ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 года N 561-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Правительства автономного округа от 17.01.2011 N 76-П
-постановлением Правительства автономного округа от 12.05.2011 N 284-П
-постановлением Правительства автономного округа от 07.09.2011 N 621-П
-постановлением Правительства автономного округа от 12.12.2011 N 886-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.04.2012 N 350-П
-постановлением Правительства автономного округа от 27.06.2012 N 514-П
-постановлением Правительства автономного округа от 20.11.2012 N 974-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1109-П
-постановлением Правительства автономного округа от 20.05.2013 N 349-П
-постановлением Правительства автономного округа от 17.07.2013 N 571-П
В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере агропромышленного комплекса (оленеводство, звероводство, охотничий промысел, скотоводство, рыболовство, традиционные виды хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, растениеводство, мелиорация, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевая и перерабатывающая промышленность, устойчивое развитие сельских территорий) Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В. (в ред. от 20.05.2013 N 349-П)
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 27 декабря 2010 г. N 561-П
Окружная долгосрочная целевая программа "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Наименование Программы | "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа) |
Основание для разработки | распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2010 года N 328-РП "Об утверждении Концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"; |
Госзаказчик-координатор | департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент АПКТиП ЯНАО) |
Госзаказчик | департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства и жилищной политики) |
Разработчики Программы | департамент АПКТиП ЯНАО |
Цели и задачи Программы | цель: |
3) обеспечение современных условий функционирования организаций рыбодобычи и рыбопереработки | |
Сроки и этапы реализации | Программа будет реализована в 2011 - 2013 годы в один этап |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы | объём добычи рыбы; |
Основные направления реализации мероприятий | развитие рыбообрабатывающей базы ; |
Объёмы финансирования | общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составляет 1 065 006 тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | объём добычи рыбы - 9 400 т; |
Рыболовство - одна из важнейших отраслей агропромышленного комплекса в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ). В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") рыболовство – это деятельность по вылову, приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, то есть вся технологическая цепочка от вылова рыбы до реализации выработанной из неё рыбной продукции.
Рыболовство призвано решать важнейшую государственную задачу - обеспечение населения высококачественными продуктами питания. При установленной норме 18,6 кг на человека и численности населения в автономном округе около 546 тыс. человек объём вылова рыбы должен составлять не менее 10,2 тысяч тонн, что превышает современные уловы рыбы.
Рыболовство в автономном округе имеет свою специфику. Рыболовством занята большая часть коренных малочисленных народов Севера (80%). Кроме того, рыбодобывающие организации зачастую являются основным местом работы во многих населённых пунктах.
В состав рыбохозяйственного фонда автономного округа входят:
- шельфовые воды южного побережья Карского моря с врезающимися в континент заливами-губами;
- реки, впадающие в эти заливы с прилегающими к ним соровыми системами;
- озёра, соединённые протоками или отшнурованные от основных водоёмов.
Общая протяжённость рек с протоками составляет 304888 км, площадь морских водоёмов 6503500 га, соров - 416500 га и озёр – 1491700 га. Всего общая площадь водной поверхности насчитывает более 64 тыс. кв. км.
Состояние запасов большинства видов рыб на территории автономного округа оценивается как удовлетворительное. В водоёмах автономного округа обитает 33 вида рыб, из которых 19 видов являются промысловыми: голец, нельма, муксун, пелядь, чир, ряпушка, сиг-пыжьян, омуль, ёрш, корюшка, плотва, елец, карась, тугун, щука, язь, лещ, окунь, налим.
Объём вылова любого объекта промысла в условиях рыночной экономики определяется действием целой группы факторов. Важнейшими являются:
- состояние запасов данного вида (добываемые в акватории автономного округа);
- технические возможности по ведению промысла, транспортировке улова и его переработке;
- экономическая целесообразность (рентабельность) реализации продукции;
- рыночная цена и спрос на продукцию рыболовства.
Причём каждый из этих факторов может выступать мощным тормозом в использовании запасов. Яркий тому пример - промысел ряпушки в Обской губе, где её фактические уловы в силу экономических причин гораздо ниже биологически обоснованных. С другой стороны именно состояние сырьевой базы во многом определяет величину возможных уловов.
Анализ современного состояния рыбного хозяйства автономного округа позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:
- отсутствие комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства;
- отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства, в том числе прозрачность распределения этих ресурсов;
- высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств (износ основных средств организаций составляет около 70%);
- слабое развитие финансово-кредитных отношений, отсутствие развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной инфраструктуры.
