ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 года N 945-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П
____________________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Правительства автономного округа от 26.06.2012 N 499-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1115-П
-постановлением Правительства автономного округа от 16.04.2013 N 233-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.06.2013 N 461-П
-постановление Правительства автономного округа от 15.01.2014 N 5-П
В целях ускорения социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и реализации приоритетных направлений в сфере недропользования Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2012 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 20 декабря 2011 г. N 945-П
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2012 - 2014 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа |
Основание для разработки | Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Федеральный закон о недрах); |
Государственный заказчик (в ред. от 26.06.2012 N 499-П ) | департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цели Программы: |
Сроки и этапы реализации Программы | сроки и этапы реализации Программы |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы | ожидаемые конечные результаты реализации Программы будут оцениваться по следующим основным индикаторам (показателям): |
Основные направления реализации мероприятий | основными направлениями реализации мероприятий в составе Программы являются: |
Объемы | объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составляет 331090,0 тыс. рублей, |
Ожидаемые | реализация мероприятий Программы позволит: |
Государственный заказчик - координатор Программы | департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Реализация Программы направлена на решение проблем изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в целях повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.
Проект настоящей Программы разработан в соответствии с пунктом 11.1 Положения о департаменте.
Государственная поддержка решения указанных проблем определяется Федеральным законом о недрах и Законом автономного округа о недропользовании.
Направления Программы учитывают основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, а также стратегий нефтегазовых компаний, осуществляющих деятельность в регионе.
Приоритетными задачами социально-экономического развития автономного округа, изложенными в Стратегии социально-экономического развития автономного округа, являются:
- дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса путем реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих не только региональное, но и общегосударственное значение, таких, как освоение месторождений на полуострове Ямал, континентальном шельфе арктических морей, в том числе в акваториях Обской и Тазовской губ;
- строительство газотранспортной системы для транспортировки газа с месторождений полуострова Ямал до г. Ухты и далее до г. Торжка;
- активизация геологоразведочных работ в традиционных местах добычи топливно-энергетических ресурсов, а также создание необходимых условия для развития и освоения сырьевой базы топливно-энергетического комплекса на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона.
В докладе Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе дополнительно указаны приоритетные направления развития автономного округа:
- комплексное освоение месторождений Ямала и севера Красноярского края;
- строительство нефтепровода "Заполярье - Пурпе" (и далее до месторождений Пякяхинское и Восточно-Заполярное);
- создание транспортной и энергетической инфраструктуры мега-проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"; строительство железнодорожной линии Салехард – Надым с мостовыми переходами через реки Обь и Надым;
- создание нового в России центра по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал, модернизация портов Ямала, подготовка к освоению шельфа Карского моря;
- строительство жилья, объектов социальной сферы.
Таким образом, можно говорить о новой волне промышленного освоения Ямала и севера Западной Сибири. Для реализации громадных объемов промышленного и гражданского строительства необходимо значительно увеличить объемы добычи не только нефти, газа и конденсата, но и общераспространенных полезных ископаемых (песка, песчано-гравийных смесей, камня для производства щебня), пригодных для строительства дорог, газо- и нефтепроводов, обустройства месторождений, городов и поселков автономного округа.
Для подготовки сырьевой базы перечисленных общераспространенных полезных ископаемых к разработке необходимо проведение поисково-оценочных работ с целью выделения наиболее перспективных участков, оценки выявленных месторождений, постановки на территориальный баланс запасов и дальнейшего лицензирования на право добычи.
С целью обеспечения воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы, создания и развития собственной строительной индустрии в автономном округе кроме выполнения собственно геологоразведочных работ необходимо также проводить планомерные работы по формированию фонда геологической информации, контролю за состоянием скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета, а также проводить регулярный сбор и анализ материалов для обеспечения органов государственной власти автономного округа информацией для принятия эффективных управленческих решений в сфере недропользования.
Таким образом, проблема развития минерально-сырьевой базы автономного округа характеризуется комплексностью, многообразием решаемых задач, необходимостью координации интересов различных исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, предприятий и организаций. Требуется также четкая увязка сроков выполнения и, соответственно, финансирования работ.
Актуальность и целесообразность использования программно-целевого метода заключается в обеспечении прозрачности и системности решения проблем изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы автономного округа, а также взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их использования.
Без использования программно-целевого метода невозможна скоординированная деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа по обеспечению целенаправленной реализации государственной политики в сфере недропользования.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по повышению эффективности государственного управления процессами пользования недрами на основе создания общей информационно-аналитической базы, а также анализ результатов реализации аналогичной действующей Программы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работ с использованием программно-целевого метода.
Основными результатами реализации действующей Программы за период 2009 - 2011 годов по направлениям являются:
- подготовка значительной части сырьевой базы для строительства магистрального нефтепровода Заполярное - Восточно-Мессояхское месторождения, дорог Обская - Полуночное и Салехард – Надым, а также для гражданского строительства в этом регионе. На территории Полярного Урала, в окрестностях г. Салехарда, а также вдоль планируемого строительства нефтепровода и дорог проводится геологическое изучение с целью поисков и оценки общераспространенных полезных ископаемых.
