АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2009 года N 612-А
Об утверждении окружной целевой долгосрочной программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 - 2012 годах"
(наименование с изм. от 10.06.2010 N 14-П)
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Правительства автономного округа от 10.06.2010 N 14-П
-постановлением Правительства автономного округа от 27.12.2010 N 558-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.07.2011 N 540-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 N 1031-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1093-П
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации окружных целевых долгосрочных программ, утверждённым постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2009 года N 463-А, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет: (с изм. от 10.06.2010 N 14-П)
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую долгосрочную программу "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 - 2012 годах" (далее - Программа). (с изм. от 10.06.2010 N 14-П)
2. Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законом Ямало-Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год.
3. Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа (Новосёлов Е.Н.) ежегодно обеспечивать корректировку мероприятий Программы и объёмов финансирования в соответствии с ассигнованиями, утверждаемыми в окружном бюджете на очередной финансовый год. (с изм. от 27.12.2010 N 558-П)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Булаева А.И. (с изм. от 10.06.2010 N 14-П)
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неёлов
от 11 ноября 2009 N 612-А
Окружная целевая долгосрочная программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 - 2012 годах" (с изм. от 10.06.2010 N 14-П)
Наименование Программы | окружная целевая долгосрочная программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 - 2012 годах" (далее - Программа) (с изм. от 10.06.2010 N 14-П ) |
Основание | постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" ; |
Госзаказчик - координатор | департамент транспорта и дорожного |
Госзаказчик | департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Разработчики Программы | Управление внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу; |
Цели и задачи Программы | целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. |
Сроки и этапы реализации | Программа рассчитана на 2007 - 2012 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы | количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, человек |
Основные направления реализации мероприятий | Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий: |
Объёмы и источники финансирования | источником финансирования Программы являются средства окружного бюджета. Объем ассигнований для финансирования Программы составляет |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 году |
Проблема аварийности в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
За период 2004 - 2008 годов в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в автономном округе погибло 417 человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество ДТП на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество ДТП на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2005 году они достигли своего максимума (50 ДТП на 10 тыс. единиц транспорта и 220 пострадавших на 100 тыс. населения).
Основными видами ДТП в автономном округе являются столкновение транспортных средств, наезды на пешеходов, опрокидывания, наезды на препятствие. Более 80% всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Более трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. При этом наиболее уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. С 2000 года количество пешеходов, погибших в результате ДТП, составило 92 человека, 1009 человек получили травмы различной степени.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяжённостью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в автономном округе (уровень автомобилизации) в расчёте на одну тысячу жителей составляет 355 единиц, что значительно выше среднероссийского (немногим более 282 единиц). В то же время дорожно-транспортная структура соответствует уровню 60 - 100 единиц на 1 тысячу жителей. В отдельных городах автономного округа уровень автомобилизации превышает среднеокружной (в г. Новый Уренгой - около 433 единиц на 1 тысячу жителей, в г. Ноябрьск - около 406 единиц).
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения и, как следствие, рост количества ДТП. В настоящее время в городах и населённых пунктах автономного округа происходит более 60% всех ДТП. Кроме того, отсутствие необходимого количества стоянок создаёт массу неудобств жителям микрорайонов и оперативным, коммунальным службам в виде беспорядочной концентрации транспортных средств в жилых кварталах городов.
Анализ особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Особенно это характерно для ДТП на автомобильных дорогах вне населённых пунктов. Большая удалённость от медицинских учреждений, значительный промежуток времени с момента получения информации о необходимости медицинской помощи пострадавшим в ДТП до непосредственного оказания квалифицированной медицинской помощи увеличивают факты летальных исходов пострадавших граждан от переохлаждения, болевых шоков, кровопотери.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления при возможно более полном учёте интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов исполнительной власти автономного округа, что ведёт к разобщённости при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В автономном округе фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия органов исполнительной власти, связанные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.
Сложившаяся ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода будет характеризоваться наличием тенденций к её дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
- высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
- значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста среди лиц, погибших в результате ДТП;
- ухудшение условий дорожного движения в городах;
- низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, необходимость реализации Программы обусловлена следующими причинами:
- социально-экономическая острота проблемы;
- межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
- необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и общественных институтов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
- формирование основ и приоритетных направлений профилактики ДТП и снижения тяжести их последствий;
- координацию деятельности органов исполнительной власти автономного округа и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество ДТП с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП.
Целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП.
Программа предусматривает достижение следующего целевого показателя:
Наименование | Единица измерения | Весовое значение показателя | Базовое значение | Годы | |||||
2004 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
Количество лиц, погибших | чел | 1 | 103 | 97 | 92 | 89 | 83 | 78 | 69 |
Данный показатель основан на статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям с погибшими.
Условием достижения цели Программы является решение следующих задач:
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и профилактика ДТП;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 6 лет - с 2007 по 2012 год.
Нормы права, обосновывающие расходы на реализацию программных мероприятий за счёт средств окружного бюджета, регламентированы пунктом 3 статьи 6 Федерального Закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на капитальные вложения и прочие нужды по следующим направлениям Программы.
Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, на которые необходимо затратить 20 813,6 тыс. рублей в соответствии с разделом 1 приложения к настоящей Программе.(с изм. от 27.12.2010 N 558-П) (с изм. от 23.12.2011 N 1031-П) (с изм. от 24.12.2012 N 1093-П)
Изготовление типовых уголков безопасности для общеобразовательных учреждений, проведение конкурсов "Безопасное колесо". Данные мероприятия позволят выстроить комплексную систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в автономном округе и повысить уровень правового сознания. Остальные мероприятия направлены на создание системы воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, системы оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП, проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения. Это позволит решить задачу предупреждения опасного поведения участников дорожного движения и профилактики ДТП.
Мероприятия, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, на которые необходимо затратить 92 281,1тыс. рублей в соответствии с разделом 2 приложения к настоящей Программе. .(с изм. от 27.12.2010 N 558-П) (с изм. от 23.12.2011 N 1031-П) (с изм. от 24.12.2012 N 1093-П)
Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование и развитие современных средств контроля за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации, усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности, создание единой локальной сети информационных баз данных подразделений ГИБДД автономного округа, совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил, что позволит решить задачу совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и доведения до норм нормативной положенности оснащения подразделений Госавтоинспекций автономного округа современными средствами технического контроля.
Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах. Необходимость финансовых затрат составляет 11 799,3 тыс. рублей в соответствии с разделом 3 приложения к настоящей Программе.(с изм. от 27.12.2010 N 558-П) (с изм. от 23.12.2011 N 1031-П) (с изм. от 24.12.2012 N 1093-П)