Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июля 2010 года N 92-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2014 года N 245-П

____________________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2011 N 14-П

-постановлением Правительства автономного округа от 15.04.2011 N 200-П

-постановлением Правительства автономного округа от 27.06.2011 N 436-П

-постановлением Правительства автономного округа от 01.07.2011 N 461-П

-постановлением Правительства автономного округа от 26.09.2011 N 663-П

-постановлением Правительства автономного округа от 22.02.2012 N 140-П

-постановлением Правительства автономного округа от 30.03.2012 N 221-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1105-П

-постановлением Правительства автономного округа от 28.02.2013 N 113-П

-постановлением Правительства автономного округа от 29.07.2013 N 585-П

-постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 N 1089-П

-постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2014 N 26-П

В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" (далее – Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 8 июля 2010 г. N 92-П

Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 27.01.2011 N 14-П)
(с изм. от 15.04.2011 N 200-П)
(с изм. от 27.06.2011 N 436-П)
(с изм. от 26.09.2011 N 663-П)
(с изм. от 22.02.2012 N 140-П)
(с изм. от 30.03.2012 N 221-П)
(с изм. от 24.12.2012 N 1105-П)
(с изм. от 28.02.2013 N 113-П)
(с изм. от 29.07.2013 N 585-П)
(с изм. от 25.12.2013 N 1089-П)
(с изм. от 27.01.2014 N 26-П)

Окружная долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года (далее – Программа)

Основания для разработки Программы
 (в ред. от 29.07.2013 N 585-П )

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ);

 Указ Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";

 Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года  N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

 перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 02 июля 2009 года Пр-1802ГС
 от 15 июля 2009 года;

 Энергетическая стратегия России на период
 до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р;

 п остановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

 приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

 постановление Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 746 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

 распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 1843-р

Государственный заказчик - координатор Программы

департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственные заказчики Программы

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент природно-ресурсного регулирования Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент транспорта и дорожного хозяйства
 Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

 государственно-правовой департамент Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик Программы

ООО "Центр по эффективному использованию энергии"

Цели и задачи Программы

основная цель Программы - снижение энергоёмкости валового регионального продукта Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – ВРП ЯНАО, ЯНАО)

за счёт реализации мероприятий Программы
 в части повышения эффективности потребления энергии на 8% на первом этапе (к 2015 году) и на 14% на втором этапе (к 2020 году), а также обеспечение снижения энергоёмкости ВРП ЯНАО за счёт мер Программы по утилизации попутного нефтяного газа не менее чем на 11% на первом этапе (к 2015 году) и на 20% на втором этапе (к 2020 году), что в совокупности с другими факторами позволит гарантированно обеспечить решение задачи по снижению энергоёмкости ВРП ЯНАО на 40% в 2007 - 2020 годах, обеспечить повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики ЯНАО, рост уровня и качества жизни его населения за счёт реализации потенциала энергосбережения, перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергии.

Основные задачи Программы:
 - снижение энергоёмкости ВРП ЯНАО как важнейшее условие обеспечения повышения эффективности его экономики при переходе на инновационный путь развития за счёт широкомасштабной модернизации технологической базы ЯНАО на основе новейшего энергоэффективного оборудования;

 - существенное снижение доли энергетических издержек, расширение рыночной ниши для нового энергоэффективного оборудования, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения высококачественными энергетическими услугами по доступным ценам;

 - снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;

 - формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счёт развития новых институтов и обеспечения современного нормативно-законодательного, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности;

- запуск механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, реализацию пилотных проектов, долгосрочных целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала повышения энергоэффективности

Сроки и этапы реализации Программы

2010 - 2020 годы:
 I этап - 2010 – 2015 годы;

 II этап - 2016 – 2020 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

O  обеспечение снижения энергоёмкости ВРП ЯНАО за счёт мер Программы по повышению эффективности потребления энергии не менее чем на 8% на первом этапе (к 2015 году) и на 14% на втором этапе (к 2020 году);

 O  обеспечение снижения энергоёмкости ВРП ЯНАО за счёт мер Программы по утилизации попутного нефтяного газа не менее чем на 11% на первом этапе (к 2015 году) и на 20% на втором этапе (к 2020 году);

 O  обеспечение годовой экономии первичной энергии за счёт мер Программы по повышению эффективности использования энергии ( без учёта сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах) в объёме не менее 1,2 млн. тут на первом этапе (в 2015 году) и 2,4 млн. тут на втором этапе (в 2020 году);

 O  обеспечение суммарной экономии энергии за счёт мер Программы у потребителей в объёме не менее 4,7 млн. тут на первом этапе (2010 - 2015 гг.) и не менее 14 млн. тут за весь срок реализации программы (2010 – 2020 гг.);

 O  обеспечение сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах за счёт мер Программы на уровне, эквивалентном годовой экономии первичной энергии в объёме не менее 4,4 млн. тут ежегодно в 2015 - 2020 гг. и суммарно не менее 42 млн. тут за весь срок реализации программы (2010 – 2020 гг.);

