ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2010 года N 561-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Правительства автономного округа от 17.01.2011 N 76-П

-постановлением Правительства автономного округа от 12.05.2011 N 284-П

-постановлением Правительства автономного округа от 07.09.2011 N 621-П

-постановлением Правительства автономного округа от 12.12.2011 N 886-П

-постановлением Правительства автономного округа от 28.04.2012 N 350-П

-постановлением Правительства автономного округа от 27.06.2012 N 514-П

-постановлением Правительства автономного округа от 20.11.2012 N 974-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1109-П

-постановлением Правительства автономного округа от 20.05.2013 N 349-П

-постановлением Правительства автономного округа от 17.07.2013 N 571-П

В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере агропромышленного комплекса (оленеводство, звероводство, охотничий промысел, скотоводство, рыболовство, традиционные виды хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, растениеводство, мелиорация, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевая и перерабатывающая промышленность, устойчивое развитие сельских территорий) Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В. (в ред. от 20.05.2013 N 349-П)

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 27 декабря 2010 г. N 561-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 12.05.2011 N 284-П)
(с изм. от 07.09.2011 N 621-П)
(с изм. от 12.12.2011 N 886-П)
(с изм. от 28.04.2012 N 350-П)
(с изм. от 27.06.2012 N 514-П)
(с изм. от 20.11.2012 N 974-П)
(с изм. от 24.12.2012 N 1109-П)
(с изм. от 20.05.2013 N 349-П)
(с изм. от 17.07.2013 N 571-П)

Окружная долгосрочная целевая программа "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

"Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки

распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2010 года N 328-РП "Об утверждении Концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы";

 Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утверждённая постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа
 от 09 декабря 2009 года N 1990

Госзаказчик-координатор
 (в ред. от 20.05.2013 N 349-П )

департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент АПКТиП ЯНАО)

Госзаказчик

департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства и жилищной политики)

Разработчики Программы
 (в ред. от 20.05.2013 N 349-П )

департамент АПКТиП ЯНАО

Цели и задачи Программы

цель:
 повышение экономической эффективности производственной деятельности организаций рыбной отрасли;

 задачи:
 1) внедрение прогрессивных технологий по переработке рыбы;

 2) обеспечение организаций рыбодобычи и рыбопереработки необходимым современным высокотехнологичным оборудованием;

3) обеспечение современных условий функционирования организаций рыбодобычи и рыбопереработки

Сроки и этапы реализации

Программа будет реализована в 2011 - 2013 годы в один этап

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы
 (с изм. от 17.07.2013 N 571-П )

объём добычи рыбы;

 объём выпуска пищевой рыбной продукции;
 производительность труда в рыбодобывающих организациях
 выручка за 1 тонну реализованной продукции;

 количество обустроенных рыбопромысловых участков;

 количество введенных объектов строительства;

 количество строящихся объектов

Основные направления реализации мероприятий
 (в ред. от 28.04.2012 N 350-П )

развитие рыбообрабатывающей базы ;

 техническое перевооружение рыбопромыслового флота ;

 приобретение техники и транспортных средств ;

 обустройство факторий - рыбоучастков Арктической зоны;

 научное обеспечение рыбной отрасли ;

 строительство объектов производственного назначения

Объёмы финансирования
 (в ред. от 07.09.2011 N 621-П )
 (с изм. от 12.12.2011 N 886-П )
 (с изм. от 28.04.2012 N 350-П )
 (с изм. от 27.06.2012 N 514-П )
 (с изм. от 20.11.2012 N 974-П )
 (с изм. от 24.12.2012 N 1109-П )
 (с изм. от 17.07.2013 N 571-П )

общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составляет 1 065 006  тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2011 год - 165 680 тыс. рублей;

 2012 год - 531 722 тыс. рублей;

 2013 год - 367 604 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
 (с изм. от 28.04.2012 N 350-П )
 (с изм. от 17.07.2013 N 571-П )

