Таблица 1
N п/п | Показатели (индикаторы) | Единица измере-ния | Базовый уровень (2007 год) | Плани-руемое значе-ние | Фактичес-кое значение | Оценка по итогам 2010 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства | |||||
1.1. | Количество малых предприятий | тыс. ед. | 1,9 | 2,7 | 4,0 | 4,1 |
1.2. | Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях | тыс. чел. | 21,5 | 24,3 | 27,9 | 28,3 |
1.3. (с изм. от 27.06.2011 N 448-П ) | Общий объём продукции, произведённой малыми предприятиями | млрд. руб. | 19,7 | 28,0 | 21,0 | 43,5 |
1.4. | Объём налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет автономного округа | млн. руб. | 864,0 | 1140,0 | 982,5 | 1300,0 |
1.5. | Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций | % | 8,2 | 9,5 | 10,1 | 10,3 |
1.6. | Количество малых и средних предприятий в расчёте на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации | ед. | 3,7 | 7,4 | 7,5 | 7,7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.7. | Доля продукции, произведённой малыми предприятиями, в общем объёме валового регионального продукта | % | 3,45 | 6,8 | 6,8 | 6,8 |
Такая динамика явились результатом целенаправленной государственной поддержки. Так, в автономном округе в три раза была снижена налоговая ставка по упрощённой системе налогообложения, введена патентная форма налогообложения для индивидуальных предпринимателей.
Принят окружной закон, направленный на развитие предпринимательства.
Реализуются мероприятия по организации сети бизнес-инкубаторов, предоставляющих целый комплекс услуг начинающим предпринимателям, начиная от льготной аренды помещений до юридической и финансовой помощи.
Они уже действуют в городах Губкинский, Лабытнанги, Тарко-Сале и Новый Уренгой. В текущем году откроется бизнес-инкубатор в Надыме, Муравленко и Ноябрьске, увеличены площади в Новом Уренгое.
Создана и действует финансовая инфраструктура поддержки предпринимательства: организовано 4 муниципальных фонда в городах Губкинский и Новый Уренгой, в Надымском и Пуровском районах и 2 окружных фонда - Фонд микрозаймов и Фонд поручительств.
Малый бизнес получил более льготные условия по приватизации государственного и муниципального имущества, чем было предложено федеральными нормами.
В связи с этим в 2009 году автономный округ получил диплом "За создание региональной законодательной базы для эффективного развития малого и среднего предпринимательства". Совершенствование регионального законодательства будет продолжаться и дальше.
Таким образом, для развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе, в первую очередь необходимы существенные стимулы, мотивирующие население к предпринимательской деятельности, созданию собственных предприятий. Данные стимулы должны превосходить недостатки, связанные с трудностями ведения бизнеса, обусловленными экономико-географической и социально-демографической спецификой региона.
Эту проблему возможно решить только методом постановки чётких целей и задач, взаимосвязанных со сроками и ресурсами на их реализацию - программно-целевым методом.
Формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Законом автономного округа от 25.12.2008 N 128-ЗАО, Законом автономного округа от 24.05.2012 N 29-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Закон автономного округа от 24.05.2012 N 29-ЗАО),порядком и условиями, предусмотренными настоящей Программой, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа. (с изм. от 23.07.2012 N 603-П)
Необходимо отметить, что для достижения целей в области социально-экономического развития автономного округа, в том числе и создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, помимо настоящей Программы, сформированы самостоятельные, специализированные направления поддержки для отдельных категорий хозяйствующих субъектов и отраслей в зависимости от существующих проблем. Так, на территории автономного округа действуют другие программы, в рамках которых реализуются направления поддержки, рекомендованные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
В частности, Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года N 114-ЗАО "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", предусматривает государственную поддержку общин коренных малочисленных народов Севера и юридическим лицам, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности.
Оказание поддержки хозяйствам в сфере агропромышленного комплекса на территории автономного округа, в том числе и субъектам малого и среднего предпринимательства, проводится в рамках реализации окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа". Финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей, организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребкооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства автономного округа.
Поддержка в области инноваций и промышленного производства осуществляется в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе".
Поддержка возрождения и популяризации декоративно-прикладного искусства и ремёсел коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа осуществляется в рамках реализации окружных целевых программ: "Культура Ямала" и "Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа".
Поддержка и стимулирование развития молодёжного предпринимательства реализуется в рамках окружной целевой программы "Молодёжь Ямала".
Финансовая поддержка производителей хлеба осуществляется в соответствии с Законом автономного округа от 6 октября 2006 года N 47-ЗАО "О государственной поддержке производителей хлеба в Ямало-Ненецком автономном округе и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по поддержке производителей хлеба", на основании постановления Администрации автономного округа от 22 февраля 2007 года N 74-А "О порядке и условиях предоставления государственной поддержки производителям хлеба".
В целях обеспечения занятости населения и развития самозанятости на территории автономного округа принята целевая программа содействия занятости населения автономного округа, которой предусмотрены меры по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в том числе оказание им организационной, консультационной и финансовой (грантовой) поддержки при организации собственного дела.
В целях сокращения административного регулирования, препятствующего развитию предпринимательства, дебюрократизации экономики и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на территории автономного округа реализуется окружная целевая программа "Административная реформа Ямало-Ненецкого автономного округа".
Поэтому при разработке настоящей Программы и определении перечня мероприятий, подкреплённых финансированием, такие направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как финансовая, имущественная поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, ремесленничества и сельского хозяйства не были включены в перечень программных мероприятий.
Основные приоритеты Программы отданы одному из важнейших направлений поддержки - формированию финансовой и имущественной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, без реализации которого невозможно оказание полноценной и разносторонней поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.
Программа реализуется в один этап в течение 2011 - 2013 годов.
II. Основные цели и задачи Программы
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Целями Программы являются: