Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года N 945-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П

____________________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 26.06.2012 N 499-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1115-П

-постановлением Правительства автономного округа от 16.04.2013 N 233-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.06.2013 N 461-П

-постановление Правительства автономного округа от 15.01.2014 N 5-П

В целях ускорения социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и реализации приоритетных направлений в сфере недропользования Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2012 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 декабря 2011 г. N 945-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 26.06.2012 N 499-П)
(с изм. от 24.12.2012 N 1115-П)
(с изм. от 16.04.2013 N 233-П)
(с изм. от 24.06.2013 N 461-П)
(с изм. от 15.01.2014 N 5-П)


ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого

автономного округа на 2012 - 2014 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

окружная долгосрочная целевая программа
 "Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки

Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Федеральный закон о недрах);

 Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ);

 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
  от 01 марта 2010 года N 20-ЗАО "О недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон автономного округа о недропользовании);

 постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2006 года N 100-А "О Территориальном фонде геологической информации Ямало-Ненецкого автономного округа"
 (далее - постановление N 100-А);

 постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2011 года N 30-ПГ "О департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Положение о департаменте)

Государственный заказчик (в ред. от 26.06.2012 N 499-П )

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик Программы

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цели Программы:
 - обеспечение воспроизводства ресурсного  потенциала по общераспространенным полезным ископаемым;

 - развитие системы мониторинга состояния и использования недр;

 - обеспечение наполнения Территориального фонда геологической информации Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - обеспечение социальной поддержки бывшим работникам геологоразведочных предприятий.
  Задачи Программы:
 - увеличение объема запасов песков для строительных работ;

 - обеспечение мониторинга ресурсной базы полезных ископаемых;

 - обеспечение мониторинга  состояния разработки месторождений;

 - обеспечение мониторинга геологического изучения недр;

 - обеспечение экологического мониторинга состояния фонда скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета;

 - формирование информационной базы данных по недропользованию;

 - оказание материальной помощи бывшим работникам геологоразведочных предприятий

Сроки и этапы реализации Программы

сроки и этапы реализации Программы
 2012 - 2014 годы без разделения на этапы

Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы

ожидаемые конечные результаты реализации Программы будут оцениваться по следующим основным индикаторам (показателям):
 1) прирост запасов песков для строительных работ ;

 2) доля месторождений и ловушек, ресурсы и запасы по которым оцениваются;

 3) доля применения результатов информационно-аналитических работ;

 4) процент проверяемых карьеров от общего количества разрабатываемых;

 5) доля месторождений с попутным нефтяным газом, подвергнутых анализу;

 6) доля подготовленных пакетов геологической информации;

 7) количество оценённых объектов  (перспективных площадей, месторождений);

 8) количество обследованных скважин;

 9) доля загруженной в Территориальный фонд оперативной информации по  недропользованию;

 10) количество человек, получивших материальную помощь

Основные направления реализации мероприятий

основными направлениями реализации мероприятий в составе Программы являются:
 - проведение геологоразведочных работ в две стадии: поиски и оценка месторождений общераспространённых полезных ископаемых с внесением их запасов в территориальный баланс запасов общераспространённых полезных ископаемых Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - выполнение информационно-аналитических работ по оценке состояния и развития ресурсной базы и создание системы мониторинга геологической изученности территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - сбор, обработка, систематизация и загрузка оперативной информации по недропользованию в Территориальный фонд геологической информации Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - оказание целевой материальной и социальной поддержки бывшим работникам геологоразведочных предприятий

Объемы
 Финансирования
 (с изм. от 26.06.2012 N 499-П )
 (с изм. от 24.12.2012 N 1115-П)
 (с изм. от 16.04.2013 N 233-П )
 (с изм. от 15.01.2014 N 5-П)

объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составляет 331090,0 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2012 год - 78 436,0 тыс. рублей;

 2013 год - 137073,0 тыс. рублей;

 2014 год - 115 581,0 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы

реализация мероприятий Программы позволит:
 - увеличить запасы общераспространенных полезных ископаемых на 62,7 млн. м3 песка для строительных работ;

 - повысить эффективность государственного регулирования процессами пользования недрами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечить принятие оптимальных решений, направленных на рациональное использование недр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, посредством представления достоверных информационно-аналитических материалов по недропользованию исполнительным и законодательным органам государственным власти Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальным образованиям в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - осуществлять постоянный мониторинг состояния минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа, отраслей топливно-энергетического комплекса и горнодобывающего сектора, существующих и прогнозируемых в этих отраслях угроз экономической безопасности, разработать меры по их нейтрализации;

 - обеспечить контроль за состоянием геологоразведочных скважин, находящихся в государственной собственности Ямало-Ненецкого  автономного округа, с целью обеспечения противофонтанной безопасности и проведения оценки их воздействия на окружающую природную среду;

 - обеспечить сбор и хранение геолого-геофизической и промысловой информации, полученной в результате проведения геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - улучшить материальное положение неработающих пенсионеров, бывших работников геологоразведочных предприятий

Государственный заказчик - координатор Программы
 (в ред. от 26.06.2012 N 499-П )

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Реализация Программы направлена на решение проблем изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в целях повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Проект настоящей Программы разработан в соответствии с пунктом 11.1 Положения о департаменте.