объём добычи рыбы - 9 400 т;

 объём выпуска пищевой рыбной продукции - 8 800 т;

 производительность труда в рыбодобывающих организациях - 3,8 т/чел
 выручка за 1 тонну реализованной продукции - 52,4 тыс. руб.;

 количество обустроенных рыбопромысловых участков - 6 ед.;

 количество введенных объектов строительства - 0 ед.;

 количество строящихся объектов - 6 ед.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Рыболовство - одна из важнейших отраслей агропромышленного комплекса в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ). В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") рыболовство – это деятельность по вылову, приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, то есть вся технологическая цепочка от вылова рыбы до реализации выработанной из неё рыбной продукции.

Рыболовство призвано решать важнейшую государственную задачу - обеспечение населения высококачественными продуктами питания. При установленной норме 18,6 кг на человека и численности населения в автономном округе около 546 тыс. человек объём вылова рыбы должен составлять не менее 10,2 тысяч тонн, что превышает современные уловы рыбы.

Рыболовство в автономном округе имеет свою специфику. Рыболовством занята большая часть коренных малочисленных народов Севера (80%). Кроме того, рыбодобывающие организации зачастую являются основным местом работы во многих населённых пунктах.

В состав рыбохозяйственного фонда автономного округа входят:

- шельфовые воды южного побережья Карского моря с врезающимися в континент заливами-губами;

- реки, впадающие в эти заливы с прилегающими к ним соровыми системами;

- озёра, соединённые протоками или отшнурованные от основных водоёмов.

Общая протяжённость рек с протоками составляет 304888 км, площадь морских водоёмов 6503500 га, соров - 416500 га и озёр – 1491700 га. Всего общая площадь водной поверхности насчитывает более 64 тыс. кв. км.

Состояние запасов большинства видов рыб на территории автономного округа оценивается как удовлетворительное. В водоёмах автономного округа обитает 33 вида рыб, из которых 19 видов являются промысловыми: голец, нельма, муксун, пелядь, чир, ряпушка, сиг-пыжьян, омуль, ёрш, корюшка, плотва, елец, карась, тугун, щука, язь, лещ, окунь, налим.

Объём вылова любого объекта промысла в условиях рыночной экономики определяется действием целой группы факторов. Важнейшими являются:

- состояние запасов данного вида (добываемые в акватории автономного округа);

- технические возможности по ведению промысла, транспортировке улова и его переработке;

- экономическая целесообразность (рентабельность) реализации продукции;

- рыночная цена и спрос на продукцию рыболовства.

Причём каждый из этих факторов может выступать мощным тормозом в использовании запасов. Яркий тому пример - промысел ряпушки в Обской губе, где её фактические уловы в силу экономических причин гораздо ниже биологически обоснованных. С другой стороны именно состояние сырьевой базы во многом определяет величину возможных уловов.

Анализ современного состояния рыбного хозяйства автономного округа позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:

- отсутствие комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства;

- отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства, в том числе прозрачность распределения этих ресурсов;

- высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств (износ основных средств организаций составляет около 70%);

- слабое развитие финансово-кредитных отношений, отсутствие развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной инфраструктуры.

Увеличение объёмов добычи рыбы и производства рыбной продукции в организациях автономного округа возможно лишь при условии выделения на эти цели финансовых ресурсов из окружного бюджета. Это связано с тем, что сами организации в силу убыточности, не в состоянии осуществлять своё техническое перевооружение.

Без модернизации рыбопромыслового флота, технического перевооружения рыбоперерабатывающей базы, внедрения прогрессивных технологий невозможно увеличить выпуск продукции, повысить качество выпускаемой продукции и её потребительский спрос, не улучшаются и условия труда работающих.

