АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 февраля 2009 года N 60-А
Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 2011 годов"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Администрации автономного округа от 19.03.2009 N 111-А
-постановлением Администрации автономного округа от 23.07.2009 N 408-А
-постановлением Администрации автономного округа от 29.10.2009 N 579-А
-постановлением Администрации автономного округа от 19.11.2009 г. N 620-А
-постановлением Правительства автономного округа от 25.11.2010 N 412-П
-постановлением Правительства автономного округа от 12.12.2011 N 893-П
В целях развития инвестиционной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет(в ред. от 23.07.2009 г. N 408-А)
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов".
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) в установленном порядке осуществлять финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов" в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа В.Н. Казарин
от 5 февраля 2009 г. N 60-А
Ведомственная целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов"
Наименование субъекта | департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа |
Наименование программы | Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов (далее - Программа) |
Дата утверждения и | постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа |
Номер и дата учёта в | |
Цели и задачи | цель: |
Целевые индикаторы и | - объём инвестиций в основной капитал по источникам финансирования и отраслям экономики; |
Характеристика |
разработка и совершенствование правовой базы, направленной на развитие инвестиционной деятельности; |
пределами Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Сроки реализации | 2009 - 2011 годы |
Объёмы финансирования, | - 150 825 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные | 1. Формирование актуальной правовой базы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере инвестиционной деят ельности. |
В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике субъекта Российской Федерации. Инвестиционная политика, выражаемая прежде всего посредством правовых актов, определяет выбор источников и методов реализации инвестиционных проектов, формирует инвестиционный климат региона, определяет органы и организации, ответственные за реализацию инвестиционной политики и конкретных инвестиционных проектов.
Формирование благоприятного инвестиционного климата обеспечивает поступательное повышение инвестиционной активности и экономический рост в регионе. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устраняет дефицит инвестиционных ресурсов. Формирование благоприятного инвестиционного климата происходит не только под воздействием эффективной инвестиционной политики, но и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе, в том числе: природно-климатических условий; географического положения; состояния окружающей среды; наличия научного потенциала; экономическое положение региона; правовой базы, в особенности в области бюджетного и налогового законодательства; трудовые ресурсы; развитости транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры; существующих факторов риска: политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, предопределяющих степень риска инвестиций. Поэтому инвестиционная политика определяется с учётом специфических особенностей региона.
На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение субъектов инвестиционной деятельности и региональных органов власти. В ходе реальных экономических, юридических, финансовых и иных отношений между инвесторами и региональными властями конкретизируется характер инвестиционного климата.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) инвестиционный климат характеризуется как благоприятный. Международным рейтинговым агентством "Standard & Poor's" автономному округу присвоен кредитный рейтинг "ВВ+стабильный". Ямал входит в пятёрку лидеров по инвестиционному рейтингу.
Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. Динамика роста объёмов инвестиций за последние годы показывает уверенные темпы роста инвестиций: 30 - 50 процентов в год. С 2005 года объём инвестирования за счёт всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы составит 932,7 млрд. рублей. Объём иностранных инвестиций в экономику автономного округа увеличится в 5 раз. Объём инвестиций по отраслям приведён в таблице 1.
Таблица 1
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008* |
Инвестиции в основной капитал - всего | 135,5 | 172,2 | 269,5 | 355,5 |
агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.) | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
добыча полезных ископаемых | 73,3 | 117,7 | 177,1 | 230,2 |
обрабатывающие производства | 0,7 | 0,7 | 1,8 | 2,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1,8 | 3,2 | 4,0 | 5,0 |
строительство | 2,8 | 6,8 | 7,1 | 10,1 |
оптовая и розничная торговля; | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
гостиницы и рестораны | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,6 |
транспорт и связь | 11,2 | 20,9 | 47,9 | 67,9 |
прочие виды экономической деятельности | 9,9 | 22,5 | 30,9 | 38,8 |
Иностранные инвестиции (млн.дол. США) | 110,0 | 133,2 | 389,9 | 550,0 |
* - оценка.