Государственная поддержка решения указанных проблем определяется Федеральным законом о недрах и Законом автономного округа о недропользовании.

Направления Программы учитывают основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, а также стратегий нефтегазовых компаний, осуществляющих деятельность в регионе.

Приоритетными задачами социально-экономического развития автономного округа, изложенными в Стратегии социально-экономического развития автономного округа, являются:

- дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса путем реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих не только региональное, но и общегосударственное значение, таких, как освоение месторождений на полуострове Ямал, континентальном шельфе арктических морей, в том числе в акваториях Обской и Тазовской губ;

- строительство газотранспортной системы для транспортировки газа с месторождений полуострова Ямал до г. Ухты и далее до г. Торжка;

- активизация геологоразведочных работ в традиционных местах добычи топливно-энергетических ресурсов, а также создание необходимых условия для развития и освоения сырьевой базы топливно-энергетического комплекса на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал;

- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона.

В докладе Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе дополнительно указаны приоритетные направления развития автономного округа:

- комплексное освоение месторождений Ямала и севера Красноярского края;

- строительство нефтепровода "Заполярье - Пурпе" (и далее до месторождений Пякяхинское и Восточно-Заполярное);

- создание транспортной и энергетической инфраструктуры мега-проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"; строительство железнодорожной линии Салехард – Надым с мостовыми переходами через реки Обь и Надым;

- создание нового в России центра по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал, модернизация портов Ямала, подготовка к освоению шельфа Карского моря;

- строительство жилья, объектов социальной сферы.

Таким образом, можно говорить о новой волне промышленного освоения Ямала и севера Западной Сибири. Для реализации громадных объемов промышленного и гражданского строительства необходимо значительно увеличить объемы добычи не только нефти, газа и конденсата, но и общераспространенных полезных ископаемых (песка, песчано-гравийных смесей, камня для производства щебня), пригодных для строительства дорог, газо- и нефтепроводов, обустройства месторождений, городов и поселков автономного округа.

Для подготовки сырьевой базы перечисленных общераспространенных полезных ископаемых к разработке необходимо проведение поисково-оценочных работ с целью выделения наиболее перспективных участков, оценки выявленных месторождений, постановки на территориальный баланс запасов и дальнейшего лицензирования на право добычи.

С целью обеспечения воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы, создания и развития собственной строительной индустрии в автономном округе кроме выполнения собственно геологоразведочных работ необходимо также проводить планомерные работы по формированию фонда геологической информации, контролю за состоянием скважин, пробуренных за счет средств окружного бюджета, а также проводить регулярный сбор и анализ материалов для обеспечения органов государственной власти автономного округа информацией для принятия эффективных управленческих решений в сфере недропользования.

Таким образом, проблема развития минерально-сырьевой базы автономного округа характеризуется комплексностью, многообразием решаемых задач, необходимостью координации интересов различных исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, предприятий и организаций. Требуется также четкая увязка сроков выполнения и, соответственно, финансирования работ.

Актуальность и целесообразность использования программно-целевого метода заключается в обеспечении прозрачности и системности решения проблем изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы автономного округа, а также взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их использования.

Без использования программно-целевого метода невозможна скоординированная деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа по обеспечению целенаправленной реализации государственной политики в сфере недропользования.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по повышению эффективности государственного управления процессами пользования недрами на основе создания общей информационно-аналитической базы, а также анализ результатов реализации аналогичной действующей Программы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работ с использованием программно-целевого метода.

Основными результатами реализации действующей Программы за период 2009 - 2011 годов по направлениям являются:

- подготовка значительной части сырьевой базы для строительства магистрального нефтепровода Заполярное - Восточно-Мессояхское месторождения, дорог Обская - Полуночное и Салехард – Надым, а также для гражданского строительства в этом регионе. На территории Полярного Урала, в окрестностях г. Салехарда, а также вдоль планируемого строительства нефтепровода и дорог проводится геологическое изучение с целью поисков и оценки общераспространенных полезных ископаемых.

В 2009 - 2010 годах в результате поисковых работ выделено 8 участков, из них оценены 3 наиболее перспективные. В 2011 году ожидается выделить 14 участков, после оценки которых будут подготовлены запасы песка к постановке на территориальный баланс. Общий прирост запасов по общераспространенным полезным ископаемым за 2009 – 2011 годы составит 51,9 млн. м3,, в том числе по камню строительному – 23,04 млн. м3, по песку для строительных работ - 28,86 млн. м3.

