ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2010 года N 46-П
Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Правительства автономного округа от 11.11.2010 N 360-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N 507-П
-постановлением Правительства автономного округа от 15.03.2012 N 198-П
В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2010 года N 146-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет (с изм. от 11.11.2010 N 360-П):
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы".
2. Настоящее постановлением вступает в силу с 1 января 2011 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 24 июня 2010 г. N 46-П
Ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования | департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) |
Наименование Программы | ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы" |
Цели и задачи | цель: |
Целевые индикаторы и показатели | уровень производственного травматизма в расчёте на 1000 работающих; |
Характеристика программных мероприятий | совершенствование нормативной правовой базы управления охраной труда в Ямало-Ненецком автономном округе; |
Сроки реализации | 2011 - 2012 годы |
Объёмы финансирования - | общий объём финансирования Программы за счёт средств окружного бюджета - 1000,0 тыс. рублей, в том числе: |
Перечень показателей, характеризующих результаты реализации Программы, ожидаемые конечные результаты реализации Программы | уровень производственного травматизма в расчёте на 1000 работающих составит в 2012 году - 2,0; |
Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда - важнейший социально-политический приоритет, прямо вытекающий из права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплённых в Конституции Российской Федерации и Трудовом кодексе Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие страны зависит от уровня развития трудовых ресурсов, качество и количество которых в значительной мере определяется состоянием здоровья населения трудоспособного возраста. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания являются существенными факторами, влияющими на демографическую ситуацию в Российской Федерации.
Для решения проблемы дефицита трудового потенциала, в том числе на основе повышения производительности труда, коренного улучшения демографической ситуации требуется эффективная охрана труда, которая является основой безопасности жизнедеятельности человека. Поиск новых подходов к управлению охраной труда как на государственном, так и региональном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых задач в этой области.
Состояние и перспективы развития человеческого фактора в структуре производительных сил являются важнейшими проблемами национальной безопасности и основополагающими условиями благополучия страны в настоящем и будущем.
Проблемы охраны труда, особенно проблема производственного травматизма, сегодня волнуют всё мировое сообщество. Для привлечения внимания к этой проблеме Международная организация труда объявила 2003 год Международным годом охраны труда, а 28 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день охраны труда.
Обеспечение условий и охраны труда является одним из важных факторов поступательного социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников организаций, так и для автономного округа в целом.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение её в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти автономного округа, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Для реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в автономном округе принята ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа" на 2009 - 2010 годы", утверждённая постановлением Администрации автономного округа от 22 мая 2008 года N 255-А (далее – действующая Программа). Последовательная и системная работа по реализации мероприятий действующей Программы способствовала планомерному проведению работы в сфере обеспечения охраны труда, повышению социальной ответственности руководителей организаций, расположенных на территории автономного округа, и заинтересованности в создании безопасных условий труда, снижению общего количества несчастных случаев на производстве. В результате реализации мероприятий действующей Программы уровень производственного травматизма в расчёте на 1000 работающих (Кч) в 2009 году снизился на 0,2 процентных пункта (9,1%) и составил 2,0 (в 2008 году – 2,2; по Российской Федерации в 2008 году – 2,5). По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу в течение 2009 года количество погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом уменьшилось по сравнению с 2008 годом на 68,3% и составило 13 человек (в 2008 году – 41 человек). Количество застрахованных, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, уменьшилось в 2009 году на 11,8% и составило 419 человек (в 2008 году – 475 человек).
Однако состояние условий и охраны труда на ряде предприятий и организаций автономного округа остаётся неудовлетворительным. Обеспечение безопасности труда работников в организациях нередко производится по остаточному принципу. Стремление экономить на охране труда продолжает негативно влиять на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы. Так, в 2009 году в автономном округе увеличилась доля промышленных предприятий с неудовлетворительными условиями труда по сравнению с 2008 годом на 0,4% и составляет 69,9% (плановый показатель по Российской Федерации в 2009 году - 56,0%). Доля профессиональных заболеваний, выявленных в ходе проведения периодических медицинских осмотров, уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 10,7% и составляет 66,6% (плановый показатель по Российской Федерации в 2009 году – 71,0%), удельный вес устранённых нарушений в общем количестве выявленных по вопросам охраны труда уменьшился в 2009 году на 7% и составил 74,0% (плановый показатель по Российской Федерации в 2009 году – 87,5%).
Анализ произошедших несчастных случаев с тяжёлыми последствиями на производстве показал, что 35,2% несчастных случаев произошли по причине организационного характера; 22,7% - в связи с нарушением требований безопасности при эксплуатации транспортных средств; 15,9% – по причине нарушения правил дорожного движения.
Профессиональная заболеваемость является одним из основных показателей вредного влияния неблагоприятных условий труда на здоровье работников. Несвоевременное выявление, позднее лечение ведут к развитию профессиональной инвалидности. По данным управления Роспотребнадзора в автономном округе в 2009 году в автономном округе подлежало прохождению периодических медицинских осмотров 63263 работающих во вредных условиях труда, из них прошли осмотры 60624 человека, что составляет 95,8% (в 2008 году - 94,8%). Несмотря на высокий процент охвата медицинскими осмотрами работников промышленных предприятий, связанных с вредными условиями труда, качество проводимых осмотров остаётся на низком уровне. Профессиональные заболевания выявляются на поздних стадиях и, как правило, при наличии уже признаков стойкой утраты трудоспособности.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу за 2009 год выявлен 21 случай профзаболеваний, что на 4,5% меньше, чем за 2008 год (22 случая).