В 2009 - 2010 годах в результате поисковых работ выделено 8 участков, из них оценены 3 наиболее перспективные. В 2011 году ожидается выделить 14 участков, после оценки которых будут подготовлены запасы песка к постановке на территориальный баланс. Общий прирост запасов по общераспространенным полезным ископаемым за 2009 – 2011 годы составит 51,9 млн. м3,, в том числе по камню строительному – 23,04 млн. м3, по песку для строительных работ - 28,86 млн. м3.
Затраты окружного бюджета на поиск и оценку 1 м3 строительного камня составляют 1,15 руб., песка - 1,85 руб. Расчет размера разовых платежей при выдаче лицензии на право разработки месторождений строительного камня и песка производится исходя из 8,25 руб. за 1 м3. Таким образом, эффективность геологоразведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые составит по камню 7,17 руб. на 1 руб., по песку – 4,46 руб. Общий размер стартовых разовых платежей при проведении аукционов составит 428,2 млн. руб., что позволит вернуть в окружной бюджет затраты на геологоразведочные работы и дополнительно внести порядка 350 млн. руб. В дальнейшем при разработке выявленных месторождений общераспространенных полезных ископаемых поступления в бюджет автономного округа от налогов на добычу суммарно составят около 430 млн. руб.
Производство местных строительных материалов будет способствовать строительству жилья и объектов инфраструктуры, строительству железных и автомобильных дорог, освоению месторождений нефти и газа и их транспортировке к местам потребления. При этом будут созданы новые предприятия по разработке месторождений и производству строительных материалов, будут созданы дополнительные рабочие места, увеличены поступления в бюджет автономного округа.
Геологическое изучение недр сопровождается информационно-аналитическими работами, которые являются относительно малозатратными и достаточно высокоэффективными. Они являются опережающими по отношению к комплексу геологоразведочных работ и сопровождаются составлением комплектов специализированных карт, на базе которых выполняются прогнозные построения с рекомендациями для постановки поисковых работ на наиболее перспективных участках.
Выполнение этих работ позволило получить оперативную информацию о состоянии недропользования в автономном округе, что в свою очередь позволяет Правительству автономного округа выстраивать взаимоотношения как с нефтегазодобывающими компаниями, работающими на территории автономного округа, так и с федеральными органами власти при решении вопросов, связанных с природно-ресурсным регулированием.
Обработанная и загруженная в Территориальный фонд информация по недропользованию представляет собой не только историческую и архивную ценность, позволяющую не потерять затраченные ранее на эти работы материальные средства, но и предоставляет исполнительным органам государственной власти автономного округа возможность управления и принятия решений в плане эффективного использования недр, а недропользователям - возможность изучения недр и стратегического планирования деятельности.
Проведенные работы по профилактике и контролю за состоянием противофонтанной безопасности на скважинах позволили оценить состояние 68 законсервированных и не завершенных строительством скважин, построенных за счет средств окружного бюджета, а также прискважинной территории. Получены рекомендации по дальнейшему использованию скважин и рекультивации участков. Выявленные особо опасные скважины планируется ликвидировать в 2013 и 2014 годах или провести повторную их консервацию. Данные работы позволяют проконтролировать не только состояние скважин, но и состояние окружающей среды.
Оказываемая материальная помощь бывшим работникам геологоразведочных предприятий автономного округа, участвовавшим в открытиях стратегических месторождений полезных ископаемых, является неоценимой. Люди, благодаря которым автономный округ состоялся как один из ведущих в социально-экономическом развитии субъект России, не чувствуют себя забытыми и брошенными, имеют возможность собраться на праздники, а особо нуждающиеся - получить финансовую помощь.
Перечень программных мероприятий и объемов работ формировался за прошедший период с учетом реальных объемов государственных инвестиций за счет средств окружного бюджета, выделяемых на обеспечение реализации Программы, что не позволило охватить полный перечень необходимых мероприятий, требуемых для развития минерально-сырьевой базы в автономном округе.
Основным отличием настоящей Программы от ранее действовавшей является смещение приоритетов в плане подготовки сырьевой базы местных строительных материалов от районов проектируемого строительства дорог Полуночное - Обская, Салехард – Надым в сторону полуострова Ямал. Это обусловлено планами ОАО "НОВАТЭК" начать освоение месторождений Тамбейской группы к 2016 году, ОАО "Газпром" Новопортовской группы, что потребует значительных объемов песка и щебня для строительства дорог, газопроводов, завода по сжижению газа, обустройства месторождений, а также жилья и объектов социальной сферы. Одновременно будут завершаться поисково-оценочные работы на песок для строительства магистрального нефтепровода "Заполярное – Восточно-Мессояхское месторождения", начатые в 2011 году.
Для повышения действенности контроля разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в Программе предусматривается проведение комплекса работ по определению фактического местоположения карьеров и объемов добычи, что позволит более рационально использовать природные ресурсы и усилить охрану окружающей среды.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение воспроизводства ресурсного потенциала по общераспространенным полезным ископаемым;
- развитие системы мониторинга состояния и использования недр;
- обеспечение наполнения Территориального фонда геологической информации автономного округа;
- обеспечение социальной поддержки бывшим работникам геологоразведочных предприятий.
Указанные цели будут достигнуты путем выполнения следующих задач:
- увеличение объема запасов песков для строительных работ;
- обеспечение мониторинга ресурсной базы полезных ископаемых;