения в системе образования Республики Саха (Якутия).
1.3. Гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение инновационного типа, реализующее образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Гимназия является одним из звеньев непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Республики Саха (Якутия) возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах гимназического образовательного стандарта.
1.3. Деятельность гимназии строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
1.4. Основная цель гимназии:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания гимназических образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, формирование основы для осознанного выбора и последующего освоения вузовских образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.
Гимназия создает условия для формирования у обучающихся по их желанию, склонностям и возможностям, повышенного общекультурного уровня образованности в различных областях гуманитарного знания и различных предметных областях (на содержательном уровне).
Гимназия обеспечивает достижение названных целей за счет использования в образовательном процессе социокультурных возможностей Республики Саха (Якутия) и высокого научно - методического оснащения образовательных программ, постоянного участия педагогического коллектива в опытно-экспериментальной работе по созданию новых технологий образовательной деятельности.
1.5. Гимназия осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
1.6. В гимназии создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается.
1.7. Гимназии учреждаются администрацией улусов республики и Управлениями образования в соответствии с задачами развития системы образования Республики Саха (Якутия), применительно к специфике образовательных условий и образовательных потребностей конкретного региона, а также имеющихся условий бюджетного финансирования.
1.8. Образование в гимназии в пределах государственных образовательных стандартов является бесплатным. Платными являются дополнительные образовательные услуги. Перечень и порядок предоставления дополнительных платных услуг сверх государственных образовательных стандартов определяются Советом гимназии согласно Закону РФ "Об образовании".
2.1. Гимназия создается учредителями по собственной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Допускается совместное учредительство, основанное на объединении имущества, находящегося в республиканской, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
2.2. Учредительными документами гимназии являются решение собственника или договор учредителей, а также устав учреждения.
2.3.Отношения между учредителями и гимназией определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2.4. Права юридического лица у гимназии в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.
2.5. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), возникают у гимназии с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
2.6. Гимназия проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
2.7. Гимназия может быть реорганизована, перепрофилирована, ликвидирована по решению учредителей.
2.8. Ликвидация гимназии может осуществляться:
а) по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
2.9. Гимназия может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
Создаваемые гимназией филиалы, другие структурные подразделения в соответствии с законодательством РФ и РС(Я) могут наделяться правомочиями юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях.
2.10. Количество классов в гимназии зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов и групп полного дня гимназии устанавливается:
1 - 7 классов - до 25 человек;
8 - 11 классов - до 20 человек.
Численность учащихся в группе факультатива - 8 человек.
2.11. При проведении занятий по иностранному языку в 1-11 классах допускается деление класса на три группы; при проведении занятий по трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, при проведении семинарских, лабораторных и практических работ по профильным предметам в 8-11 классах допускается деление класса на две группы при наполняемости 25 человек.
Деление на группы по другим предметам производится по решению Совета гимназии в пределах имеющегося финансового фонда.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
3.1. Гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями гимназических образовательных программ трех ступеней образования:
Гимназия может состоять из прогимназических и собственно гимназических классов:
- прогимназия - 1-7 классы (1-4 классы начальной школы, 5-7 классы основной школы);
- гимназия - 8-11 (12) классы средней школы.
3.2. В прогимназии и гимназии обеспечивается для всех учащихся повышенный (гимназический) уровень образования.
3.3. Прогимназия обеспечивает освоение обучающимися гимназических образовательных программ, становление и формирование личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
3.4.Среднее (полное) общее образование (гимназического уровня) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим достижение обучающимися уровня методологической компетентности, достаточной для самостоятельного исследовательского подхода к решению широкого спектра задач в предметной области знаний соответствующего профиля.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения вузовского образования.
3.5. Учредители с учетом региональных особенностей и возможностей, руководствуясь программой развития образовательной системы региона могут финансировать указанные программы и создавать специальные кадровые условия для их реализации.
3.6. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в гимназии, определяется учредителями и уставом учреждения.
Гимназия реализует предоставленное государством право граждан на получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения созданием условий для функционирования необходимого числа классов и групп.
3.7. В соответствии с уставными целями и задачами гимназия может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных гимназических программ.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом гимназии в соответствии с существующим законодательством РФ и РС(Я).
3.8. Организация образовательного процесса в гимназии строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом.
Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных уставом гимназии на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
3.9. Учебный год в гимназии начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года в 1-х классах - 30 недель, во 2-11 (12) классах - не менее 34 недель.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
3.10. Гимназия самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями Законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
3.11. В случае систематического нарушения Устава гимназии к учащимся 2 и 3 ступеней могут быть применены меры воздействия, предусмотренные Уставом учебного заведения, вплоть до исключения. Исключение из учебного заведения рассматривается как крайняя мера.
Решение об исключении учащегося из гимназии принимается педагогическим Советом гимназии по согласованию с улусным (городским) управлением образования и комиссией по делам несовершеннолетних.
4.1. Участниками образовательного процесса в гимназии являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители (лица, их заменяющие) обучающихся.
4.2. Порядок приема в гимназию в части, не отрегулированной Законом "Об образовании", определяется учредителем гимназии и закрепляется в уставе.
4.3. Учредитель устанавливает порядок приема в гимназию на ступени начального общего и основного общего образования.
По согласованию с учредителем гимназия имеет право установить правила конкурсного приема, а также объявить дополнительный конкурсный прием учащихся на вакантные места, к набранным ранее классам.
4.4. Гимназия обязана ознакомить поступающего на обучение и (или) родителей с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
4.5. Права и обязанности обучающихся, их родителей определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.
Устав гимназии утверждается учредителями.
4.6. Гимназии запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными программами, учебным планом и уставом учреждения, без их согласия и согласия родителей.
4.7. Гимназия обязана соблюдать принципы государственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования.
4.8. Гимназия имеет право на перевод учащихся, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность, в другие общеобразовательные учреждения, реализующие образовательные программы базового уровня.
Перевод обучающегося в любом случае производится по решению органа управления гимназии.
4.9. Выпускникам гимназии, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования.
4.10. Порядок комплектования персонала гимназии регламентируется его уставом. Для работников гимназии работодателем является данное учреждение. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально - педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Не менее 30 процентов педагогических кадров должны иметь высшую и первую (высокую) квалификационные категории.
4.11. Объем учебной нагрузки учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данной гимназии.
Объем учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.
5.1. Высшим органом управления гимназии является учредитель или собрание учредителей, в исключительную компетенцию которых входят полномочия по изменению и дополнению в Устав; определению приоритетных направлений деятельности; принципов формирования и использования имущества; образованию и досрочному прекращению полномочий исполнительных органов; ликвидации и реорганизации образовательного учреждения.
5.2. Управление гимназией осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании" и уставом гимназии на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
5.3. Общее руководство гимназией осуществляет представительский орган - Совет учреждения.
Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются уставом гимназии.
5.4. Непосредственное руководство гимназией осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Директор гимназии назначается решением учредителя учреждения, если иной порядок назначения не предусмотрен.