Состояние условий труда, определяющее уровень производственного травматизма и профессиональную заболеваемость, находится в прямой зависимости от совершенствования работы по различным направлениям управления охраной труда.
Важное место в профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний занимает обязательное обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда всех работников организаций, в том числе её руководителей. В течение 2009 года продолжалось формирование системы обучения по охране труда, которая в настоящее время состоит из 14 организаций, оказывающих услугу по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, расположенных на территории автономного округа. В 2009 году в них прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда 2861 человек (в 2008 году - 3185 чел.), в том числе 544 руководителей организаций (в 2008 году – 659 чел.). Количество специалистов, обученных по вопросам охраны труда в 2009 году, увеличилось на 87,5% по отношению к данному показателю за 2008 год (1236 человек) и составило 2317 человек. (с изм. от 11.11.2010 N 360-П)
Особого внимания требуют вопросы обучения по охране труда работников малых предприятий, так как ежегодно значительно увеличивается как их количество, так и численность занятых в таких организациях. В 2009 году прошли обучение 69 человек из числа руководителей и специалистов организаций малого предпринимательства, что на 45,0% меньше, чем в 2008 году (125 чел.). Уменьшение общего количества обученных из числа руководителей и специалистов малых предприятий в 2009 году по сравнению с 2008 годом связано с тем, что в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённым постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29, руководители и специалисты организаций могут проходить специальное обучение по охране труда один раз в три года.
В 2009 году приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 мая 2009 N 284 "Об организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2009 году" для автономного округа было запланировано обучение по охране труда за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации 1041 человек. 1 октября 2009 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приняло решение об отказе в проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по организации и проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2009 году, что дополнительно привело к снижению общего количества обученных по вопросам охраны труда в автономном округе.
В рамках реализации программных мероприятий необходимо дальнейшее взаимодействие с обучающими по охране труда организациями, находящимися на территории автономного округа.
Одним из действенных механизмов обеспечения здоровых и безопасных условий труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая является неотъемлемой частью управления производственным процессом и трудовой деятельностью, имеет чёткую социальную направленность.
Проверки качества проведённых аттестаций рабочих мест по условиям труда в организациях показали, что в 2009 году в автономном округе аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в 122 организациях, что на 71,8% больше, чем в 2008 году (71 организация). При оценке качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда выявляется значительное число нарушений в части определения правильности предоставления компенсаций за тяжёлую работу и работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Продолжается рост количества бюджетных организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда. За 2009 год из 134 организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда (в 2008 году - 80), финансируемых из бюджетов различных уровней, провели 93 организации, из них 56 – учреждения образования автономного округа, 7 – культуры и искусства, 15 – муниципальных унитарных предприятий, 2 – здравоохранения. Увеличилось количество исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, завершивших проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, по сравнению с 2008 годом более чем в 4 раза и составило 13 (в 2008 году – 3).
Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами, помогут улучшить демографическую ситуацию в автономном округе. В целях дальнейшего снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходимо продолжить работу в рамках действующей Программы.
Принятие ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2012 годы" (далее – Программа) обусловлено многогранностью решаемых в автономном округе задач в сфере охраны труда. Реализация Программы обеспечит преемственность и развитие результатов действующей Программы, направленной на повышение эффективности системы управления охраной труда, социальной ответственности работодателей автономного округа, их заинтересованности в создании соответствующих условий труда с целью сохранения жизни и здоровья работников.
Отличие Программы от действующей Программы состоит в следующем:
- направленность на снижение рисков несчастных случаев и профессиональной заболеваемости работников на производстве от предотвратимых причин;
- направленность на содействие сторонам социального партнёрства в организации работ по охране труда;
- ориентированность на межведомственное взаимодействие по формированию банка данных существующих условий труда в исполнительных органах государственной власти автономного округа и подведомственных им государственных учреждениях автономного округа.
Программа сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели и направлена на улучшение условий и охраны труда, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения автономного округа.
Задачи, решаемые Программой, полностью соответствуют цели "Обеспечение защиты прав граждан в области труда" и тактической задаче "Совершенствовать систему управления охраной труда в автономном округе в целях обеспечения прав граждан на безопасные условия труда" департамента по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории автономного округа в соответствии с Положением о департаменте, утверждённым постановлением Губернатора автономного округа от 6 мая 2010 года N 75-ПГ.
Целью Программы является снижение рисков несчастных случаев и профессиональной заболеваемости работников на производстве от предотвратимых причин.
Достижение данной цели предполагается осуществить программным методом посредством решения следующих задач:
- совершенствование государственного управления охраной труда в автономном округе;
- развитие системы обучения в области охраны труда;
- повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков;
- развитие информационного обеспечения по вопросам охраны труда.
Выполнение Программы оценивается по социальной эффективности, измеряемой сохранением жизни и здоровья работников в процессе труда, что позитивно влияет на рынок труда и сохранение социальной стабильности в автономном округе.
Для определения эффективности программных мероприятий предлагается использовать целевые индикаторы и показатели:
1. Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих - 2,0 случая.
2. Количество обученных по охране труда руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных - 3550 человек.
Для достижения цели Программы для каждого пользователя определён вес (относительная значимость) - 0,5. Сумма всех индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации Программы, равна 1.
Методика оценки индикаторов и показателей Программы представлена в приложении N 1 к настоящей Программе.
Осуществление программных мероприятий позволит стабилизировать уровень производственного травматизма в автономном округе, повысить уровень знаний руководителей, специалистов, в том числе отдельных категорий застрахованных автономного округа.
Основными мероприятиями Программы являются: