Длительный период девяностых годов характеризовался в коммунальном комплексе автономного округа стихийными и точечными инвестиционными проектами без программно-целевой направленности, что отрицательно повлияло на техническое состояние инженерной инфраструктуры в целом. Падение уровня доходов населения отразилось на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства, что, в свою очередь, также повлияло на состояние инженерной инфраструктуры, на необходимость корректировки тарифной политики в ЖКХ, а также на еще большую бюджетную зависимость, в результате чего наблюдается постоянное перераспределение бюджетных средств, предназначенных для других целей.
В рамках окружной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы осуществлялась подпрограмма "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 года" (далее - подпрограмма), направленная на повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания, повышение ресурсной эффективности и обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса, обеспечение оптимизации источников финансирования жилищно-коммунального комплекса автономного округа, создание условий для преобразования муниципальных предприятий автономного округа в самостоятельные хозяйствующие субъекты.
В 2006 - 2010 годах в рамках реализации данной подпрограммы была оказана поддержка в финансировании строительства и реконструкции систем инженерной инфраструктуры в 11 муниципальных образованиях.
Реализация подпрограммы за счет всех источников финансирования обеспечила реализацию 20 мероприятий в рамках отбора проектов за 2008 - 2010 годы. В рамках Адресной инвестиционной программы автономного округа за 2007 - 2010 годы профинансировано 27 мероприятий на общую сумму 958,688 млн. рублей. Общий объем денежных средств, выделенных из окружного бюджета за весь период реализации подпрограммы, составил 1293,511 млн. рублей, из местного бюджета - 74326,83 млн. рублей, внебюджетных источников - 838,54 млн. рублей, что является недостаточным для достижения поставленных целевых показателей.
В дополнение к реализации данной подпрограммы в автономном округе в период до 2010 года также реализовывался ряд муниципальных программ строительства и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, а также объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Проблемы в сфере инженерной инфраструктуры автономного округа образуют следующие группы:
а) проблемы, обусловленные особенностями региона:
- отсутствие централизованного электроснабжения в ряде крупных городов региона;
- высокие вследствие климатически обусловленных причин эксплуатационные издержки;
- низкая экономическая эффективность в основном применяемой на местах дизельной генерации, ее зависимость от завоза;
б) исторически сложившиеся проблемы региона:
- недостаточность обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой;
- морально и технически устаревшее оборудование инженерных сетей;
- неоптимальность схем и оборудования теплоснабжения и электроснабжения;
- отсутствие широкой применяемости экономичных и энергоэффективных решений при строительстве зданий и их инженерной инфраструктуры;
- слаборазвитое жилищно-коммунальное хозяйство в малых поселениях;
- отсутствие документации территориального планирования для всех муниципальных образований региона;
- неполная обеспеченность муниципальных образований разработанными программами комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также инвестиционными и производственными программами организаций местного коммунального комплекса;
- отсутствие согласованности инвестиционных программ развития крупных ресурсодобывающих компаний с региональными и муниципальными программами развития коммунальной инфраструктуры;
- низкая рентабельность электро- и теплогенерации;
- зависимость коммунального сектора от финансовых возможностей бюджетов ввиду применяемых механизмов дотирования убытков;
- нехватка качественного персонала в коммунальном секторе.
Часть обозначенных выше проблем решению не поддается (например, проблемы, обусловленные особенностями региона), негативное влияние же другой части проблем на экономику и социальную сферу возможно снизить путем решения определенного комплекса задач, в том числе в рамках данной Подпрограммы.
Коммунальный комплекс автономного округа включает в себя 246 единиц котельных; 65 электростанций и 2022 трансформаторные подстанции; 41 водоочистное сооружение; 29 канализационных очистных сооружений; 376 насосных станций подъема воды; 141 канализационную насосную станцию; тепловые сети протяженностью 1976,42 км, электрические сети протяженностью 6923,6 км, водопроводные сети протяженностью 1987,73 км, канализационные сети протяженностью 988,91 км.
Техническое состояние инженерной инфраструктуры автономного округа характеризуется повсеместным использованием морально и технически устаревшего оборудования в системах инженерной инфраструктуры, что ведет к низким коэффициентам полезного действия мощностей и значительным потерям энергоносителей.
Уровень износа объектов инженерной инфраструктуры автономного округа по состоянию на 01 января 2010 года составил 51,3% и увеличился на 3,3% по сравнению с 2009 годом. В настоящее время требуется полная замена около 22% магистральных сетей. В муниципальных образованиях город Лабытнанги, Шурышкарский район, Тазовский район отсутствуют водоочистные сооружения. В муниципальных образованиях Красноселькупский, Приуральский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский районы отсутствуют канализационные очистные сооружения.
Основные мероприятия, направленные на снижение уровня износа инженерной инфраструктуры, реализовывались в период 2006 - 2010 годов в рамках ОЦП в автономном округе. За данный период не удалось достичь заданного уровня в связи с фактическим снижением финансирования мероприятий указанной подпрограммы.
В подавляющем большинстве городских округов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.