Главной особенностью инвестирования в автономном округе является то, что он обладает огромными природными топливно-энергетическими ресурсами: газом, нефтью, газоконденсатом, востребованность которых на рынке возрастает больше чем предложение. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса обеспечивает приток инвестиций в разработку новых месторождений и модернизацию действующих. При этом источником инвестиций являются собственные средства предприятий, обладающих лицензиями на месторождения и привлечённые ими средства кредитных организаций, в том числе иностранных.
В то же время недиверсифицированность экономической среды и слабый внутренний рынок повышают риски осуществления инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора. По прежнему слаборазвитой остаётся среда привлечения инвестиций - финансовая инфраструктура: отсутствуют крупные региональные финансовые организации и инвестиционные посредники, нет устоявшихся связей с отечественными и иностранными инвесторами, слабое развитие бизнес сообщества.
Развитие инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора экономики является основной проблемой, на решение которой направлена настоящая Программа.
Общая потребность автономного округа в инвестиционных ресурсах на среднесрочную перспективу (2009 - 2011 годы) вне нефтегазового сектора составляет сегодня не менее 287,2 млрд.рублей, оптимально необходимо привлечь 352,8 млрд.рублей.
Таблица 2
Показатели | Объём инвестиций |
минимальный | оптимальный |
Необходимость в инвестициях в основной капитал - всего (млрд. руб.), | |
агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.) | |
обрабатывающие производства | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | |
строительство | |
оптовая и розничная торговля; | |
гостиницы и рестораны | |
транспорт и связь |
Перспективы развития инвестиционной деятельности в автономном округе связаны с тремя основными источниками: частный отечественный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения), иностранный капитал и бюджетные ресурсы (средства федерального и окружного бюджетов, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов).
Консолидированный бюджет автономного округа является мощнейшим рычагом развития инвестиционной деятельности. Точное и экономически выверенное его применение может служить толчком и стимулятором для развития инвестиционной деятельности в автономном округе. Для этого необходимо обеспечить переход от прямых бюджетных инвестиций к государственной поддержке инвестиционной деятельности во всех отраслях, где для этого сформировались рыночные условия. Необходимо обеспечить условия, когда инвестиционные проекты будут осуществляться из внебюджетных источников, а средства бюджета использоваться на подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планы инвестиционных проектов, экспертизу экономической эффективности инвестиционных проектов, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, а также на подготовку площадок для развития инвестиционной деятельности.
Недостаточно в автономном округе применяется инструментарий государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП). В широком понимании любое взаимодействие власти и бизнеса по достижению взаимовыгодных социальных или экономически значимых целей является примером ГЧП. Отечественная практика насчитывает около полутора десятков инструментов ГЧП, которые кроме прочего можно использовать в различных компиляциях, существенно расширяя при этом возможности для реализации инвестиционных планов. Внедрение механизмов ГЧП в деятельность органов исполнительной власти способно существенно улучшить инвестиционный климат на территории автономного округа и служить дальнейшей основой развития инвестиционной деятельности.
Целью Программы является формирование благоприятного инвестиционного климата в автономном округе и развитие инвестиционной деятельности.
Формирование благоприятного инвестиционного климата требует постоянного приложения усилий для удержания его на достигнутом уровне, подтверждения и дальнейшего улучшения. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов и стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведёт к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.
Достижение цели основывается на выработке эффективной инвестиционной политики и целенаправленного воздействия на факторы, определяющие условия инвестиционной деятельности в автономном округе и предопределяющие степень риска инвестиций.
В целях развития инвестиционной деятельности в автономном округе будет вырабатываться и применяться система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику округа и предупреждение их оттока, в том числе:
- государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);
- создание упрощённых процедур для осуществления капитальных вложений;
- создание механизма работы с инвестиционными проектами.
Развитие инвестиционной деятельности будет происходить как итог последовательного проведения инвестиционной политики и улучшения инвестиционного климата. Основной целью ставится развитие инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора, требующих мер государственной поддержки и отработки механизмов реализации конкретных инвестиционных проектов.