Действующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы"

Оценка социально-экономической эффективности окружной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы"

Таблица 1

N п/п

Показатели (индикаторы)

Единица измере-ния

Базовый уровень (2007 год)

Плани-руемое значе-ние
 2010 год

Фактичес-кое значение
  I полугодие 2010 года

Оценка по итогам 2010 года

1

2

3

4

5

6

7

1.

Показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства

1.1.

Количество малых предприятий

тыс. ед.

1,9

2,7

4,0

4,1

1.2.

Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях

тыс. чел.

21,5

24,3

27,9

28,3

1.3. (с изм. от 27.06.2011 N 448-П )

Общий объём продукции, произведённой малыми предприятиями

млрд. руб.

19,7

28,0

21,0

43,5

1.4.

Объём налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет автономного округа

млн. руб.

864,0

1140,0

982,5

1300,0

1.5.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций

%

8,2

9,5

10,1

10,3

1.6.

Количество малых и средних предприятий в расчёте на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации

ед.

3,7

7,4

7,5

7,7

1

2

3

4

5

6

7

1.7.

Доля продукции, произведённой малыми предприятиями, в общем объёме валового регионального продукта

%

3,45

6,8

6,8

6,8

Такая динамика явились результатом целенаправленной государственной поддержки. Так, в автономном округе в три раза была снижена налоговая ставка по упрощённой системе налогообложения, введена патентная форма налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Принят окружной закон, направленный на развитие предпринимательства.

Реализуются мероприятия по организации сети бизнес-инкубаторов, предоставляющих целый комплекс услуг начинающим предпринимателям, начиная от льготной аренды помещений до юридической и финансовой помощи.

Они уже действуют в городах Губкинский, Лабытнанги, Тарко-Сале и Новый Уренгой. В текущем году откроется бизнес-инкубатор в Надыме, Муравленко и Ноябрьске, увеличены площади в Новом Уренгое.

Создана и действует финансовая инфраструктура поддержки предпринимательства: организовано 4 муниципальных фонда в городах Губкинский и Новый Уренгой, в Надымском и Пуровском районах и 2 окружных фонда - Фонд микрозаймов и Фонд поручительств.

Малый бизнес получил более льготные условия по приватизации государственного и муниципального имущества, чем было предложено федеральными нормами.

В связи с этим в 2009 году автономный округ получил диплом "За создание региональной законодательной базы для эффективного развития малого и среднего предпринимательства". Совершенствование регионального законодательства будет продолжаться и дальше.

Таким образом, для развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе, в первую очередь необходимы существенные стимулы, мотивирующие население к предпринимательской деятельности, созданию собственных предприятий. Данные стимулы должны превосходить недостатки, связанные с трудностями ведения бизнеса, обусловленными экономико-географической и социально-демографической спецификой региона.

Эту проблему возможно решить только методом постановки чётких целей и задач, взаимосвязанных со сроками и ресурсами на их реализацию - программно-целевым методом.

Формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Законом автономного округа от 25.12.2008 N 128-ЗАО, Законом автономного округа от 24.05.2012 N 29-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Закон автономного округа от 24.05.2012 N 29-ЗАО),порядком и условиями, предусмотренными настоящей Программой, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа. (с изм. от 23.07.2012 N 603-П)

Необходимо отметить, что для достижения целей в области социально-экономического развития автономного округа, в том числе и создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, помимо настоящей Программы, сформированы самостоятельные, специализированные направления поддержки для отдельных категорий хозяйствующих субъектов и отраслей в зависимости от существующих проблем. Так, на территории автономного округа действуют другие программы, в рамках которых реализуются направления поддержки, рекомендованные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

В частности, Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года N 114-ЗАО "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", предусматривает государственную поддержку общин коренных малочисленных народов Севера и юридическим лицам, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности.

Оказание поддержки хозяйствам в сфере агропромышленного комплекса на территории автономного округа, в том числе и субъектам малого и среднего предпринимательства, проводится в рамках реализации окружной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа". Финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей, организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребкооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства автономного округа.

Поддержка в области инноваций и промышленного производства осуществляется в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе".

Поддержка возрождения и популяризации декоративно-прикладного искусства и ремёсел коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа осуществляется в рамках реализации окружных целевых программ: "Культура Ямала" и "Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа".

Поддержка и стимулирование развития молодёжного предпринимательства реализуется в рамках окружной целевой программы "Молодёжь Ямала".

Финансовая поддержка производителей хлеба осуществляется в соответствии с Законом автономного округа от 6 октября 2006 года N 47-ЗАО "О государственной поддержке производителей хлеба в Ямало-Ненецком автономном округе и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по поддержке производителей хлеба", на основании постановления Администрации автономного округа от 22 февраля 2007 года N 74-А "О порядке и условиях предоставления государственной поддержки производителям хлеба".

В целях обеспечения занятости населения и развития самозанятости на территории автономного округа принята целевая программа содействия занятости населения автономного округа, которой предусмотрены меры по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в том числе оказание им организационной, консультационной и финансовой (грантовой) поддержки при организации собственного дела.

В целях сокращения административного регулирования, препятствующего развитию предпринимательства, дебюрократизации экономики и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на территории автономного округа реализуется окружная целевая программа "Административная реформа Ямало-Ненецкого автономного округа".

Поэтому при разработке настоящей Программы и определении перечня мероприятий, подкреплённых финансированием, такие направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как финансовая, имущественная поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, ремесленничества и сельского хозяйства не были включены в перечень программных мероприятий.

Основные приоритеты Программы отданы одному из важнейших направлений поддержки - формированию финансовой и имущественной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, без реализации которого невозможно оказание полноценной и разносторонней поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.

Программа реализуется в один этап в течение 2011 - 2013 годов.

II. Основные цели и задачи Программы

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Целями Программы являются: