ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 года N 902-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2012 - 2014 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 24.12.2012 N 1113-П, от 02.08.2013 N 615-П, от 25.12.2013 N 1086-П, от 15.01.2014 N 6-П, от 09.09.2014 N 704-П, от 29.12.2014 N 1121-П)
В целях развития инвестиционной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 декабря 2013 года N 1015-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.01.2014 N 6-П)
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов".
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.01.2014 N 6-П)
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) в установленном порядке осуществлять финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 15.01.2014 N 6-П)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Степанова В.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА ПЕРИОД 2012 - 2014 ГОДОВ"
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО
от 24.12.2012 N 1113-П, от 02.08.2013 N 615-П,
от 25.12.2013 N 1086-П, от 15.01.2014 N 6-П,
от 09.09.2014 N 704-П, от 29.12.2014 N 1121-П)
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 15.01.2014 N 6-П)
Наименование Программы | ведомственная целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов" |
Ответственный за реализацию Программы | департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель: |
Наименование соответствующей государственной программы | государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы" |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2014 годы |
Основные мероприятия Программы, показатели выполнения задач Программы | основные мероприятия Программы: |
Объемы финансирования | |
- всего, | - 15390 тыс. руб.; |
- текущая деятельность; | - 15390 тыс. руб. |
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 29.12.2014 N 1121-П) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение уровня инвестиционной активности в Ямало-Ненецком автономном округе; |
В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике субъекта Российской Федерации. Инвестиционная политика, выражаемая прежде всего посредством правовых актов, определяет выбор источников и методов реализации инвестиционных проектов, формирует инвестиционный климат региона, определяет органы и организации, ответственные за реализацию инвестиционной политики и конкретных инвестиционных проектов.
Формирование благоприятного инвестиционного климата обеспечивает поступательное повышение инвестиционной активности и экономический рост в регионе. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устраняет дефицит инвестиционных ресурсов. Формирование благоприятного инвестиционного климата происходит не только под воздействием эффективной инвестиционной политики, но и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе, в том числе: природно-климатических условий; географического положения; состояния окружающей среды; наличия научного потенциала; экономического положения региона; правовой базы, в особенности в области бюджетного и налогового законодательства; трудовых ресурсов; развитости транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры; существующих факторов риска: политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, предопределяющих степень риска инвестиций. Поэтому инвестиционная политика определяется с учетом специфических особенностей региона.
На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение субъектов инвестиционной деятельности и региональных органов власти. В ходе реальных экономических, юридических, финансовых и иных отношений между инвесторами и региональными властями конкретизируется характер инвестиционного климата.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) инвестиционный климат характеризуется как благоприятный. Международным рейтинговым агентством "Standard & Poor's" 03 мая 2011 года автономному округу присвоен кредитный рейтинг "ВВВ/стабильный". Автономный округ входит в тройку субъектов-лидеров по инвестиционному рейтингу.
Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе.
С 2007 года в автономном округе наблюдается устойчивый рост объема инвестиций, в 2010 году по сравнению с 2007 годом рост составил почти 24%. Снижение объема инвестиций в 2009 году по сравнению с 2008 годом было вызвано сокращением инвестиционных программ предприятий нефтегазового комплекса по причине снижения цен и объемов потребления (добычи) нефти и газа в результате воздействия мирового финансового кризиса.
В дальнейшем прогнозируется рост инвестиций. В среднесрочной перспективе инвестиции вырастут до 413 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал по отраслям экономики представлен в таблице 1.
N п/п | Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год <*> |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Инвестиции в основной капитал - всего (млрд. руб.) | 277,6 | 379,3 | 322,1 | 343,2 | 395,5 |
1.1. | в том числе по видам экономической деятельности | |||||
1.2. | агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.) | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,3 |
1.3. | добыча полезных ископаемых | 196,5 | 233,5 | 188,1 | 208,7 | 240,1 |
1.4. | обрабатывающие производства | 1,8 | 9,8 | 2,0 | 1,8 | 2,1 |
1.5. | производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 6,2 | 7,4 | 4,8 | 4,2 | 5,4 |
1.6. | строительство | 6,1 | 18,0 | 9,1 | 8,0 | 7,4 |
1.7. | оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 0,4 | 1,0 | 0,4 | 1,3 | 0,9 |
1.8. | гостиницы и рестораны | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 1,2 |
1.9. | транспорт и связь | 48,7 | 88,5 | 93,6 | 105,8 | 121,2 |
1.10. | финансовая деятельность | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,7 |
1.11. | операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 8,9 | 12,8 | 15,4 | 6,1 | 5,6 |
1.12. | государственное управление и обеспечение военной безопасности | 1,9 | 2,3 | 2,5 | 0,9 | 1,2 |
1.13. | образование | 3,0 | 2,9 | 3,4 | 2,6 | 5,7 |
1.14. | здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1,6 | 0,8 | 0,5 | 0,8 | 1,6 |
1.15. | предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,6 | 1,1 | 0,9 | 1,5 | 2,1 |
________________
<*> Оценка.