 обеспечение средствами учёта потребителей энергии, а также проведение энергетических обследований и реализация программ повышения энергоэффективности на подавляющей части энергопотребляющих объектов;

 вывод из оборота значительной части энергетических устройств и зданий низкого класса энергоэффективности

Перечень подпрограмм

1.  Нормативно-законодательное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
 2.  Энергосбережение и повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы.
 3.  Энергосбережение и повышение энергоэффективности в электроэнергетике.
 4.  Энергосбережение и повышение энергоэффективности в теплоэнергетике и коммунальном хозяйстве.
 5.  Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном секторе.
 6.  Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности.
 7.  Энергосбережение и повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве.
 8.  Энергосбережение и повышение энергоэффективности на транспорте

Объемы и источники финансирования
 (в ред. от 29.07.2013 N 585-П )
 (с изм. от 27.01.2014 N 26-П )

всего на 2010 - 2020 годы - 146 173,4 млн. рублей;

 1-й этап (2010 - 2015 годы) - 88 414,6 млн. рублей;

 2-й этап (2016 - 2020 годы) -  57 758,8 млн. рублей,
 в том числе:
 средства окружного бюджета:

2010 год

-

0 млн. рублей;

2011 год

-

874,4 млн. рублей;

2012 год

-

557 млн. рублей;

2013 год

-

18,4 млн. рублей;

2014 год

-

199 млн. рублей;

2015 год

-

199 млн. рублей;

2016 - 2020 годы

-

3812 млн. рублей;

2010 - 2020 годы

-

5 659.8 млн. рублей;

  средства бюджетов муниципальных образований:

2010 год

-

0 млн. рублей;

2011 год

-

0 млн. рублей;

2012 год

-

417 млн. рублей;

2013 год

-

433 млн. рублей;

2014 год

-

465 млн. рублей;

2015 год

-

467 млн. рублей;

2016 - 2020 годы

-

2322 млн. рублей;

2010 - 2020 годы

-

4104 млн. рублей;

  внебюджетные источники:

2010 год

-

23921 млн. рублей;

2011 год

-

14595 млн. рублей;

2012 год

-

13625 млн. рублей;

2013 год

-

11885 млн. рублей;

2014 год

-

11490 млн. рублей;

2015 год

-

8848 млн. рублей;

2016 - 2020 годы

-

51624 млн. рублей;

2010 - 2020 годы

-

135988 млн. рублей.

Справочно:

средства субсидии из федерального бюджета:
 2011 год  -  201,894 млн. рублей;

 2012 год  -  194,201 млн. рублей;

2013 год

-

25,041 млн. рублей.

  Объёмы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании окружного бюджета на соответствующий год. Все суммы показаны в ценах соответствующих лет.
 В 2011 году средства субсидии из федерального бюджета в размере 201,894 млн. рублей, предоставленной  в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 1843-р  и Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа на реализацию окружной долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" от 20 декабря 2011 года
 N 11/1403.0923400.017/02/374, на финансирование Программы не привлекались. Неиспользованные на 01 января 2012 года средства субсидии 2011 года возвращены в  федеральный бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
 Остаток неиспользованной субсидии 2011 года в размере 194,201 млн. рублей, предоставленный из федерального бюджета в 2012 году  в соответствии с Дополнительным  соглашением  от 29 июня
 2012 года N 2, на финансирование мероприятий Программы не привлекался. Неиспользованный
 на 01 января 2013 года остаток субсидии 2011 года возвращен в  федеральный бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
 В 2013 году на финансирование Программы привлечены остатки неиспользованной субсидии 2011 года в размере  25,041  млн. рублей "

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

повышение энергетической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа;

 обеспечение технической и экономической доступности энергии для устойчивого экономического развития;

 существенное повышение конкурентоспособности промышленности ЯНАО;

 нейтрализация инфляционных последствий повышения тарифов на энергоносители и на услуги жилищно-коммунального хозяйства;

 снижение нагрузки по оплате энергоносителей на семейные, муниципальные и окружной бюджеты и повышение финансовой стабильности;

 повышение экологической безопасности ЯНАО
 и снижение рисков для здоровья его населения;

 существенное ограничение выбросов парниковых газов (годовое снижение выбросов парниковых газов к 2015 году - 11,8 млн. т экв. СО2;
к 2020 году – 14,3 млн. т экв. СО2). Суммарное снижение выбросов парниковых газов: в 2010 – 2015 гг. – на 56,1 млн. т экв. СО2;
в 2010 – 2020 гг. – на 123,1 млн. т экв. СО2;

 годовая экономия средств на приобретении всеми потребителями ЯНАО энергоресурсов и сокращения потерь от сжигания в факелах нефтяного попутного газа:
 в 2015 году - 30 млрд. руб.;

 в 2020 году - 43 млрд. руб. в текущих ценах. Суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов:
 в 2010 - 2015 гг. – 114 млрд. рублей;

 в 2010 - 2020 гг. – 302 млрд. рублей
 в текущих ценах;

