(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 14.02.2014 N 115-П)
1.1. Развернутая постановка проблемы, ее количественная оценка и анализ причин возникновения.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также способ оптимизации его деятельности.
Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.
Статистика убедительно показала, что работа с обращениями граждан нуждается в преодолении сложившегося отношения к просьбам населения и должна стать гарантом реализации гражданами их права на подачу обращений во властные органы, четко регламентировать деятельность с обращениями граждан. Об этом свидетельствует стабильное увеличение количества обращений за последние три года.
В 2009 году поступило 3735 обращений (письменных - 2118, устных - 1617), а в 2010 году количественный показатель обращений возрос на 2122 обращения и составил 5857 обращений (письменных - 4095, устных - 1762). В первом полугодии 2011 года количество поступивших обращений превысило барьер 2009 года и увеличилось на 9,2% по сравнению с показателем первого полугодия 2010 года (2011 год - 3916 обращений, первое полугодие 2010 года - 2874).
Одной из причин увеличения количества обращений является расширение возможностей использования новых информационных технологий для большого круга лиц. Так, в форме электронного документа в первом полугодии 2011 года поступило на 631 электронное обращение больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, что составило 24,2% от общего количества письменных обращений.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) создана единая Интернет-приемная, являющаяся универсальным средством взаимодействия граждан с руководством исполнительных органов государственной власти автономного округа. Портал Правительства автономного округа является составной частью системы "Электронное правительство Ямало-Ненецкого автономного округа" и позволяет упростить процесс обращения гражданина в структуры государственной власти, расширяет географию обращений и сокращает время решения вопроса.
Портал Правительства автономного округа официально признается дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан к членам Правительства автономного округа, поэтому обращения, направленные в электронном виде через портал, обрабатываются наравне с традиционными письменными обращениями.
Данные о результатах рассмотрения показывают низкий показатель удовлетворенных обращений. Всего в 2009 году удовлетворено 9,7% (285) обращений, а в 2010 году данный показатель снизился до 6,3%. Основная часть обращений граждан была рассмотрена с разъяснением (89 и 93% в соотношении к 2009 и 2010 годам). В первом полугодии 2011 года эти показатели составили 7,9% (удовлетворено) и 92,1% (разъяснено).
Неэффективность работы с обращениями граждан возможно исправить расширением практики использования конструктивных предложений, критических замечаний и жалоб граждан при внесении изменений в законодательство автономного округа. В исполнительных органах государственной власти автономного округа следует всесторонне изучать поднятые в обращениях проблемы и реализовывать меры по их разрешению, в том числе путем внесения дополнений и изменений в законы автономного округа и иные нормативные правовые акты, что должно способствовать увеличению количества положительно разрешенных в обращениях вопросов. При этом мониторинг обращений будет свидетельствовать о позитивном влиянии принимаемых мер на характер поступающих обращений.
Созданию эффективных механизмов реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления будет способствовать внедрение общей схемы информационного обмена данными по работе с обращениями граждан между государственными органами и органами местного самоуправления на основе оптимизированной схемы документационного обмена. Разработка типовых требований к программно-техническим комплексам электронных систем обеспечения работы с обращениями граждан, создание централизованных баз данных формализованных обращений, совершенствование методического обеспечения деятельности государственных органов, органов местного самоуправления обеспечит сокращение сроков обработки документов и разрешения обращений граждан.
В настоящее время деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа в организации работы с обращениями граждан отражает в недостаточной мере сложившуюся практику работы в данной области на федеральном уровне и уровне других субъектов Российской Федерации.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для более эффективной работы необходимо тесно сотрудничать с региональными общественными палатами, комиссиями и уполномоченными по правам человека.
В целях формирования и проведения политики в области защиты прав и свобод граждан, реализации основных направлений работы с обращениями граждан создаются постоянно действующие коллегиальные совещательные органы - координационные межведомственные советы по работе с обращениями граждан. Координационные межведомственные советы, образованные в целях совершенствования механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений и граждан в сфере обеспечения прав и свобод граждан, способствуют созданию механизма прямой и обратной связи между исполнительными органами государственной власти и населением, позволяющего оперативно решать возникшие у граждан вопросы и проблемы, обеспечить условия для развития общественного контроля за правоприменительной деятельностью органов власти при рассмотрении обращений граждан, обсуждения наиболее типичных случаев нарушения прав и свобод граждан на территории автономного округа.
Учитывая рекомендации Администрации Президента Российской Федерации, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, с 2010 года на территории автономного округа внедряются нестандартные формы работы с населением, повышающие качество взаимодействия общества и власти, и определяющие, в первую очередь, качество взаимодействующей с властью инфраструктуры гражданского общества.
Тем не менее проблемы построения оптимальных эффективных систем взаимодействия всех уровней власти с гражданским обществом отражаются на качестве принятия управленческих решений, актуальных для каждого заявителя. Низкая организационно-методическая и материально-техническая база в исполнительных органах государственной власти не позволяет вывести существующую систему работы с обращениями граждан на более высокий уровень организации этого направления деятельности.
Требует совершенствования программное обеспечение делопроизводственных процессов в целях сокращения сроков рассмотрения и разрешения обращений граждан, обработки документов. Необходимо и дальше усиливать контрольные и аналитические функции, развивать практику проверок обращений с выездом на места и другие "некабинетные" формы работы.
Изучение фактического состояния дел по организации работы с обращениями граждан в деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа выявило недостатки, препятствующие повышению качества работы с обращениями граждан.
Таким образом, органам власти, осуществляющим работу с гражданами, необходимо сконцентрироваться на построении новой системы в сфере взаимодействия с населением, которая обеспечит необходимые условия для реализации конституционных прав граждан.
1.2. Оценка соответствия проблемы целям и тактическим задачам субъекта бюджетного планирования.
Деятельность по решению вопросов повышения эффективности системы работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе в полной мере соответствует стратегическим целям и тактическим задачам аппарата Губернатора автономного округа.
1.3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы на ведомственном уровне.
Ввиду отсутствия координации работы с обращениями граждан на уровне субъекта и уровне муниципальных образований, существующая в настоящее время система работы с обращениями в исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе имеет существенные отличительные черты в каждом отдельно взятом органе власти.
Последовательная реализация программных мероприятий приведет к реализации в автономном округе единообразного подхода к работе с обращениями граждан, характеризующегося следующими основными характеристиками: формы и методы анализа обращений, используемые технологии взаимодействия с населением и др.
В рамках осуществления организационно-методической и консультационной функций аппаратом Губернатора автономного округа в ходе изучения работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе предполагается выявление инновационных практик решения проблемных вопросов, разработка методических рекомендаций, распространение положительного опыта.
1.4. Отличие предлагаемой к разработке Программы от ранее действующей аналогичной программы.
Ранее программа по данному направлению не разрабатывалась.