Увеличение объёмов добычи рыбы и производства рыбной продукции в организациях автономного округа возможно лишь при условии выделения на эти цели финансовых ресурсов из окружного бюджета. Это связано с тем, что сами организации в силу убыточности, не в состоянии осуществлять своё техническое перевооружение.
Без модернизации рыбопромыслового флота, технического перевооружения рыбоперерабатывающей базы, внедрения прогрессивных технологий невозможно увеличить выпуск продукции, повысить качество выпускаемой продукции и её потребительский спрос, не улучшаются и условия труда работающих.
Важное значение имеет расширение географии промысла и освоение всего рыбосырьевого потенциала водоёмов автономного округа. Это позволит значительно увеличить объёмы добычи рыбы и вовлечь в производственный процесс дополнительные людские ресурсы. При реализации Программы будут созданы предпосылки для улучшения социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, большая часть которых занята в рыболовстве в автономном округе. Таким образом, данная Программа является комплексной и имеет не только экономическую, но и социальную направленность.
Актуальность решения указанной проблемы, определяющей необходимость развития рыболовства, подтверждается следующими документами:
постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года".
Рыбное хозяйство автономного округа всегда играло решающую роль не только в продовольственном комплексе автономного округа, но и продовольственном комплексе страны. Поставка рыбной продукции осуществляется в Тюменскую область и другие регионы страны.
Программа направлена на повышение экономической эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса автономного округа, реализацию комплексного и системного подхода к решению проблем в соответствии со стратегическими приоритетами развития рыбохозяйственного комплекса.
Несмотря на то что Правительством автономного округа уделяется большое внимание социально-экономическому развитию рыболовства, большинство проблем далеки от решения, вместе с тем имеют место положительные тенденции в развитии рыболовства автономного округа.
С 2006 года в автономном округе действовала окружная целевая подпрограмма "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 года" (далее – подпрограмма), в рамках которой реализованы мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы рыболовства.
Для сокращения продолжительности перевозки рыбы в охлаждённом виде и улучшения качества рыбной продукции в рамках реализации мероприятий подпрограммы увеличены производственные мощности организаций по заморозке рыбы. Из рыбопромыслового и транспортного флота приобретены несамоходные рефрижераторные суда, плашкоуты, баржи-площадки и буксирные катера.
За период действия подпрограммы удалось достичь следующих результатов:
- стабилизировать улов рыбы на уровне 8300 - 8600 т, из которых 4400 – 5000 т приходится на долю ценных сиговых рыб;
- увеличить объём выпуска пищевой рыбной продукции с 6000 т до 8200 т, в том числе рыбных консервов с 1,0 тыс. туб до 2,1 тыс. туб, а в денежном выражении - с 278 100 тыс. рублей до 413 000 тыс. рублей;
- оснастить организации рыбной отрасли необходимой техникой (трактора, вездеходы, автомобили), организации промысла рыбы - снегоходами, бударками, металлическими лодками и лодочными моторами.
Приобретение и внедрение техники в рамках данной подпрограммы позволило улучшить труд рыбаков в зимнюю и летнюю путины. В результате увеличения добычи рыбы среднемесячная заработная плата 1 работающего в рыбной отрасли выросла с 9,9 тыс. рублей до 16,7 тыс. рублей. Производительность труда на одного работающего в рыбной отрасли за 4 года увеличена на 13% и составила 3,3 т, средняя цена реализации продукции увеличилась с 35 тыс. руб. до 48 тыс. руб. за 1 т.
Анализ социально-экономического развития рыболовства автономного округа позволил прийти к однозначному выводу о том, что для обеспечения устойчивого развития рыболовства автономного округа необходимо активное государственное вмешательство.
Результаты прогнозно-аналитических исследований свидетельствуют о неприемлемости инерционного подхода к управлению развитием отрасли и о необходимости использования программно-целевого метода в целях обеспечения устойчивого развития рыболовства автономного округа.
Вероятными последствиями развития проблемной ситуации, которые могут возникнуть без использования программно-целевого метода, являются:
- снижение объёмов вылова рыбы;
- снижение занятости населения;
- рост социальной напряжённости, ухудшение качества жизни;
- замедление темпов развития рынка рыбной продукции;
- миграция сельской молодёжи.
Целью Программы является повышение экономической эффективности производственной деятельности организаций рыбной отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) внедрение прогрессивных технологий по переработке рыбы;
2) обеспечение организаций рыбодобычи и рыбопереработки необходимым современным высокотехнологичным оборудованием;
3) обеспечение современных условий функционирования организаций рыбодобычи и рыбопереработки.
Эффективное решение поставленных задач обеспечит достижение плановых значений целевых индикаторов реализации Программы, приведённых в таблице 1.