 годовая экономия средств населения на оплату энергоресурсов:
 к 2015 году - 0,9 млрд. рублей;

 к 2020 г. - 1,5 млрд. рублей в текущих ценах. Суммарная экономия населения на оплату энергоресурсов:
 в 2010 - 2015 гг. – 3,3 млрд. рублей;

 в 2010 - 2020 гг. – 9,7 млрд. рублей в текущих ценах;

   годовая экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов:
 к 2015 году- 491 млн. рублей;

 к 2020 г. - 928 млн. рублей в текущих ценах.
 Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов:
 в 2010 - 2015 гг. – 1,95 млрд. рублей;

  в 2010 - 2020 гг. – 5,6 млрд. рублей в текущих ценах.
 Поступление в бюджет дополнительных средств от налога на прибыль за счёт снижения издержек производства:
 в 2015 году - 4,0 млрд. рублей;

 в 2020 году - 5,7 млрд. рублей в текущих ценах.
 Суммарное поступление в бюджет дополнительных средств от налога на прибыль за счёт снижения издержек производства:
 в 2010 - 2015 гг. – 15,2 млрд. рублей;

 в 2010 - 2020 гг. – 40,1 млрд. рублей в текущих ценах.
 Экономическая оценка стоимости снижения выбросов парниковых газов:
 в 2010 - 2020 гг. – 159 млрд. рублей

I. Характеристика проблемы, обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа


1.1. Для оценки энергоёмкости ВРП ЯНАО необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса (ЕТЭБ). Однако органы государственной статистики такого баланса ни для России в целом, ни для её регионов, включая Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ), не формируют. Более того, в отличие от многих субъектов Российской Федерации, органы государственной статистики не формируют даже баланса электроэнергии для автономного округа. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в ЯНАО использовались экспертные оценки, базирующиеся на данных форм государственной статистики, которая, однако, является неполной и противоречивой. Согласно этим оценкам, в 2008 году в ЯНАО было потреблено 11836 тыс. тут первичной энергии (Приложение 1), или более 1% от суммарного потребления первичной энергии в Российской Федерации и 6,8% от потребления первичной энергии в Уральском федеральном округе.

Формы статической отчётности относят потребление газа на газопроводной системе, расположенной в границах ЯНАО, к потреблению энергии в Ханты-Мансийском автономном округе - по месту расположения операторов газотранспортной системы. Учёт объёмов расхода газа на газотранспортной системе в границах ЯНАО в составе ЕТЭБ может практически удвоить оценку потребления первичной энергии в ЯНАО.

1.2. Энергоёмкость ВРП ЯНАО в 2008 году была самой низкой по Уральскому федеральному округу и составила только 46% от среднего по УФО уровня. Относительно низкая энергоёмкость в ЯНАО в 2008 году - это, в основном, результат исключения потребления расхода газа на трубопроводах из ЕТЭБ ЯНАО (учёт этих объёмов приближает оценку энергоёмкости ВРП ЯНАО к средней по Уральскому федеральному округу), использования высоких цен на основную продукцию ЯНАО в 2008 году при оценке ВРП, но также и итог активной работы по повышению энергоэффективности и обновлению мощностей. Степень износа основных фондов организаций (без субъектов малого предпринимательства) составляет 39% в добыче полезных ископаемых, 31% в обрабатывающих производствах, 41% в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 57% на транспорте, 18% в образовании, 33% в здравоохранении. Это существенно ниже, чем в среднем по России и в среднем по Уральскому федеральному округу. Тем не менее, уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры существенно выше – 51,3%, в т.ч. по холодному водоснабжению – 53,9%; водоотведению – 57,4%; теплоснабжению – 49,3%; горячему водоснабжению – 63,5%; газоснабжению – 50,6%; электроснабжению – 40,6%. Значительная часть энергопотребляющих объектов была возведена еще 15-30 лет назад и не соответствует современным требованиям по уровню энергоэффективности.

В 2000 - 2008 гг. энергоёмкость ВРП ЯНАО снизилась на 21%, то есть в среднем снижалась на 2,8% в год, что выше, чем во многих странах мира, но ниже, чем в среднем по России (соответственно 35% и 5% в год). Основное снижение энергоёмкости ВРП произошло в ЯНАО в 2000 – 2006 гг. за счёт изменения структуры экономики на фоне быстрого роста добычи газа и нефти. Вклад структурного фактора снижения энергоёмкости к 2007 году был практически исчерпан. За счёт внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации объектов энергоемкость снижалась на 1 – 2% в год в добыче газа, переработке нефти и газового конденсата, в ненефтегазовом промышленном секторе, в общественных зданиях. Доля утилизации попутного газа после снижения в 2002 – 2008 гг. в 2009 выросла до 65,2% против 64% в 2002 году Медленная модернизация технологий и неблагоприятные природно-геологические условия определи стабильность или даже рост энергоёмкости при выпуске ряда продуктов: в переработке газа, добыче нефти и в жилых зданиях в 2000 – 2008 гг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»