Затраты окружного бюджета на поиск и оценку 1 м3 строительного камня составляют 1,15 руб., песка - 1,85 руб. Расчет размера разовых платежей при выдаче лицензии на право разработки месторождений строительного камня и песка производится исходя из 8,25 руб. за 1 м3. Таким образом, эффективность геологоразведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые составит по камню 7,17 руб. на 1 руб., по песку – 4,46 руб. Общий размер стартовых разовых платежей при проведении аукционов составит 428,2 млн. руб., что позволит вернуть в окружной бюджет затраты на геологоразведочные работы и дополнительно внести порядка 350 млн. руб. В дальнейшем при разработке выявленных месторождений общераспространенных полезных ископаемых поступления в бюджет автономного округа от налогов на добычу суммарно составят около 430 млн. руб.

Производство местных строительных материалов будет способствовать строительству жилья и объектов инфраструктуры, строительству железных и автомобильных дорог, освоению месторождений нефти и газа и их транспортировке к местам потребления. При этом будут созданы новые предприятия по разработке месторождений и производству строительных материалов, будут созданы дополнительные рабочие места, увеличены поступления в бюджет автономного округа.

Геологическое изучение недр сопровождается информационно-аналитическими работами, которые являются относительно малозатратными и достаточно высокоэффективными. Они являются опережающими по отношению к комплексу геологоразведочных работ и сопровождаются составлением комплектов специализированных карт, на базе которых выполняются прогнозные построения с рекомендациями для постановки поисковых работ на наиболее перспективных участках.

Выполнение этих работ позволило получить оперативную информацию о состоянии недропользования в автономном округе, что в свою очередь позволяет Правительству автономного округа выстраивать взаимоотношения как с нефтегазодобывающими компаниями, работающими на территории автономного округа, так и с федеральными органами власти при решении вопросов, связанных с природно-ресурсным регулированием.

Обработанная и загруженная в Территориальный фонд информация по недропользованию представляет собой не только историческую и архивную ценность, позволяющую не потерять затраченные ранее на эти работы материальные средства, но и предоставляет исполнительным органам государственной власти автономного округа возможность управления и принятия решений в плане эффективного использования недр, а недропользователям - возможность изучения недр и стратегического планирования деятельности.

Проведенные работы по профилактике и контролю за состоянием противофонтанной безопасности на скважинах позволили оценить состояние 68 законсервированных и не завершенных строительством скважин, построенных за счет средств окружного бюджета, а также прискважинной территории. Получены рекомендации по дальнейшему использованию скважин и рекультивации участков. Выявленные особо опасные скважины планируется ликвидировать в 2013 и 2014 годах или провести повторную их консервацию. Данные работы позволяют проконтролировать не только состояние скважин, но и состояние окружающей среды.

Оказываемая материальная помощь бывшим работникам геологоразведочных предприятий автономного округа, участвовавшим в открытиях стратегических месторождений полезных ископаемых, является неоценимой. Люди, благодаря которым автономный округ состоялся как один из ведущих в социально-экономическом развитии субъект России, не чувствуют себя забытыми и брошенными, имеют возможность собраться на праздники, а особо нуждающиеся - получить финансовую помощь.

Перечень программных мероприятий и объемов работ формировался за прошедший период с учетом реальных объемов государственных инвестиций за счет средств окружного бюджета, выделяемых на обеспечение реализации Программы, что не позволило охватить полный перечень необходимых мероприятий, требуемых для развития минерально-сырьевой базы в автономном округе.

Основным отличием настоящей Программы от ранее действовавшей является смещение приоритетов в плане подготовки сырьевой базы местных строительных материалов от районов проектируемого строительства дорог Полуночное - Обская, Салехард – Надым в сторону полуострова Ямал. Это обусловлено планами ОАО "НОВАТЭК" начать освоение месторождений Тамбейской группы к 2016 году, ОАО "Газпром" Новопортовской группы, что потребует значительных объемов песка и щебня для строительства дорог, газопроводов, завода по сжижению газа, обустройства месторождений, а также жилья и объектов социальной сферы. Одновременно будут завершаться поисково-оценочные работы на песок для строительства магистрального нефтепровода "Заполярное – Восточно-Мессояхское месторождения", начатые в 2011 году.

Для повышения действенности контроля разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в Программе предусматривается проведение комплекса работ по определению фактического местоположения карьеров и объемов добычи, что позволит более рационально использовать природные ресурсы и усилить охрану окружающей среды.

II. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы (показатели), позволяющие оценивать ход реализации Программы


Основными целями Программы являются:

- обеспечение воспроизводства ресурсного потенциала по общераспространенным полезным ископаемым;

- развитие системы мониторинга состояния и использования недр;

- обеспечение наполнения Территориального фонда геологической информации автономного округа;

- обеспечение социальной поддержки бывшим работникам геологоразведочных предприятий.

Указанные цели будут достигнуты путем выполнения следующих задач:

- увеличение объема запасов песков для строительных работ;

- обеспечение мониторинга ресурсной базы полезных ископаемых;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»