Главной особенностью инвестирования в автономном округе является то, что он обладает огромными природными топливно-энергетическими ресурсами: газом, нефтью, газоконденсатом, востребованность которых на рынке возрастает больше, чем предложение. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса обеспечивает приток инвестиций в разработку новых месторождений и модернизацию действующих. При этом источником инвестиций являются собственные средства предприятий, обладающих лицензиями на месторождения, и привлеченные ими средства кредитных организаций, в том числе иностранных.
В то же время отсутствие диверсификации экономической среды и слабый внутренний рынок повышают риски осуществления инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора. По-прежнему слаборазвитой остается среда привлечения инвестиций - финансовая инфраструктура: отсутствуют крупные региональные финансовые организации и инвестиционные посредники, нет устоявшихся связей с отечественными и иностранными инвесторами, слабое развитие бизнес-сообщества.
Развитие инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора экономики является основной проблемой, на решение которой направлена настоящая Программа.
Перспективы развития инвестиционной деятельности в автономном округе связаны с тремя основными источниками: частный отечественный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения), иностранный капитал и бюджетные ресурсы (средства федерального и окружного бюджетов, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов).
Консолидированный бюджет автономного округа является мощнейшим рычагом развития инвестиционной деятельности. Точное и экономически выверенное его применение может служить толчком и стимулятором для развития инвестиционной деятельности в автономном округе. Для этого необходимо обеспечить переход от прямых бюджетных инвестиций к государственной поддержке инвестиционной деятельности во всех отраслях, где для этого сформировались рыночные условия. Необходимо обеспечить условия, когда инвестиционные проекты будут осуществляться из внебюджетных источников, а средства бюджета использоваться на подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планы инвестиционных проектов, экспертизу экономической эффективности инвестиционных проектов, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, а также на подготовку площадок для развития инвестиционной деятельности.
Разработка и реализация мероприятий и программ по государственной поддержке и развитию инвестиционной деятельности на территории автономного округа является одной из государственных функций департамента экономики автономного округа в сфере инвестиционной политики.
Программа является системным и логическим продолжением ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов" и направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе и поддержание положительного инвестиционного имиджа автономного округа.
В рамках реализации предыдущей программы проведен ряд значимых мероприятий: международным рейтинговым агентством "Standard & Poor's" кредитный рейтинг автономного округа за период действия программы повышен с ВВ+/стабильный (ruАА+) до ВВВ/стабильный (ruААА), выпущен видеоролик, представляющий инвестиционный потенциал автономного округа и содержащий информацию об основных направлениях автономного округа на русском и английском языках, усовершенствованы нормативные правовые акты автономного округа, регламентирующие государственную поддержку организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории автономного округа, заключены договоры с субъектами инвестиционной деятельности на предоставление субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на общую сумму более 26 млн. руб.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 15.01.2014 N 6-П)
2.1. Перечень программных мероприятий, показателей эффекта и показателей эффективности реализации Программы приведен в таблице 2.
Перечень программных мероприятий, показателей эффекта и показателей эффективности реализации ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов"
N п/п | Наименование цели, задачи, мероприятия | Наименование показателя эффекта и показателя эффективности | Единица измерения | Весовое значение показателя эффекта и показателя эффективности | Базовое значение показателя эффекта и показателя эффективности | Значение показателя эффекта и показателя эффективности по годам реализации Программы | Объем финансирования (тыс. руб.) | |||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | итого | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. | Цель 1. Формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие инвестиционной деятельности в автономном округе | Показатель эффекта 1. Кредитный рейтинг автономного округа | 1 | ВВВ/стабильный | ВВВ/стабильный | ВВВ-/негативный | ВВВ-/негативный | |||||
Задача 1.1. Формирование положительного инвестиционного имиджа автономного округа | Показатель эффективности 1.1. Наличие основных составляющих (требований) стандарта деятельности органов исполнительной | ед. | 0,5 | 12 | 12 | |||||||
власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе | ||||||||||||
Задача 1.2. Развитие инфраструктуры рынка инвестиций в автономном округе | Показатель эффективности 1.2. Количество рабочих мест, созданных в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов | ед. | 0,5 | 100 | 110 | 120 | 130 | |||||
2. | Мероприятие 1.1.1. Оценка внешнего и внутреннего кредитного рейтинга автономного округа независимыми рейтинговыми агентствами | 749 | 749 | 749 | 2247 | |||||||
3. | Мероприятие 1.1.2. Изготовление и распространение типографической и рекламной продукции, создание интернет-ресурсов об инвестиционных возможностях автономного округа | 199 | 194 | 50 | 443 | |||||||
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 29.12.2014 N 1121-П) | ||||||||||||
4. | Мероприятие 1.1.3. Организационное, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение инвестиционной деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 09.09.2014 N 704-П) | ||||||||||||
5. | Мероприятие 1.1.4. Поддержка механизмов государственного частного партнерства, в том числе компенсация процентной ставки по коммерческим кредитам, привлеченным организациями для реализации инвестиционных проектов | 12700 | 0 | 0 | 12700 | |||||||
Всего | 13648 | 943 | 799 | 15390 | ||||||||
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 09.09.2014 N 704-П, от 29.12.2014 N 1121-П) |