Важное значение имеет расширение географии промысла и освоение всего рыбосырьевого потенциала водоёмов автономного округа. Это позволит значительно увеличить объёмы добычи рыбы и вовлечь в производственный процесс дополнительные людские ресурсы. При реализации Программы будут созданы предпосылки для улучшения социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, большая часть которых занята в рыболовстве в автономном округе. Таким образом, данная Программа является комплексной и имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

Актуальность решения указанной проблемы, определяющей необходимость развития рыболовства, подтверждается следующими документами:

Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";

постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года".

Рыбное хозяйство автономного округа всегда играло решающую роль не только в продовольственном комплексе автономного округа, но и продовольственном комплексе страны. Поставка рыбной продукции осуществляется в Тюменскую область и другие регионы страны.

Программа направлена на повышение экономической эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса автономного округа, реализацию комплексного и системного подхода к решению проблем в соответствии со стратегическими приоритетами развития рыбохозяйственного комплекса.

Несмотря на то что Правительством автономного округа уделяется большое внимание социально-экономическому развитию рыболовства, большинство проблем далеки от решения, вместе с тем имеют место положительные тенденции в развитии рыболовства автономного округа.

С 2006 года в автономном округе действовала окружная целевая подпрограмма "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 года" (далее – подпрограмма), в рамках которой реализованы мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы рыболовства.

Для сокращения продолжительности перевозки рыбы в охлаждённом виде и улучшения качества рыбной продукции в рамках реализации мероприятий подпрограммы увеличены производственные мощности организаций по заморозке рыбы. Из рыбопромыслового и транспортного флота приобретены несамоходные рефрижераторные суда, плашкоуты, баржи-площадки и буксирные катера.

За период действия подпрограммы удалось достичь следующих результатов:

- стабилизировать улов рыбы на уровне 8300 - 8600 т, из которых 4400 – 5000 т приходится на долю ценных сиговых рыб;

- увеличить объём выпуска пищевой рыбной продукции с 6000 т до 8200 т, в том числе рыбных консервов с 1,0 тыс. туб до 2,1 тыс. туб, а в денежном выражении - с 278 100 тыс. рублей до 413 000 тыс. рублей;

- оснастить организации рыбной отрасли необходимой техникой (трактора, вездеходы, автомобили), организации промысла рыбы - снегоходами, бударками, металлическими лодками и лодочными моторами.

Приобретение и внедрение техники в рамках данной подпрограммы позволило улучшить труд рыбаков в зимнюю и летнюю путины. В результате увеличения добычи рыбы среднемесячная заработная плата 1 работающего в рыбной отрасли выросла с 9,9 тыс. рублей до 16,7 тыс. рублей. Производительность труда на одного работающего в рыбной отрасли за 4 года увеличена на 13% и составила 3,3 т, средняя цена реализации продукции увеличилась с 35 тыс. руб. до 48 тыс. руб. за 1 т.

Анализ социально-экономического развития рыболовства автономного округа позволил прийти к однозначному выводу о том, что для обеспечения устойчивого развития рыболовства автономного округа необходимо активное государственное вмешательство.

Результаты прогнозно-аналитических исследований свидетельствуют о неприемлемости инерционного подхода к управлению развитием отрасли и о необходимости использования программно-целевого метода в целях обеспечения устойчивого развития рыболовства автономного округа.

Вероятными последствиями развития проблемной ситуации, которые могут возникнуть без использования программно-целевого метода, являются:

- снижение объёмов вылова рыбы;

- снижение занятости населения;

- рост социальной напряжённости, ухудшение качества жизни;

- замедление темпов развития рынка рыбной продукции;

- миграция сельской молодёжи.

II. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является повышение экономической эффективности производственной деятельности организаций рыбной отрасли.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) внедрение прогрессивных технологий по переработке рыбы;

2) обеспечение организаций рыбодобычи и рыбопереработки необходимым современным высокотехнологичным оборудованием;

3) обеспечение современных условий функционирования организаций рыбодобычи и рыбопереработки.

Эффективное решение поставленных задач обеспечит достижение плановых значений целевых индикаторов реализации Программы, приведённых в таблице 1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»